Коммеморация столетия революции(й) 1917 года в РФ: анализ стратегий ключевых мнемонических акторов


Малинова О. Ю.,

Доктор философских наук, профессор, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”; главный научный сотрудник, ИНИОН РАН, omalinova@mail.ru

elibrary_id: 197217 |

DOI: 10.17976/jpps/2018.01.02

Правильная ссылка на статью:

Малинова О. Ю. Коммеморация столетия революции(й) 1917 года в РФ: анализ стратегий ключевых мнемонических акторов. – Полис. Политические исследования. 2018. № 1. С. 9-25. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2018.01.02


Аннотация

Статья посвящена анализу политических практик коммеморации столетия Февральской и Октябрьской революций 1917 г. в России. На основе недавних выступлений политиков и публицистов реконструируются стратегии ключевых мнемонических акторов – властвующей элиты, коммунистов, “консерваторов”, “либералов”, Русской православной церкви и др. Исследование сочетает анализ дискурсов и коммеморативных практик. Коммеморация исторического события рассматривается как политический процесс, исход которого определяется взаимодействиями мнемонических акторов, которые: 1) преследуют определенные политические цели и так или иначе позиционируют себя относительно других акторов, 2) избирательно используют общий репертуар символических ресурсов, участвуя в его трансформации. Анализ основных стратегий мнемонических акторов позволяет сделать вывод о наличии фрагментированного, конфликтного режима памяти о событиях 2017 г. Об этом свидетельствуют не только расхождения оценок исторических событий, но и присутствие в поле политики памяти акторов, использующих символический потенциал революции для продвижения собственных политических повесток и оспаривания нарратива оппонентов. Согласно данным опросов, не менее резкое расхождение оценок революции(й) 1917 г. наблюдается и в общественном мнении. Реализация предложенного властвующей элитой сценария “примирения” потомков красных и белых отчасти облегчается тем, что ее главный оппонент – КПРФ – поддерживает рамки “патриотического” и антизападнического дискурса. Кроме того, власть имеет влиятельного союзника в лице Русской православной церкви. Однако, как показали дискуссии по поводу одного из центральных пунктов программы коммеморации – установки памятника Примирения в Крыму, – в условиях фрагментированного и конфликтного режима памяти оппозиционные официальному курсу мнемонические акторы могут воспрепятствовать публичной демонстрации “примирения и согласия”, даже если они не располагают большими ресурсами. 

Ключевые слова
столетие революции 1917 г. в России; мнемонические акторы; коммеморация; инфраструктура коллективной памяти; политическое использование прошлого; политика памяти; символическая политика; исторический нарратив.


Список литературы

Копосов Н.Е. 2011. Память строгого режима. История и политика в России. М.: Новое литературное обозрение. 320 с.

Малинова О.Ю. 2015. Актуальное прошлое: Символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М.: Политическая энциклопедия. 207 с.

Малинова О.Ю. 2016. Официальный исторический нарратив как элемент по­литики идентичности в России: от 1990-х к 2010-м годам. – Полис. Политические исследования. № 6. С. 139-158. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.06.10

Малинова О.Ю. 2017. Неудобный юбилей: Итоги переосмысления “мифа осно­вания” СССР в официальном историческом нарративе РФ. – Политическая наука. № 3. С. 13-40.

Миллер А.И. 2013. Роль экспертных сообществ в политике памяти в России. – Полития. № 4 (71). С. 114-126.

Миллер А.И. 2014. Политика памяти: год разрушенных надежд. – Полития. № 4 (75). С. 49-57.

Рольф М. 2009. Советские массовые праздники. М.: РОССПЭН. 439 с.

Тихонов В.В. 2017. Революция 1917 года в коммунистических практиках и истори­ческой политике советской эпохи. – Российская история. № 2. С. 92-112.

Шерлок Т. 2014. Исторические нарративы и политика в Советском Союзе и пост­советской России. М.: РОССПЭН. 325 с.

Эткинд А. 2016. Кривое горе: Память о непогребенных. М.: Новое литературное обозрение. 328 с.

