И не друг, и не враг: Дональд Трамп в российских СМИ

И не друг, и не враг:
Дональд Трамп в российских СМИ


Казун А. Д.,

Кандидат социологических наук, младший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований, преподаватель факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Москва, adkazun@hse.ru


elibrary_id: 822971 | ORCID: 0000-0002-9633-2776 | RESEARCHER_ID: K-6835-2015

Казун А. П.,

Кандидат социологических наук, научный сотрудник Международного центра изучения институтов и развития Института анализа предприятий и рынков, старший преподаватель департамента прикладной экономики, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Москва, kazun.anton@gmail.com


elibrary_id: 749056 |


DOI: 10.17976/jpps/2019.01.07

Правильная ссылка на статью:

Казун А. Д., Казун А. П. И не друг, и не враг: Дональд Трамп в российских СМИ. – Полис. Политические исследования. 2019. № 1. С. 90-104. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.01.07


Аннотация

В статье рассматривается дискуссия в российской прессе о деятельности Д.Трампа во время избирательной кампании и в течение полугода после ее завершения. Авторы провели количественный анализ публикаций о Дональде Трампе в 500 журналах и 250 крупнейших федеральных газетах России. Источником данных относительно тона новостных сообщений об американском президенте послужила база “Медиалогия”, на основе которой делается вывод, что образ Трампа не был однозначно позитивным, как об этом писали некоторые зарубежные исследования. Опираясь на теорию сетевой повестки и базу печатной прессы “Интегрум”, авторы проанализировали контекст, в котором упоминался Д. Трамп за месяц до выборов, в месяц после выборов и в июне 2017 г., непосредственно перед его первой встречей с Владимиром Путиным. На базе анализа сетевых повесток в российской федеральной прессе можно сделать вывод, что во время выборов Трамп представлялся российскими СМИ не как фаворит гонки, а как противник Хиллари Клинтон и критик американской политики последних лет. В этом контексте его вероятный проигрыш позволил бы российским СМИ усилить негативное впечатление россиян от американских выборов. Однако после объявления результатов выборов российские СМИ поменяли тактику и начали писать о Трампе как о друге России, что было связано с надеждами на отмену политических и экономических санкций. Политика Трампа не оправдала ожиданий россиян, и уже с начала 2017 г. о нем стало выходить больше негативных, чем позитивных публикаций. Окончательно позитивный образ Трампа разрушился после начала американских военных действий в Сирии и введения новых санкций против России. В июне 2017 г. Дональд Трамп все чаще упоминался федеральными газетами в контексте таких вопросов, как хакерские атаки и протесты. 

Ключевые слова
СМИ, Дональд Трамп, Хиллари Клинтон, выборы в США, общественное мнение, сетевая повестка дня.


Список литературы

Арбатов А.Г., Арбатова Н.К. 2017. Фактор Трампа в российско-американских отношениях. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 160-178. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.03.11

Дьякова Е.Г. 2003. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 109-119. https://doi.org/10.17976/jpps/2003.03.11

Казун А.Д. 2017. Откуда берется повестка дня? Роль СМИ в конструировании значимости событий. – Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. Т. 124. № 1-2. С. 182-189.

Соловей В.Д. 2017. Цифровая мифология и избирательная кампания Дональда Трампа. – Полис. Политические исследования. № 5. С. 122-132. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.05.09

Черненко Ю.А. 2017. Политический сторителлинг в условиях новой экологии медиа: инструменты, стратегии и перспективы. – Медиаальманах. № 2. С. 12-19. 

