Несколько “уроков” теории и практики гражданского образования

Несколько “уроков” теории и практики гражданского образования


Ключарёв Г. А.,

Доктор философских наук, руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН, kliucharev@mail.ru

Трофимова И. Н.,

Доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии ФНИСЦ РАН, itnmv@mail.ru


elibrary_id: 639295 | ORCID: 0000-0003-4096-9804 | RESEARCHER_ID: AAB-1392-2019


DOI: 10.17976/jpps/2016.01.12
Рубрика: Лаборатория

Правильная ссылка на статью:

Ключарёв Г. А., Трофимова И. Н. Несколько “уроков” теории и практики гражданского образования. – Полис. Политические исследования. 2016. № 1. С. 175-191. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.01.12


Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы гражданского образования и воспитания. Предметом анализа выступает противоречие междуконкретным целеполаганием образовательного процесса и многообразием и непредсказуемостью политической жизни, которое особенно ярко проявляетсяв обществах переходно-инверсионного типа, в том числе в российском. В работе обосноваются подходы к построению современной модели гражданскогообразования, обеспечивающей функционально-динамическое взаимодействие политической системы и ее социальной среды. Рассматриваются теоретические наработки, способные составить концептуальную основу современной моделигражданского образования. Обосновывается представление о перспективах компетентностного подхода, в рамках которого приобретает значение не только согласование когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов гражданского образования, но также его эффективная реализация в отношенияхгражданина с общественными и политическими институтами. С учетомвостребованности “навыков XXI века” (лидерство, критическое мышление,умение решать проблемы, индивидуальная ответственность, сотрудничествои любознательность) рассматриваются точки их преломления в сфере гражданского образования (гражданская активность, рациональное поведение, баланс интересовгосударства, общества и индивида и др.). При этом показано, что многие из этих навыков могут реализовываться в различных культурных и общественно-политических контекстах, о чем говорят примеры исторического и сегодняшнего локального и регионального опыта. Делается вывод, что решение противоречиямежду образованием и политикой возможно в рамках самого широкого подхода к определению гражданского образования. Гражданское образование – это все процессы, которые влияют на убеждения, обязанности, возможности и действиялюдей в качестве членов или потенциальных членов общества.

Ключевые слова
гражданское образование; гражданская компетенция; активное гражданство; политика; индивид; государство; общество.


Содержание номера № 1, 2016

Возможно, Вас заинтересуют:


Кочетков А. П.,
Некоторые особенности развития гражданского общества в странах Азии. – Полис. Политические исследования. 2016. №2

Красин Ю. А.,
Государство и общество: сдвиги во властном поле. – Полис. Политические исследования. 2013. №5

Шестопал Е. Б.,
Государство и гражданин: трагедия или драма?. – Полис. Политические исследования. 2011. №6

Патрушев С. В.,
Гражданская активность: институциональный подход. Перспективы исследования. – Полис. Политические исследования. 2009. №6


ЛАБОРАТОРИЯ: ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВО . – Полис. Политические исследования. 2012. №3


полная версия страницы