"Дилемма Киссинджера" в переговорах по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству: история и современность

"Дилемма Киссинджера" в переговорах по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству: история и современность


Зонова Т. В.,

доктор политических наук, профессор кафедры дипломатии МГИМО МИД России, zonova‑tatiana@mail.ru


elibrary_id: 523555 |

Райнхардт Р. О.,

кандидат экономических наук, доцент, МГИМО МИД России, Москва, Россия, don.reinhardt@mail.ru


elibrary_id: 836589 | ORCID: 0000-0002-0890-8844 | RESEARCHER_ID: F-3523-2016


DOI: 10.17976/jpps/2017.02.12
Рубрика: Orbis Terrarum

Правильная ссылка на статью:

Зонова Т. В., Райнхардт Р. О. "Дилемма Киссинджера" в переговорах по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству: история и современность. – Полис. Политические исследования. 2017. № 2. С. 170-182. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.02.12


Аннотация

Статья посвящена анализу институциональных аспектов переговорного процесса ЕС и США по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП). Исходная гипотеза сводится к признанию того, что длительный характер переговоров и их закрытость по отношению к широкой публике обусловлены прежде всего содержательной частью повестки и позициями некоторых стран. В то же время серьезное препятствие на пути переговоров – несогласованность действий отдельных исполнительных органов Европейского союза. Авторы раскрывают природу межведомственной конкуренции, которая часто становится внутренней проблемой национальных систем экономической дипломатии. Проблема склонна проявляться как в рутинной работе задействованных структур, так и в процессе согласования и принятия решений по масштабным торгово- политическим сделкам. На современном этапе подобное явление наблюдается и на национальном уровне, и в рамках интеграционных объединений; в данном случае речь идет о несовершенстве механизмов согласования вопросов между институтами и органами ЕС по вопросам ТТИП. Будучи с 2013 г. наиболее актуальным пунктом трансатлантического диалога, ТТИП имеет длительную предысторию. Авторы последовательно описывают ее основные этапы – подписание Трансатлантической декларации (1990 г.), Новой трансатлантической повестки (1995 г.), создание Трансатлантического экономического партнерства (1998 г.) и Трансатлантического экономического совета (2007 г.), делая акцент на организационном формате взаимодействия американских и европейских властей, предусмотренном соответствующими соглашениями. Нынешние переговоры по ТТИП рассматриваются в реалиях “постлиссабонской” Европы, обеспечившей более широкие полномочия верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности и учредившей Европейскую службу внешних действий (ЕСВД). Это было призвано консолидировать экономико-дипломатический комплекс ЕС. В описываемой области, однако, речь идет о функционировании в рамках институтов ЕС практически невзаимосвязанных каналов коммуникации с американскими контрагентами при относительно слабой вовлеченности европейских дипломатов в данный процесс. По мнению авторов, подобная рассогласованность действий создает дополнительные препятствия на пути достижения консенсуса по ТТИП. 

Ключевые слова
ТТИП; дилемма Киссинджера; экономическая дипломатия Европейского союза; Европейская служба внешних действий; Европейская комиссия; трансатлантический диалог; европейская политика США.


Список литературы

Алексеева Т.А., Лебедева М.М. 2016. Что происходит с теорией международных отношений. – Полис. Политические исследования. № 1. С. 29-43. DOI: https:///doi.org/10.17976/jpps/2016.01.03

Зонова Т.В. 2013. Дипломатия: Модели, формы, методы. М.: Аспект Пресс. 348 с.

Кузнецов И.И. 2014. ФРГ: проблемы стратегического выбора между Трансатлантической зоной свободной торговли и Трансатлантическим торгово-ин­вестиционным партнерством. – Ежегодник Института международных исследований Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации. № 3-4. С. 103-116.

Медведева М.Б. 2016. Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство и интересы его участников: противоречивое единство. – Банковские услуги. № 3. С. 2-5.

Пташкина М.Г. 2015. Правила происхождения товаров в переговорах о Транс- атлантическом торговом и инвестиционном партнерстве. – Российский внешнеэко­номический вестник. № 6. С. 72-83.

Райнхардт Р.О. 2015. К вопросу о терминологии в исследованиях экономической дипломатии. – Право и управление. XXI век. № 4. С. 112-117.

Райнхардт Р.О., Астахов Е.М. 2013. Перспективы применения количественных методов в исследованиях микроэкономической дипломатии. – Эконометрические методы в исследовании глобальных экономических процессов. Научно-практическая конференция. С. 173-180.

Сидоров А.А. 2016. Трансатлантическая интеграция и проблемы конкурентоспо­собности развитых стран. – Вестник МГИМО-Университета. № 3. С. 249-257.

Хохлов И.И., Сидорова Е.А. 2014. Наднациональность в политике Европейского союза. М.: Международные отношения. 304 с.

Чугров С.В. 2002. Глобализация, модернизация или интернационализация? (Заметки на полях статьи П. Ратленда). – Мировая экономика и международные от­ношения. № 4. С. 19-21.

Büter C. 2013. Außenhandel: Grundlagen internationaler Handelsbeziehungen. Wiesbaden: Springer Gabler Verlag. 429 S.

De Ville F., Siles-Brugge G. 2016. TTIP: The Truth about the Transatlantic Trade and Investment Partnership. Cambridge: Polity Press. 160 p. DOI: https://doi.org/10.14361/9783839434123

Economic Diplomacy: Economic and Political Perspectives. 2011. Ed. by P. van Bergeijk, M. Okano-Heijmans, J. Melissen. Leiden: Martinus Nijhoff. 229 p.

Hamilton D. 2014. The Geopolitics of TTIP: Repositioning the Transatlantic Relationship for a Changing World. Washington: Center for Transatlantic Relations SAIS. 170 p.

