Особенности политического восприятия в современных российских условиях

Особенности политического восприятия в современных российских условиях


Зверев А. Л.,

Кандидат политических наук, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, zveandr@mail.ru

Палитай И. С.,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, 8321532@gmail.com


elibrary_id: 708065 | ORCID: 0000-0001-9932-562X | RESEARCHER_ID: V-5569-2018

Смулькина Н. В.,

Кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры социологии и психологии политики факультета политологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, smulkina@mail.ru


elibrary_id: 777440 | ORCID: 0000-0002-6691-5372 | RESEARCHER_ID: Q-9718-2017

Рогозарь А. И.,

Аспирант кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, anna_rogozar@mail.ru



DOI: 10.17976/jpps/2016.03.05

Правильная ссылка на статью:

Зверев А. Л., Палитай И. С., Смулькина Н. В., Рогозарь А. И. Особенности политического восприятия в современных российских условиях. – Полис. Политические исследования. 2016. № 3. С. 40-54. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.03.05


Аннотация

Данная статья посвящена исследованию феномена политического восприятия в России, которое уже более 15 лет проводится на кафедре социологии и психологии политики факультета политологии МГУ. В центре внимания авторов находятся сложившиеся в массовом сознании граждан образы политических лидеров, власти и ее институтов и политических партий. Анализ эмпирических данных за 2013‑2014 гг., а также за предыдущие годы позволил выявить некоторые тенденции и особенности в политическом восприятии в условиях нового политического контекста, сложившегося в ходе третьего президентского срока В. Путина. Результаты исследования позволяют говорить о том, что состояние массового сознания при всей его сложности и многомерности становится более гомогенным. К тому же можно констатировать, что к 2014 г. в обществе сложился ценностный консенсус, зревший десятилетие до этого и пришедший на смену мозаичному сознанию 2000‑х годов. Экономические проблемы и обострение международной обстановки не дестабилизировали ситуацию в стране, а способствовали консолидации общества и возвращению к традиционным ценностям российской политической культуры: справедливости, патриотизму. Залогом успешного политического развития граждане считают создание сильного государства, самостоятельно определяющего свой путь, в том числе и формы демократического устройства. В период исследований также наблюдается тенденция к росту числа тех граждан, у которых актуализирована потребность в безопасности (потребность в стабильности и наведении порядка).

 

Ключевые слова
политическое восприятие; образ власти; образ политического лидера; образ партии; политический контекст; массовое сознание; ценности.


Список литературы

Букреева О.В. 2013. Сравнительный анализ рационального и бессознательного ком­понентов образов власти в современной России. Дисс... канд. полит. наук. М. 154 с.

Зверев А.Л., Ахматнурова С.Ф. 2015. Оптика восприятия современной российской политики. – Вестник РГГУ. Серия Политология. История Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. № 11. С. 42‑51.

Политология. Под ред. С.Г. Киселева. 2008. М.: Проспект. 480 с.

Путин 3.0: общество и власть в новейшей истории России. Под ред. Е.Б. Шестопал. 2015. М.: АРГАМАК-МЕДИА. 420 с.

Смулькина Н.В. 2013. Факторы, влияющие на восприятие кандидатов в Президенты в российской избирательной кампании. – Вестник Томского государ­ственного университета. Философия, Социология. Политология. № 3. С. 30‑36.

Шестопал Е.Б. 2002. Политическая психология. М.: ИНФРА-М. 448 с.

Шестопал Е.Б. 2008. Образ и имидж в политическом восприятии: актуальные про­блемы исследования. ‒ Образы государств, наций и лидеров. Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс. С. 8‑24.

Шестопал Е.Б., Палитай И.С. 2014. Психологические особенности восприятия политических партий в современной России. – Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. № 4. С. 28‑51.

Bruner J., Jerome S., Goodman C. 1947. Value and Need as Organizing Factors in Perception. ‒ Journal of Abnormal and Social Psychology. Vol. 42. No. 1. P. 33‑44. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/h0058484

Bruner J., Postman L. Perception Cognition and Behavior. ‒ Journal of Personality. 1949. Vol. 18. No. 1. P. 14‑31. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1467‑6494.1949.tb01229.x

De Landtsheer C., De Vries Ph., Vertessen D. Political Impression Management: How Metaphors, Sound Bites, Appearance Effectiveness, and Personality Traits Can Win Elections. ‒ Journal of Political Marketing. 2008. Vol. 7. No. 3‑4. P. 217‑238. DOI: http:// dx.doi.org/10.1080/15377850802005083

Fiske S., Neuberg S. 1990. A Continuum of Impression Formation, from Category-based to Individuating Processes: Influences of Information and Motivation on Attention and Interpretation. ‒ Advances in experimental social psychology. Ed. by M.P. Zanna. New York: Academic Press. Vol. 23. P. 1‑74.

New Trends in Russian Political Mentality: Putin 3.0. Ed. by E.B. Shestopal. Lanham, Maryland: Lexington Books. 2016. 414 p.

Osgood C., Suci G., Tannenbaum P. 1957. The Measurement of Meaning. Urbana: University of Illinois Press. 323 p.

Parker-Stephen E. 2004. Political Perception and the Micro-Macro Paradox. Paper Presented at the Annual Meeting of the Midwest Political Science Association. Chicago, Illinois. 35 p. URL: http://citation.allacademic.com//meta/p_mla_apa_research_citation/ 0/8/2/5/7/pages82571/p82571‑5.php (accessed 08.01.2016).

Woon J. 2007. Asymmetric Partisan Biases in Perceptions of Political Parties. Pittsburgh: Carnegie Mellon University. 28 p. URL: http://www.pitt.edu/~woon/papers/ partisanbias_ mpsa07.pdf (accessed 02.03.2016).

Zebrowitz L. 1990. Social Perception (Mapping Social Psychology). Buckingham: Open University Press. 240 p. 

Содержание номера № 3, 2016

Возможно, Вас заинтересуют:


Пищева Т. Н., Виноградова Н. С., Недова А. Д.,
Образ России под углом зрения политических коммуникаций. – Полис. Политические исследования. 2010. №4

Шестопал Е. Б., Рогач Н. Н.,
Идеальные представления как фактор восприятия реального политического лидера. – Полис. Политические исследования. 2020. №4

Круглый стол журнала «ПОЛИС» , Ракитянский Н. М., Смулькина Н. В., Палитай И. С., Затонских А. В., Евгеньева Т. В., Селезнева А. В., Черданцева А. М., Никифоров А. Р., Богдан И. В., Ахматнурова С. Ф., Самаркина И. В., Букреева О. В., Шестопал Е. Б., Щербинин А. И., Щербинина Н. Г., Яницкий М. С., Титов В. В.,
Политическое поведение: бессознательные механизмы и их рационализация. – Полис. Политические исследования. 2013. №6

Букреева О. В.,
Образ российской власти и политических лидеров в концептуальном пространстве демотивационных постеров. – Полис. Политические исследования. 2011. №5

Шестопал Е. Б.,
Восприятие В.В. Путина российскими гражданами: 15 лет пребывания во власти. – Полис. Политические исследования. 2015. №6


полная версия страницы