Преодоление Евразии (Геоэкономический этюд)


Неклесса А. И.,

Зав. лабораторией геоэкономических исследований (лаборатория “Север–Юг”) Института Африки РАН, председатель Комиссии по социокультурным проблемам глобализации, член бюро Научного совета “История мировой культуры” при Президиуме РАН, neklessa@intelros.ru

DOI: 10.17976/jpps/2014.03.03
ID статьи на сайте журнала: 4844


Правильная ссылка на статью:

Неклесса А. И. Преодоление Евразии (Геоэкономический этюд). – Полис. Политические исследования. 2014. № 3. С. 27-46. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2014.03.03


Аннотация

Нынешняя эпоха – период глобальной трансформации мироустройства: транзит от территориального (геополитического) формата городской культуры Модернити и его основной политической формы – национальной государственности к геоэкономическому: динамическому modus operandi трансграничной метаполисной культуры (геоэкономика). Актуальная формула нынешнего этапа миростроительства – новый регионализм, который складывается на основе существующих экономических связей в рамках геоэкономической матрицы нового разделения труда и социокультурной гравитации, соединяющей комплементарные народы в комплексные динамичные сообщества, исходя из скорее антропологического, нежели территориального прочтения постсовременной политической географии (“страны – это люди”). Ключевым ресурсом оказывается социокультурная идентичность и деятельная, производительная состоятельность, проявляющаяся в рамках геоэкономического и постэкономического мировидения. Складывание российской идентичности тесно связано с территориальной экспансией в северо-восточном направлении, что предполагало как колонизацию и геокультурную сборку обширных пространств, так и целенаправленное продвижение к океаническому побережью: проводку Северного морского пути, прокладывание Великого Сибирского тракта, обустройство Приморья с выходом на просторы Тихого океана (Славороссия), а также поступательное освоение Туркестана и Северо-Восточного Китая (Желтороссия) с перспективой реализации идеи трансъевразийского трамплина. Основным средством экспансии и обустройства мыслились транспортные артерии, главным образом железнодорожное строительство: Транссибирская магистраль, КВЖД, ЮМЖД, Закаспийская трасса и другие. Реализация масштабного мегапроекта транспортно-инфраструктурного обустройства России была завершена в начале XX века и являлась основанием для промышленного, индустриального взлета.

Ключевые слова
геоэкономика; геополитика; Россия; Евразия; Сибирь; Дальний Восток; Желтороссия; Славороссия; Русская Америка; Маньчжурия; Транссибирская магистраль; КВЖД; ЮМЖД; Северный морской путь.


Содержание номера № 3, 2014

Возможно, Вас заинтересуют:



ПАНОРАМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ РОССИИ: ДАЛЬНИЙ ВОСТОК. – Полис. Политические исследования. 2004. №5

Симония Н. А.,
Новые стратегические факторы в борьбе за модернизацию России. – Полис. Политические исследования. 2014. №3

Иноземцев В. Л.,
Колонии и зависимые территории: Приглашение к дискуссии. – Полис. Политические исследования. 2013. №4

Исаев Б. А.,
Геополитика классическая и геополитика современная. – Полис. Политические исследования. 2011. №2

Колосов В. А., Зотова М. В., Попов Ф. А., Гриценко А. А., Себенцов А. Б.,
Постсоветское пограничье России между Востоком и Западом (анализ политического дискурса). Часть II. Глядя на Восток. – Полис. Политические исследования. 2018. №5



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
№ 1 2016


Бузгалин А. В., Колганов А. И., Барашкова О. В.
Россия: новая империалистическая держава?

 Полный текст
 

Архив номеров

   2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991