Различия политических культур и международные конфликты


Федотова В. Г.,

Доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник сектора социальной философии Института философии РАН, valentina_fedotova@front.ru

elibrary_id: 1435 |


DOI: 10.17976/jpps/2015.01.05
Правильная ссылка на статью:

Федотова В. Г. Различия политических культур и международные конфликты. – Полис. Политические исследования. 2015. № 1. С. 44-54. https://doi.org/10.17976/jpps/2015.01.05


Аннотация

Драматические события на Украине разрушают установившийся было мировой порядок и не получают концептуальных оценок. Ситуация рассматривается как чисто политическая и мало обсуждается на теоретическом уровне, в отличие от имевших место серьезных исследований холодной войны. В данной статье дается обзор некоторых точек зрения американских исследователей, опасающихся необратимых перемен и не вполне согласных или несогласных вовсе с Вашингтоном. Изучение их позиций привело автора к пониманию различия политических культур России и Запада. Россия, имеющая очевидные цели защиты своих национальных интересов, на уровне геополитики сталкивается с западной концепцией демократических преобразований, прикрывающих на деле геополитические интересы расширения сфер влияния Запада. Автор попытался показать, что решающими концептами в понимании конфликта «Запад – не-Запад» является сохраняющаяся приверженность Запада модели модернизации незападных стран по пути догоняющего Запад развития. Эта модель не адекватна реальному характеру модернизационных процессов во многих незападных странах, прежде всего – в России и Китае, где формируются национальные модели модернизации, заимствующие опыт как Запада, так и не-Запада на основе использования своей культуры как ресурса развития. С этой точки зрения демократия не представляется готовым проектом, а строится каждой страной с учетом возможности ее принятия массами. Поднимается волнующая и раздражающая Запад проблема российских традиционных ценностей, выдвинувшаяся сегодня в России на ведущее место. Показано, что традиционные ценности присущи и Западу, а отказ от них привел бы к аномии в период перехода к модерну. Россия с XVIII в., при Петре Первом, вступила на путь модернизации и вышла на его более зрелые фазы с отменой крепостного права, и в русле реформ второй половины XIX в., в ходе буржуазных и социалистической революций, завершившихся индустриализацией, обеспечивших победу над фашизмом, демократизацию, вступление на капиталистический путь развития в XX-XXI вв. Два с половиной века Россия находится в процессе модернизации, и многие ее ценности являются современными. Подвергается критике сужение концепта Европы до рамок ЕС. Обе политические культуры – российская и западная – содержат общие элементы, но различные доминанты. Их серьезное и взаимное обсуждение может произвести сдвиги, способные уберечь от непоправимых перемен.

Ключевые слова
Россия; Запад; Украина; США; Европа; модернизация; ценности; модерн; политические культуры; мировой порядок; диалог; национальные интересы; демократия.


Содержание номера № 1, 2015

Возможно, Вас заинтересуют:


Чугров С. В.,
Россия и Европа: диалог о ценностях в пространстве цивилизации. – Полис. Политические исследования. 2015. №4

Глинчикова А. Г.,
Демократическая модернизация и национальная культура. – Полис. Политические исследования. 2010. №6

Пляйс Я. А.,
Россия и Европа: зачем мы нужны друг другу (О преодолении цивилизационного разлома). – Полис. Политические исследования. 2000. №6

Караганов С. А.,
Уход военного превосходства Запада и геоэкономика. – Полис. Политические исследования. 2019. №6

Салмин А. М.,
Россия, Европа и новый мировой порядок . – Полис. Политические исследования. 1999. №2


полная версия страницы