Инсценирование политической реальности

Инсценирование политической реальности


Сорокина В. С.,

аспирантка кафедры международной журналистики, МГИМО МИД России, vero-nika-vika@mail.ru



DOI: 10.17976/jpps/2019.06.11
Рубрика: DIXI!

Правильная ссылка на статью:

Сорокина В. С. Инсценирование политической реальности. – Полис. Политические исследования. 2019. № 6. С. 145-158. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.06.11


Аннотация

Термин “инсценирование”, возникший в 1820-1830-х годах в рамках театрального лексикона, приобрел особое значение с появлением новых медиа, имеющих такие особенности, как цифровой формат, интерактивность и мультимедийность. Сегодня это понятие отражает вторжение принципов театральности как в информационную повседневность каждого человека, так и в глобальные политические процессы. Пользуясь методологией, разработанной классиками политической социологии и коммуникологии (Ж. Бодрийяр, Ю. Хабермас, М. Маклюэн) и современными исследователями (Э. Фишер-Лихте, Т. Мейер, К. Шиха), автор показывает, как в результате инсценирования размываются границы между реальным и представляемым, что впоследствии может применяться в целях манипулирования общественным мнением. В статье рассматриваются различные аспекты феномена инсценирования и его особенности на современном этапе, а также анализируются процессы, создающие условия для популяризации и повсеместного использования инсценирования. Автор приходит к выводу, что на фоне роста иррациональности и неопределенности в постнеклассическом обществе и усиления роли масс в формировании информационной повестки именно они, а не отдельные акторы и правящие элиты, выступают основным “заказчиком” инсценируемой реальности, а затем и ее потребителем. При этом нивелировать негативные последствия инсценирования становится все сложнее, поскольку оно не имеет единого источника и не может контролироваться.

Ключевые слова
инсценирование, символическая политика, политическая реальность, информационное пространство, СМИ.


Список литературы

Аронсон Э., Пратканис Э.Р. 2003. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК.

Бауман З. 2008. Текучая современность. СПб.: Питер.

Бергер П., Лукман Т. 1995. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медум; Academia Центр.

Бодрийяр Ж. 2015. Симуляция и симулякры. М.: ПОСТУМ.

Бодрийяр Ж. 2016. Дух терроризма. Войны в заливе не было. М.: Рипол Классик.

Кравченко С.А., Подберёзкин А.И. 2016. Cоциальные сети как качественно новый фактор системной безопасности России в XXI веке. – Вестник МГИМО-Университета. Т. 51. № 6. С. 14-23.

Маклюэн М. 2003. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле.

Символическая политика. 2012. Отв. ред.: Малинова О.Ю. Вып. 1: Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс. М.

Чугров С.В. 2017. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии? – Полис. Политические исследования. № 2. С. 42-59. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.02.04

 

Alexander J.C. 2003. The Meanings of Social Life: A Cultural Sociology. Oxford: Oxford University Press.  

Beck U. 2010. World at Risk. Cambridge: Polity Press.

Burke P. 1993. Ludwig XIV. Die Inszenierung des Sonnenkonigs. Berlin: Wagenbach.

Castells M. 2010. The Rise of the Network Society. 2nd ed. Oxford: Wiley-Blackwell.

Dorner A. 2001. Politainment. Politik in der medialen Erlebnisgesellschaft. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag.

Edelman M. 1976. Politik als Ritual. Die symbolische Funktion staatlicher Institutionen und politischen Handelns. Frankfurt am Main: Campus Verlag.

Entman R. 1993. Framing: Towards a Clarification of a Fractured Paradigm. – Journal of Communication. Vol. 43. No. 3. P. 51-58.

Fischer-Lichte E. 1998. Inszenierung und Theatralitat. – Willems H., Jurga M. (Hg.) Inszenierungsgesellschaft. Opladen: VS Verlag fur Sozialwissenschaften. S. 81-90.

Fischer-Lichte E. 2000. Theatralitat und Inszenierung. – Fischer-Lichte E. (Hg.) Inszenierung von Theatralitat. Tubingen: Francke. S.11-23. https://doi.org/10.1007/978-3-322-89797-8_3

Hoffmann J. Sarcinelli U. 1999. Politische Wirkungen der Medien. – Wilke J. (Hg.) Mediengeschichte der Bundesrepublik Deutschland. Koln: Bohlau Verlag. S. 720-751.

Kaase M. 1998. Demokratisches System und die Mediatisierung von Politik. Seite 22 bis 51. – Sarcinelli U. (Hg.) Politikvermittlung und Demokratie in der Mediengesellschaft. Bonn: VS Verlag fur Sozialwissenschaften. S. 22-51.

Kuhn F. 2000. Inszenierung und Glaubwuerdigkeit. – Siller P., Pitz G. (Hg.) Politik als Inszenierung. Zur Asthetik des Politischen in Medienzeitalter. Baden-Baden: Nomos-Verlag. S. 94-95.

Leutheusser-Schnarrenberger S. 2012. Die Macht der Medien ist kein Selbstzweck. – Hestermann T. (Hg.) Von Lichtgestalten und Dunkelmannern. Wiesbaden: VS Verlag fur Sozialwissenschaften. S. 7-9. https://doi.org/10.1007/978-3-531-18991-8_1

Meyer T. 2000a. Angemessenheitsbedingungen fur die mediale Inszenierung des Politischen. – Schicha C., Brosda C. (Hg.) Medienethik zwischen Theorie und Praxis. Munster: LIT. S. 167-172.

Meyer T. 2000b. Die Theatralitat der Politik. – Siller P., Pitz. G. (Hg.) Politik als Inszenierung. Zur Asthetik des Politischen in Medienzeitalter. Baden-Baden: Nomos-Verlag. S. 117-122.

Meyer T. 2001. Mediokratie. Die Kolonisierung der Politik durch die Medien. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag.

Meyer T., Ontrup R., Schicha C. 2000. Die Inszenierung des politischen Welt-Bildes. Politikinszenierungen zwischen medialem und politischem Eigenwert. – Fischer-Lichte E., Pf lug I. (Hg.) Inzenierung von Authentizitat. Tubingen: Francke. S. 183-208.

Schicha C. 2000. Offentlichkeit unter Medienbedingungen. – Schicha C., Brosda C. (Hg.) Medienethik zwischen Theorie und Praxis. Munster: LIT. S. 173-194.

Schicha C., Brosda C. 2002. Politikvermittlung in Unterhaltungsformaten. Medieninszenierungen zwischen Popularitat und Populismus. Munster: LIT. 264 S. https://doi.org/10.1007/s11616-003-0128-z

Schicha C. 2003. Die Theatralitat der politischen Kommunikation, Medieninszenierungen am Beispiel des Bundestagswahlkampfes 2002. Munster: LIT.

Schicha C., Ontrup R. 1999. Medieninszenierungen im Wandel. Interdisziplinare Zugange. Munster: LIT.

 

Содержание номера № 6, 2019

Возможно, Вас заинтересуют:


Моисеев Н. Н.,
Информационное общество: возможности и реальность . – Полис. Политические исследования. 1993. №3

Поцелуев С. П.,
Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме.. – Полис. Политические исследования. 1999. №5

Шевченко А. В.,
Человек политический против человека информационного. – Полис. Политические исследования. 2009. №5

Беспалов С. В.,
Перспективы реализации геополитических интересов России на постсоветском пространстве. – Полис. Политические исследования. 2011. №2

От редакции ,
РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ! (ВВЕДЕНИЕ В РУБРИКУ “СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА”). – Полис. Политические исследования. 2015. №4


полная версия страницы