Традиция: модель или перспектива? (Жозеф де Местр и Эдмунд Бёрк)

Традиция: модель или перспектива? (Жозеф де Местр и Эдмунд Бёрк)


Дегтярева М. И.,

Научный со



DOI: 10.17976/jpps/2003.05.10

Правильная ссылка на статью:

Дегтярева М. И. Традиция: модель или перспектива? (Жозеф де Местр и Эдмунд Бёрк). – Полис. Политические исследования. 2003. № 5. С. 89-97. https://doi.org/10.17976/jpps/2003.05.10


Аннотация

М.И.Дегтярева задается вопросом: чем для двух выдающихся консервативных мыслителей – Жозефа де Местра и Эдмунда Бёрка была традиция – моделью, т.е. культурным образцом, обладающим стабилизирующей, нормативной функцией, или же «открытой перспективой», «становящейся возможностью» изменений, цель которых, однако, – сохранение жизнеспособности политической системы. Несмотря на серьезные различия во взглядах этих представителей консервативной мысли на преобразования, в значительной степени предопределявшиеся историческим контекстом, в котором творил каждый из них, автор полагает, что ни тот, ни другой не обосновал противоположности традиции и изменения. Бёрк противопоставил традиции не изменение вообще, а изменение, игнорирующее традицию как становление и, следовательно, представляющее угрозу свободному развитию. Де Местр же, при всей сложности и противоречивости его рассуждений, в конце концов отказался от сопротивления изменению самого содержания европейской традиции, распадающейся на «самостоятельные проекты».


Список литературы

Делез Ж. 1995. Логика смысла. М.

Манхейм К. 1994. Консервативная мысль. — Диагноз нашего времени. М.

Местр Ж де. 1912. Письма в Сардинию. — Русский архив. № 2. Письмо от 9 (21) февраля 1815 г.

Местр Ж. де. 1937. Санкт-Петербург. 26 ноября (8 декабря) 1810. — Литературное наследство. Русская культура и Франция. I. Т. 29-30. М.

Местр Ж. де. 1997. Рассуждения о Франции. М.

Степанов М., Вермаль Ф. 1937. Жозеф де Местр в России. — Литературное наследство. Русская культура и Франция. I. Т. 29-30. М.

Burke E. 1872. Reflections on the Revolution in France and on the proceedings in certain societies in London relative to that event in a letter intended to have been sent to a gentleman in Paris. 1790. — The works of the right honourable Edmund Burke. v. II. L.

Maistre J. de. 1874. Soireўes de Saint-Petersbourg. V. I. Lion, Paris.

Pompery E. de. 1906. Etude et notice sur comte Josephe de Maistre. — Maistre J. de. Les soireўes de SaintPetersboug. Paris.

Triomphe R. 1968. Josephe de Maistre. Etude sur la vie et sur la doctrine d’ un mateўrialiste mistique. Geўneў.

Содержание номера № 5, 2003

Возможно, Вас заинтересуют:


Магун А. В.,
Новый строй Земли (Карл Шмитт как диагност современного кризиса в мировой политике). – Полис. Политические исследования. 2003. №2

Ерохов И. А.,
О возможности политической морали. – Полис. Политические исследования. 2002. №4

Межуев В. М.,
Насилие и свобода в политическом контексте. – Полис. Политические исследования. 2004. №3

Сулимов К. А.,
Политико-философское понимание политического насилия: поиски смысла. – Полис. Политические исследования. 2004. №3

Ильинская С. Г.,
Терпимость и политическое насилие. – Полис. Политические исследования. 2004. №3


полная версия страницы