Способность консьюмеризма абсорбировать антиконсьюмеристский идеологический контент


Ильин А. Н.,

кандидат философских наук, доцент кафедры практической психологии Омского государственного педагогического университета, ilin1983@yandex.ru

elibrary_id: 706688 |


DOI: 10.17976/jpps/2017.03.06
Правильная ссылка на статью:

Ильин А. Н. Способность консьюмеризма абсорбировать антиконсьюмеристский идеологический контент. – Полис. Политические исследования. 2017. № 3. С. 92-104. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.03.06


Аннотация

Культура потребления предполагает позиционирование субъекта перед другими людьми посредством вещей. Вещи несут в себе символическую значимость и выступают формой подчеркивания социального статуса своего обладателя. Мода, реклама и брендинг указывают на символический статус вещи. Культура потребления принципиально аполитична: ее широкое функционирование деполитизирует массовое сознание, что может быть выгодно политическим элитам. Потребителей интересуют прежде всего проблемы личного мира, им не свойственно консолидироваться против политического курса, для них не характерно стремление к реализации каких-либо политических проектов. В условиях капиталистического общества инфраструктура консьюмеризма проявляет способность абсорбировать антипотребительский дискурс так, что он служит ее целям: в процессе абсорбации антипотребительского идеологического контента в нем нейтрализуется содержательная глубина и радикальность и остается лишь оболочка, которая уже не противостоит капиталу, а используется им ради максимизации прибыли. Революционные символы капитализируются, превращаются в предметы моды и утрачивают революционный потенциал. Автор приводит примеры этой тенденции из сферы рекламы, кино, политики. Капитализм, абсорбируя антикапиталистический идеологический контент, находит новые сферы для максимизации прибыли. Он упрочивает потребительскую культуру и деполитизацию массового сознания, тенденцию сокращать интересующий людей мир до модных гаджетов и брендовых товаров.

Ключевые слова
реклама; общество потребления; бренд; антипотребительский идеологический контент; консьюмеризм.


Список литературы

Вотинцева Н.Н., Ильин А.Н. 2014. Культура потребления и реклама. Пермь: ПИЭФ. 132 с.

Гаман-Голутвина О.В. 2012. Метафизика элитных трансформаций в России. – Полис. Политические исследования. № 4. С. 23-40. Доступ: http://www.politstudies.ru/article/4586 (проверено 27.03.2017).

Жижек С. 1999. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал. 236 с.

Зуляр Ю.А. 2007. Идеология и реклама. – Известия Иркутского государственного университета. Серия: политология, религиоведение. № 1. С. 150-164.

Ильин А.Н. 2014. Деконсолидация и деполитизация, характерные для общества потребления. – Социологический журнал. № 3. С. 101-115.

Ильин А.Н. 2015. Социальная атомизация и ослабление политической активности в условиях консюмеризма. – Знание. Понимание. Умение. № 5. С. 58-82.

Кагарлицкий Б.Ю. 2005. Марксизм: не рекомендовано для обучения. М.: Алгоритм, Эксмо. 480 с.

Кирчанов М.В. 2013. “Культура для взрослых” в контексте общества потребления: тенденции и перспективы трансформации. – Общество: философия, история, культура. № 4. С. 37-43.

Павлов А.В., Сидоркин С.А. 2007. Симпсоны как феномен идеологии и полити­ки. – Полис. Политические исследования. № 5. С. 81-91. DOI: https://doi.org/10.17976/ jpps/2007.05.07

Шиллер Г. 1980. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль. 326 с. 

Содержание номера № 3, 2017

Возможно, Вас заинтересуют:


Соловей В. Д.,
Бренд «Россия». – Полис. Политические исследования. 2009. №4

Мишанова Е. В.,
Проблема операционализации идеологического поля в контент-аналитических исследованиях. – Полис. Политические исследования. 2010. №3

Третьяков В. Т.,
Будущий виртуальный коммунизм и гипновидение: о массовом телевидении и массовой политике . – Полис. Политические исследования. 2014. №4

Пшизова С. Н.,
От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе. Часть II. – Полис. Политические исследования. 2009. №2

Ржешевский Г. А.,
Демократия: миф, реальность или раскрученный бренд?. – Полис. Политические исследования. 2008. №5


полная версия страницы