Aaldering L., Vliegenthart R. 2016. Political Leaders and the Media. Can We Measure Political Leadership Images in Newspapers Using Computer-Assisted Content Analysis? – Quality & Quantity. Vol. 50. No. 5. P. 1871-1905. https://doi.org/10.1007/s11135-015-0242-9

Balmas M., Sheafer T. 2013. Leaders First, Countries After: Mediated Political Personalization in the International Arena. – Journal of Communication. Vol. 63. No. 3. P. 454-475. https://doi.org/10.1111/jcom.12027

Bean C. 1993. The Electoral Influence of Party Leader Images in Australia and New Zealand. – Comparative Political Studies. Vol. 26. No. 1. P. 111-132. https://doi.org/10.1177/0010414093026001005

Blondheim M., Segev E., Cabrera M.-A. 2015. The Prominence of Weak Economies: Factors and Trends in Global News Coverage of Economic Crisis, 2009-2012. – International Journal of Communication. No. 9. Р. 46-65.

Chang T.-K., Shoemaker P.J., Brendlinger N. 1987. Determinants of International News Coverage in the U.S. Media. – Communication Research. Vol 14. No. 4. P. 396-414. https://doi.org/10.1177/009365087014004002

Entman R.M. 2008. Theorizing Mediated Public Diplomacy: The U.S. Case. – The International Journal of Press/Politics. Vol. 13. No. 2. P. 87-102. https://doi.org/10.1177/1940161208314657

Gehlbach S. 2010. Reflections on Putin and the Media. – Post-Soviet Affairs. Vol. 26. No. 1. P. 77-87. https://doi.org/10.2747/1060-586X.26.1.77

Gerber T. 2015. Foreign Policy and the United States in Russian Public Opinion. – Problems of Post-Communism. Vol. 62. No. 2. P. 98-111. https://doi.org/10.1080/10758216.2015.1010909

Guo L. 2012. The Application of Social Network Analysis in Agenda Setting Research: A Methodological Exploration. – Journal of Broadcasting & Electronic Media. Vol. 56. No. 4. P. 616-631. https://doi.org/10.1080/08838151.2012.732148

Guo L., Chen Y.-N., Vu H., Wang Q., Aksamit R., Guzek D., McCombs M. 2015. Coverage of the Iraq War in the United States, Mainland China, Taiwan and Poland. – Journalism Studies. Vol. 16. No. 3. P. 343-362. https://doi.org/10.1080/1461670X.2014.885198

Guo L., Vargo C. 2015. The Power of Message Networks: A Big-Data Analysis of the Network Agenda Setting Model and Issue Ownership. – Mass Communication and Society. Vol. 18. No. 5. P. 557-576. https://doi.org/10.1080/15205436.2015.1045300

Hart R. 2017. The People’s Voice During the 2016 Presidential Campaign. – American Behavioral Scientist. Vol. 61. No. 6. P. 566-583. https://doi.org/10.1177/0002764217707622

Horvit B., Gade P., Lance E. 2013. News Wire Greatest Predictor of Papers’ International News. – Newspaper Research Journal. Vol. 34. No. 1. P. 89-103. https://doi.org/10.1177/073953291303400108

Kazun A.D., Kazun A.P. 2017. Coverage of Three Tragedies in the Russian Media: Application of the Network Agenda Model. – NRU Higher School of Economics. Series PS “Political Science”. No. WP BRP 48/PS/2017. 26 р. URL: https://wp.hse.ru/data/2017/08/11/1174375941/48PS2017.pdf (accessed 25.09.2018).

Kiousis S., Kim J., Ragas M., Wheat G., Kochhar S., Svensson E., Miles M. 2015. Exploring New Frontiers of Agenda Building During the 2012 US Presidential Election Pre-Convention Period. – Journalism Studies. Vol. 16. No. 3. P. 363-382. https://doi.org/10.1080/1461670X.2014.906930

Lawrence R., Boydstun A. 2017. What We Should Really Be Asking About Media Attention to Trump. – Political Communication. Vol. 34. No. 1. P. 150-153. https://doi.org/10.1080/10584609.2016.1262700

Lee S. 2007. International Public Relations as a Predictor of Prominence of US News Coverage. – Public Relations Review. Vol. 33. No. 2. P. 158-165. https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2007.02.002

McCombs M. 2014. Setting the Agenda: Mass Media and Public Opinion. John Wiley & Sons. 208 р.

