Преодоление Евразии (Геоэкономический этюд)


Неклесса А. И.,

Зав. лабораторией геоэкономических исследований (лаборатория “Север–Юг”) Института Африки РАН, председатель Комиссии по социокультурным проблемам глобализации, член бюро Научного совета “История мировой культуры” при Президиуме РАН, neklessa@intelros.ru

elibrary_id: 74629 |


DOI: 10.17976/jpps/2014.03.03
Правильная ссылка на статью:

Неклесса А. И. Преодоление Евразии (Геоэкономический этюд). – Полис. Политические исследования. 2014. № 3. С. 27-46. https://doi.org/10.17976/jpps/2014.03.03


Аннотация

Нынешняя эпоха – период глобальной трансформации мироустройства: транзит от территориального (геополитического) формата городской культуры Модернити и его основной политической формы – национальной государственности к геоэкономическому: динамическому modus operandi трансграничной метаполисной культуры (геоэкономика). Актуальная формула нынешнего этапа миростроительства – новый регионализм, который складывается на основе существующих экономических связей в рамках геоэкономической матрицы нового разделения труда и социокультурной гравитации, соединяющей комплементарные народы в комплексные динамичные сообщества, исходя из скорее антропологического, нежели территориального прочтения постсовременной политической географии (“страны – это люди”). Ключевым ресурсом оказывается социокультурная идентичность и деятельная, производительная состоятельность, проявляющаяся в рамках геоэкономического и постэкономического мировидения. Складывание российской идентичности тесно связано с территориальной экспансией в северо-восточном направлении, что предполагало как колонизацию и геокультурную сборку обширных пространств, так и целенаправленное продвижение к океаническому побережью: проводку Северного морского пути, прокладывание Великого Сибирского тракта, обустройство Приморья с выходом на просторы Тихого океана (Славороссия), а также поступательное освоение Туркестана и Северо-Восточного Китая (Желтороссия) с перспективой реализации идеи трансъевразийского трамплина. Основным средством экспансии и обустройства мыслились транспортные артерии, главным образом железнодорожное строительство: Транссибирская магистраль, КВЖД, ЮМЖД, Закаспийская трасса и другие. Реализация масштабного мегапроекта транспортно-инфраструктурного обустройства России была завершена в начале XX века и являлась основанием для промышленного, индустриального взлета.

Ключевые слова
геоэкономика; геополитика; Россия; Евразия; Сибирь; Дальний Восток; Желтороссия; Славороссия; Русская Америка; Маньчжурия; Транссибирская магистраль; КВЖД; ЮМЖД; Северный морской путь.


Содержание номера № 3, 2014

Возможно, Вас заинтересуют:


Караганов С. А.,
Уход военного превосходства Запада и геоэкономика. – Полис. Политические исследования. 2019. №6


ПАНОРАМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ РОССИИ: ДАЛЬНИЙ ВОСТОК. – Полис. Политические исследования. 2004. №5

Симония Н. А.,
Новые стратегические факторы в борьбе за модернизацию России. – Полис. Политические исследования. 2014. №3

Иноземцев В. Л.,
Колонии и зависимые территории: Приглашение к дискуссии. – Полис. Политические исследования. 2013. №4

Исаев Б. А.,
Геополитика классическая и геополитика современная. – Полис. Политические исследования. 2011. №2


полная версия страницы