Российская политика сквозь призму социологических замеров

Российская политика сквозь призму социологических замеров


Чугров С. В.,

Профессор МГИМО МИД России, доктор социологических наук, главный редактор журнала «Полис. Политические исследования», new-polis@politstudies.ru


elibrary_id: 252110 | ORCID: 0000-0002-8307-7606 |


DOI: 10.17976/jpps/2016.05.16

Правильная ссылка на статью:

Чугров С. В. Российская политика сквозь призму социологических замеров. – Полис. Политические исследования. 2016. № 5. С. 183-191. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.05.16


Аннотация

Стартовой точкой для автора настоящего эссе стала книга “Россия удивляет 2015: настроения, суждения, ценности”, подготовленная ведущими аналитическими центрами – ВЦИОМ, центром социального проектирования “Платформа” и Институтом социально-экономических и политических исследований (Фонд ИСЭПИ). Сложности изучения политического сознания общества возникают, в частности, из-за того, что само общество не монолитно и отличается крайне противоречивым, составным характером. Кроме того, политологи и социологи зачастую апеллируют к разным интерпретационным критериям. В национальном сознании россиян на первое место вышли проблемы самоидентификации, позиционирования себя в новом турбулентном мире. Последствия крымского воссоединения, кровопролитный конфликт на Юго-Востоке Украины, введение западных санкций, атмосфера неприязненности в отношениях с некоторыми соседями не могли не сказаться на росте психологической напряженности в российском обществе и вызвали его поляризацию. При анализе данных из книги “Россия удивляет 2015” складывается впечатление, что удивления достойны противоречивость, двойственность и консервативность общественного мнения страны. Мы наблюдаем медленное формирование некоего очевидного антизападного дискурса на фоне аморфной, невербализованной нелинейной идеологии. Как показывает книга, на наших глазах складывается относительный консенсус, основанный на чувстве патриотизма и на антизападной риторике; особая, весьма противоречивая роль в этом процессе формирования общественного мнения принадлежит Интернету и социальным сетям.

Ключевые слова
Россия; социологические опросы; общественное мнение; социальные сети; девиантное поведение.


Содержание номера № 5, 2016

Возможно, Вас заинтересуют:


Аналитический доклад ИС РАН ,
Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров). – Полис. Политические исследования. 2011. №6

Безвиконная Е. В.,
Системно-синергетийная модель политической системы . – Полис. Политические исследования. 2009. №3

Ослон А. А.,
Мегаопросы населения России (Проект “Георейтинг”). – Полис. Политические исследования. 2006. №6

Поляков Л. В.,
Электоральное поведение россиян. – Полис. Политические исследования. 2011. №6

Бернейс Э. ,
Манипуляция общественным мнением: как и почему. – Полис. Политические исследования. 2012. №4


полная версия страницы