Benford R.D., Snow D.A. 2000. Framing Process and Social Movements: An Overview and Assessment. – Annual Review of Sociology. Vol. 26. P. 611-639. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.26.1.611

Brysk A. 1995. “Hearts and Minds”: Bringing Symbolic Politics Back In. – Polity. Vol. 27. No. 4. P. 559-585. https://doi.org/10.2307/3234960

 Corney F.C. 1998. Rethinking a Great Event: The October Revolution as Memory Project. – Social Science History. Vol. 22. No 4. P. 389-414. https://doi.org/10.1017/S0145553200017892

Heer N.W. 1971. Politics and History in the Soviet Union. Cambridge, Mass.; London: The MIT Press. 319 p.

Irwin-Zarecka I. 1994. Frames of Remembrance. The Dynamics of Collective Memory. New Brunswick (N. J.): Transaction Publishers. 214 p.

Kalinin I. 2011. Nostalgic Modernization: the Soviet Past as ‘Historical Horizon’. – Slavonica. Vol. 17. No. 2. P. 156-166. https://doi.org/10.1179/136174211X13122749974366

Mitrokhin N., Nuritova A., Kishkovsky S. 2009. The Russian Orthodox Church in Contemporary Russia: Structural Problems and Contradictory Relations. – Social Research. Vol. 76. No. 1. P. 289-320.

Papkova I. 2011. The Orthodox Church and Russian Politics. New York: Oxford University Press. 265 p.

Petrone K. 2000. Life Has Become More Joyous, Comrades: Celebrations in the Time of Stalin. Bloomington: Indiana University Press. 280 p.

Schöpflin G. 1997. The Functions of Myth and a Naxonomy of Myths. – Myths and Nationhood. Ed. by G. Hosking, G. Schöpflin. New York: Routledge. P. 19-35.

Sherlock T. 2007. Historical Narratives in the Soviet Union and Post-Soviet Russia: Destroying the Settled Past, Creating an Uncertain Future. New York: Palgrave Macmillan. 272 p.

Smith K.E. 2002. Mythmaking in the New Russia: Politics and Memory in the Yeltsin Era. Ithaca: Cornell University Press. 256 p.

The Art of Commemoration: Fifty years after the Warsaw Uprising. Ed. by T Ensink, C. Sauer. 2003. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. 245 p. https://doi.org/10.1075/dapsac.7

Topolski J. 1999. The Role of Logic and Aesthetic in Constructing Narrative Wholes in Historiography. – History and Theory. Vol. 38. No. 2. Р. 198-210. URL: http://www.jstor.org/stable/2505662 (accessed 01/12/0017).

Torbakov I. 2014. The Russian Orthodox Church and Contestations over History in Contemporary Russia. – Demokratizatsiya. Vol. 22. No. 1. P. 145-170.

Twenty Years after Communism: The Politics of Memory and Commemoration. Ed. by M. Bernhard, J. Kubik. 2014. Oxford: Oxford University Press. 384 p.

Содержание номера № 1, 2018

Возможно, Вас заинтересуют:


Малинова О. Ю.,
Коммеморация столетия революции(й) 1917 года в РФ: сравнительный анализ соперничающих нарративов. – Полис. Политические исследования. 2018. №2

Малинова О. Ю.,
Официальный исторический нарратив как элемент политики идентичности в России: от 1990‑х к 2010‑м годам. – Полис. Политические исследования. 2016. №6

Зарубина Н. Н., Носкова А. В.,
Образы России: размышляя об эпохах перемен. – Полис. Политические исследования. 2019. №2

Латов Ю. В.,
Парадоксы восприятия современными россиянами России времен Л.И. Брежнева, Б.Н. Ельцина и В.В. Путина. – Полис. Политические исследования. 2018. №5

Фадеева Л. А.,
Матрица памяти, политики и пространства (О культурах общественной памяти как составной части политических культур). – Полис. Политические исследования. 2006. №1


полная версия страницы