McCombs M., Graber D., Weaver D. 1981. Media Agenda-Setting in the Presidential Election. N.Y.: Praeger Scientific. 227 р.

McCombs M., Shaw D., Weaver D. 2014. New Directions in Agenda-Setting Theory and Research. – Mass Communication and Society. Vol. 17. No. 6. P. 781-802. https://doi.org/10.1080/15205436.2014.964871

McGregor S., Mourao R. 2017. Second Screening Donald Trump: Conditional Indirect Effects on Political Participation. – Journal of Broadcasting & Electronic Media. Vol. 61. No. 2. P. 264-290. https://doi.org/10.1080/08838151.2017.1309418

McManus J. 1994. Market-Driven Journalism: Let the Citizen Beware? CA: Sage Publications. 260 р.

Rosengren K. 1974. International News: Methods, Data and Theory. – Journal of Peace Research. Vol. 11. No. 2. P. 145-156.

Segev E. 2015. Visible and Invisible Countries: News Flow Theory Revised. – Journalism. Vol. 16. No. 3. P. 412-428. https://doi.org/10.1177/1464884914521579

Sheafer T. 2001. Charismatic Skill and Media Legitimacy: An Actor-Centered Approach to Understanding the Political Communication Competition. – Communication Research. Vol. 28. No. 6. P. 711-736. https://doi.org/10.1177/009365001028006001

Shenhav S., Rahat G., Sheafer T. 2012. Testing the Language–Power Assumption of Critical Discourse Analysis: The Case of Israel’s Legislative Discourse. – Canadian Journal of Political Science. Vol. 45. No. 1. P. 207-222. https://doi.org/10.1017/S0008423911000965

Shoemaker P., Danielian L., Brendlinger N. 1991. Deviant Acts, Risky Business and U.S. Interests: The Newsworthiness of World Events. – Journalism Quarterly. Vol. 68. No. 4. P. 781-795.

Slutsky P., Gavra D. 2017. The Phenomenon of Trump’s Popularity in Russia: Media Analysis Perspective. – American Behavioral Scientist. Vol. 61. No. 3. P. 334-344. https://doi.org/10.1177/0002764217693281

Van Aelst P., Sheafer T., Stanyer J. 2012. The Personalization of Mediated Political Communication: A Review of Concepts, Operationalizations and Key Findings. – Journalism. Vol. 13. No. 2. P. 203-220. https://doi.org/10.1177/1464884911427802

Vu H., Guo L., McCombs M. 2014. Exploring ‘the World Outside and the Pictures in Our Heads’: A Network Agenda-Setting Study. – Journalism & Mass Communication Quarterly. Vol. 91. No. 4. P. 669-686. https://doi.org/10.1177/1077699014550090

Waismel-Manor I., Tsfati Y. 2011. Why Do Better-Looking Members of Congress Receive More Television Coverage? – Political Communication. Vol. 28. No. 4. P. 440-463. https://doi.org/10.1080/10584609.2011.617719

Wu H.D. 2007. A Brave New World for International News? Exploring the Determinants of the Coverage of Foreign News on US Websites. – International Communication Gazette. Vol. 69. No. 6. P. 539-551.

Содержание номера № 1, 2019

Возможно, Вас заинтересуют:


Соловей В. Д.,
Цифровая мифология и избирательная кампания Дональда Трампа. – Полис. Политические исследования. 2017. №5

Симония Н. А.,
Итоги президентских выборов в США и перспективы складывания нового многополярного миропорядка. – Полис. Политические исследования. 2017. №2

Безвиконная Е. В.,
Системно-синергетийная модель политической системы . – Полис. Политические исследования. 2009. №3

Бернейс Э. ,
Манипуляция общественным мнением: как и почему. – Полис. Политические исследования. 2012. №4

Шаклеина Т. А.,
Дональд Трамп и “новый популизм” в Америке. – Полис. Политические исследования. 2021. №5



Комментарии к этой странице:

 
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991