Lorz O., Siebert H. 2014. Außenwirtschaft. Stuttgart: UTB GmBH. 312 S.

Morin J.-F., Novotná T., Ponjaert F., Telò M. 2016. The Politics of Transatlantic Trade Negotiations: TTIP in a Globalized World. N.Y.: Routledge. 256 p.

Pollack M. 2003. The Political Economy of the Transatlantic Partnership. Fiesole: European University Institute. 99 p.

Ramsteck W. 2009. Strukturreformen der deutschen und britischen Aussenwirtschaftsförderung in Zeiten der Globalisierung: die Rolle staatlicher und gesellschaftlicher Einflussfaktoren. – Aussenwirtschaft. No. 3. S. 223-251.

Rudenkova D.E. 2016. European Union Participation in Negotiations on Transatlantic Trade and Investment Partnership. – Сравнительная политика. No. 3. С. 61-70. DOI: https://doi.org/10.18611/2221-3279-2016-7-3(24)-61-70

Ruel H. 2012. Commercial Diplomacy and International Business: A Conceptual and Empirical Exploration. Bingley: Emerald Group Publishing Limited. 291 p. DOI: https://doi.org/10.1108/S1877-6361(2012)9

The Foreign Policy of the European Union. 2010. Ed. by F. Bindi. Washington: Brookings Institution Press. 367 p.

The New Economic Diplomacy: Decision-Making and Negotiation in International Economic Relations. 2007. Ed. by N. Bayne, S. Woolcock. Aldershot: Ashgate. 391 p.

The Top 10 Myths about TTIP. 2015. Brussels: European Commission. 19 p.

Vaudano M. 2015. Docteur TTIP et Mister Tafta: Que nous réserve vraiment le traité transatlantique Europe/Etats-Unis? Paris: Les Petits Matins. 150 p.

 

Woolcock S. 2011. EU Economic Diplomacy: Factors Shaping Common Action. – The Hague Journal of Diplomacy. No. 1-2. P. 83-99. DOI: https://doi.org/10.1163/187119111X576949 

Содержание номера № 2, 2017

Статья посвящена анализу институциональных аспектов переговорного процесса ЕС и США по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП). Исходная гипотеза сводится к признанию того, что длительный характер переговоров и их закрытость по отношению к широкой публике обусловлены прежде всего содержательной частью повестки и позициями некоторых стран. В то же время серьезное препятствие на пути переговоров – несогласованность действий отдельных исполнительных органов Европейского союза. Авторы раскрывают природу межведомственной конкуренции, которая часто становится внутренней проблемой национальных систем экономической дипломатии. Проблема склонна проявляться как в рутинной работе задействованных структур, так и в процессе согласования и принятия решений по масштабным торгово- политическим сделкам. На современном этапе подобное явление наблюдается и на национальном уровне, и в рамках интеграционных объединений; в данном случае речь идет о несовершенстве механизмов согласования вопросов между институтами и органами ЕС по вопросам ТТИП. Будучи с 2013 г. наиболее актуальным пунктом трансатлантического диалога, ТТИП имеет длительную предысторию. Авторы последовательно описывают ее основные этапы – подписание Трансатлантической декларации (1990 г.), Новой трансатлантической повестки (1995 г.), создание Трансатлантического экономического партнерства (1998 г.) и Трансатлантического экономического совета (2007 г.), делая акцент на организационном формате взаимодействия американских и европейских властей, предусмотренном соответствующими соглашениями. Нынешние переговоры по ТТИП рассматриваются в реалиях “постлиссабонской” Европы, обеспечившей более широкие полномочия верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности и учредившей Европейскую службу внешних действий (ЕСВД). Это было призвано консолидировать экономико-дипломатический комплекс ЕС. В описываемой области, однако, речь идет о функционировании в рамках институтов ЕС практически невзаимосвязанных каналов коммуникации с американскими контрагентами при относительно слабой вовлеченности европейских дипломатов в данный процесс. По мнению авторов, подобная рассогласованность действий создает дополнительные препятствия на пути достижения консенсуса по ТТИП. 

&rft.issue=2&rft.spage=170&rft.epage=182&rft.tpage=170-182&rft.number=&rft.year=2017&rft.issn=0321-2017&rft.shorttitle=Полис. Политические исследования&rft.subject=ТТИП; дилемма Киссинджера; экономическая дипломатия Европейского союза; Европейская служба внешних действий; Европейская комиссия; трансатлантический диалог; европейская политика США&rft.pub=&rfr_id=info%3Asid%2Fwww.politstudies.ru%3A&rft.date=2017&rft.au=Татьяна Владимировна Зонова&rft.au=Роман Отмарович Райнхардт">

Возможно, Вас заинтересуют:


Арбатова Н. К.,
Стратегическая автономия Европейского союза: реальность или благое пожелание?. – Полис. Политические исследования. 2019. №6

Извлечения ,
Европейская Хартия местного самоуправления и ее значение . – Полис. Политические исследования. 1998. №4

Арбатова Н. К.,
Безопасность ЕС: микроагрессия с макропоследствиями. – Полис. Политические исследования. 2021. №5

Давыдов Ю. П., Шульце П. В., Альбрехт У. , Фогт К. , Гринин В. , Эрлер Г. , Зарицкий Б. Е., Пенкин А. Ф., Шпангер Х. , Караганов С. А., Максименко В. И., Кожокин Е. М., Старовойто Г. В., Виноградов И. , Новиков В. И.
Европейская безопасность в меняющемся мире: российско-германский аспект (Международная конференция) . – Полис. Политические исследования. 1993. №4

Петров К. Е.,
Концепт “Европа” в современном политическом дискурсе. – Полис. Политические исследования. 2004. №3


полная версия страницы