Факторы и предпосылки финансовой автономии местного самоуправления


Нечаев В. Д.,

Кандидат политических наук, зав. кафедрой государственного и муниципального управления Курского института менеджмента, экономики и бизнеса.


DOI: 10.17976/jpps/2004.06.05
ID статьи на сайте журнала: 3473


Правильная ссылка на статью:

Нечаев В. Д. Факторы и предпосылки финансовой автономии местного самоуправления. – Полис. Политические исследования. 2004. № 6. С. 36-46. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2004.06.05


Аннотация

В статье представлены результаты эмпирической проверки трех гипотез, касающихся предпосылок финансовой автономии местного самоуправления в российских регионах. Проверка осуществлялась методами табличной группировки и корреляционного анализа. Исследование показало, что уровень финансовой автономии местного самоуправления зависит от степени урбанизации субъекта РФ. Нашла определенное эмпирическое подтверждение и гипотеза о влиянии на уровень финансовой автономии территориальной организации местного самоуправления. Вместе с тем, вопреки исходным предположениям, вытекающим из нормативной теории демократии, прямой корреляции между степенью демократичности региона и уровнем финансовой автономии местного самоуправления выявить не удалось. Более того, обнаружилось, что при росте индекса демократизации возникает тенденция к снижению показателей финансовой автономии. Одно из возможных объяснений данной тенденции автор видит в наличии у глав авторитарных регионов неформальных механизмов контроля над деятельностью органов местного самоуправления, которые снижают их потребность в использовании финансовых рычагов давления.


Список литературы

Бьюкенен Дж., Таллок Г. 1997. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии. — Бьюкенен Дж. Сочинения. М.

Гельман В., Рыженков С., Бри М. (ред.) 2000. Россия регионов: трансформация политических режимов. М.

Даль Р. 2000. О демократии. М.

Кузьмин А.С., Мелвин Н.Дж., Нечаев В.Д. 2002. Региональные политические режимы в постсоветской России: опыт типологизации. — Полис, № 3.

Меркель В., Круассан А. 2002. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях. — Полис, № 1-2.

Нечаев В.Д. 2004. Территориальная организация местного самоуправления в регионах России (Сравнительный анализ курского и белгородского случаев). — Полис, № 2.

Пашенцев В. 1999. Организация местного самоуправления в российских регионах: цифры и типы. — Рыженков С., Винник Н. (ред.) Реформа местного самоуправления в региональном измерении: по материалам из 21 региона Российской Федерации. М.

Петров Н. 2000. Федерализм по-российски. — Pro et Contra, т. 5, № 1.

Bennett R.J. (ed.) 1990. Decentralization, Local Governments and Markets: Towards A PostWelfare Agenda. Oxford.

Bird R.M., Smart M. 2002. Intergovernmental Fiscal Transfers: International Lessons for Developing Countries. Toronto.

Caplow T. A 1956. Theory of Coalition in the Triad. — American Sociological Review, № 21.

Caplow T. 1959. Further Development of Theory Coalition in the Triad. — American Journal of Sociology, № 66.

Ebel R. 1999. Fiscal Decentralization and Intergovernmental Fiscal Relations. — Central European University Summer Program. Budapest.

Ehdaie J. 1994. Fiscal Decentralization and the Size of Government. Policy Research Working Paper 1387, Public Economics Division. World Bank, Dec.

Gunlicks A.B. (ed.) 1981. Local Government Reform and Reorganization. An International Perspective. N.Y., L.

Jaggers K., Gurr T. 1995. Tracking Democracy’s Third Wave with The Polity III Data. — Journal of Peace Research, vol. 32, № 4.

Lane J.-E., Ersson S. 1990. Comparative Politics: From Political Sociology to Comparative Public Policy. — New Development in Political Science. Aldershot.

Luterbacher U. 1995. A Theory of Cooperation in The Triad. — Intriligator M.D., Luterbacher U. (eds.) Cooperative Models in International Research. Boston et al.

McLure Ch.E. 1999. The Tax Assignment Problem: Conceptual and Administrative Considerations in Achieving Subnational Fiscal Autonomy. Washington.

Olson M.C. 1965. The Logic of Collective Action. Cambridge (Mass.).

Page E.C. 1991. Localism and Centralism in Europe. Oxford.

Sharpe L.J. 1970. Theories and Values of Local Government. — Political Studies, № 2.

Stanoejevic M. 1990. Self-Management in the Context of the Disintegration of “Real-Existing” Socialism. — Praxis International, vol. 10, № 1/2.

Vanhanen T. 1984. The Emergence of Democracy. A Comparative Study of 119 States, 1850 — 1979. Helsinki.

Vanhanen T. 1989. The Process of Democratization. A Comparative Study of 147 States, 1980 — 1988. N.Y. et al.

Содержание номера № 6, 2004

Возможно, Вас заинтересуют:


Дурдин Д. М.,
“Образ” политического лидера и возможности его изменения. – Полис. Политические исследования. 2000. №2

Глубоцкий А. Ю., Кынев А. В.,
Партийная составляющая законодательных собраний российских регионов. – Полис. Политические исследования. 2003. №6

Толпыго А. К.,
Красные на Украине. – Полис. Политические исследования. 1999. №4

Гаман-Голутвина О. В.,
Региональные элиты России: персональный состав и тенденции эволюции (I). – Полис. Политические исследования. 2004. №2

Охрименко В. С.,
Президентские выборы в Беларуси: взгляд из 1997 года . – Полис. Политические исследования. 1997. №6



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
1 2009


Митрофанова А. В.
Лабиринты и загадки теократии

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991