“Политические инвестиции” бизнеса в России, или почему бизнес финансирует избирательные кампании


Барсукова С. Ю.,

Доктор социологических наук, профессор, НИУ ВШЭ, sbarsukova@hse.ru


elibrary_id: 249916 | ORCID: 0000-0002-2696-4882 | RESEARCHER_ID: L-6773-2015

Денисова-Шмидт Е. В.,

Доктор философских наук, научный сотрудник, Университет Санкт-Галлена (Швейцария); научный сотрудник, Центр по изучению международного высшего образования при Бостонском колледже (США), elena.denisova-schmidt@unisg.ch


elibrary_id: 841180 | ORCID: 0000-0001-8234-4437 | RESEARCHER_ID: R-8957-2016


DOI: 10.17976/jpps/2020.03.08


Правильная ссылка на статью:

Барсукова С. Ю., Денисова-Шмидт Е. В. “Политические инвестиции” бизнеса в России, или почему бизнес финансирует избирательные кампании. – Полис. Политические исследования. 2020. № 3. С. 110-125. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.03.08


Работа выполнена в рамках проекта “Неформальные практики организации и проведения избирательных кампаний в современной России” при поддержке Фонда социальных исследований “Хамовники”.

Аннотация

Статья посвящена финансовому участию российского бизнеса в избирательных кампаниях. На основе интервью с политтехнологами, представителями законодательной и исполнительной власти, предпринимателями выявлены различные формы и логики вовлечения бизнеса в избирательный процесс. Финансовое участие бизнеса в избирательных кампаниях может трактоваться как “политические инвестиции” бизнеса. Эти инвестиции могут носить как пассивный (вынужденный), так и активный (добровольный) характер. В статье приводится пример Ульяновской области, где смена губернаторов приняла форму борьбы различных финансово-промышленных групп за доступ к ресурсам региона. Однако эта стратегия сопряжена с риском ввиду соблазнов выдвиженца со временем расторгнуть прежние договоренности. Для минимизации подобных рисков, а также ввиду потребности обеспечить себе защиту, завязать полезные знакомства или расширить экономические возможности бизнеса, предприниматели пытаются получить депутатские мандаты. Авторы делают вывод, что электоральный процесс является для бизнеса и тяжелой ношей, и окном возможностей. 

Ключевые слова
финансирование избирательных кампаний, политические инвестиции бизнеса, теневой бюджет выборов, участие предпринимателей в выборах.


Список литературы

Аналитический доклад Движения в защиту прав избирателей “Голос”. Финансирование избирательных кампаний по выборам глав субъектов Российской Федерации. 2015. М.: Движение в защиту

прав избирателей “Голос”. URL: http://st.golosinfo.org/2015/08/d033924e.pdf (accessed 11.03.2020).

Барсукова С.Ю., Звягинцев В.И. 2006. Механизм “политического инвестирования”, или как и зачем бизнес участвует в выборах и оплачивает партийную жизнь. – Полис. Политические исследования. № 2. С. 110-121. https://doi.org/10.17976/jpps/2006.02.09

Бычкова О., Гельман В. 2010. Экономические акторы и локальные режимы в крупных городах России. – Неприкосновенный запас. № 2. С. 73-82.

Волков В. 2005. Силовое предпринимательство: экономико-социологический анализ. М.: Изд-во ВШЭ.

Деньги на выборах: Проблемы обеспечения прозрачности финансирования политических партий и избирательных кампаний в Российской Федерации. Доклад “Трансперенси Интернешнл-Россия”. 2017. М.: Трансперенси Интернешнл-Россия. URL: https://transparency.org.ru/special/dengi-na-viborah/money-to-elect.pdf (accessed 11.03.2020).

Зубаревич Н.В. 2002. Пришел, увидел, победил? Крупный бизнес и региональная власть. – Pro et Contra. Т. 7. № 1. С. 107-120.

Левин С.Н., Каган Е.С., Кислицын Д.В. 2014. Интернализованный политический ресурс крупного бизнеса в Кузбассе. – ЭКО. № 1. С. 85-94.

Левин С.Н., Курбатова М.В. 2011. Сетевые взаимосвязи российского бизнеса: деловая коррупция и органический институт реальной модели институциональной организации российской экономики. – Журнал институциональных исследований. Т. 3. № 2. С. 39-58.

Любарев А.Е., Кынев А.В., Максимов А.Н. 2017. Как выбирала Россия – 2016. Мониторинг избирательного процесса. М.: Мысль.

Олейник А.А. 2008. Рынок как механизм воспроизводства власти. – Pro et Contra. № 2-3. С. 88-107.

Панеях Э.Я. 2008. Правила игры для русского предпринимателя. М.: Колибри.

Сакаева М.М. 2016. Бизнесмены в законодательных собраниях регионов – статус как защита и преференция. – Социологические исследования. № 4. С.142-146.

Тев Д.Б. 2008. Владельцы и девелоперы недвижимости Калининграда: связи с властью и политические выгоды. – Политическая наука. № 3. С. 175-193.

 

Frye T. 2002. Capture or Exchange? Business Lobbying in Russia. – Europe-Asia Studies. Vol. 54. No. 7. P.1017-1036. https://doi.org/10.1080/0966813022000017113

Frye T., Reuter O.J., Szakonyi D. 2014. Political Machines at Work: Voter Mobilization and Electoral Subversion in the Workplace. – World Politics. Vol. 66. No. 2. P. 195-228. https://doi.org/10.1017/S004388711400001X

Gel’man V. 1998. The Iceberg of Russian Political Finance. – Funding Democratization. Peter Burnell and Alan Ware (eds.). Manchester and New York: Manchester University Press. P.158-179.

Gel’man V. 2015. Political Opposition in Russia: A Troubled Transformation. – Europe-Asia Studies. Vol. 67. No. 2. P. 177-191. https://doi.org/10.1080/09668136.2014.1001577

Orttung R. 2004. Business and Politics in the Russian Regions. – Problems of Post-Communism. Vol. 51. No. 2. P. 48-60. https://doi.org/10.1080/10758216.2004.11052162

Reuter O.J., Robertson G.B. 2012. Subnational Appointments in Authoritarian Regimes: Evidence from Russian Gubernatorial Appointments. – The Journal of Politics. Vol. 74. No. 4. P. 1023-1037. https://doi.org/10.1017/S0022381612000631

Sakaeva M. 2019. Moonlighting Politicians in Russia: Defense Capacities of Businesspeople in Regional and Local Legislatures. – Demokratizatsiya. The Journal of Post-Soviet Democratization. Vol. 27. No. 1. P. 75-99.

Scott G., Sonin K., Zhuravskaya E. 2010. Businessman Candidates. – American Journal of Political Science. Vol. 54. No. 3. P. 718-36. https://doi.org/10.1111/j.1540-5907.2010.00456.x

Szakonyi D. 2018. Businesspeople in Elected Office: Identifying Private Benefits from Firm-Level Returns. – American Political Science Review. Vol. 112. No. 2. P. 322-338. https://doi.org/10.1017/S0003055417000600

Yakovlev A. 2006. The Evolution of Business-State Interaction in Russia: From State Capture to Business Capture. – Europe-Asia Studies. Vol. 58. No. 7. P. 1033-1056. https://doi.org/10.1080/09668130600926256 

Содержание номера № 3, 2020

Возможно, Вас заинтересуют:


Зорин М. А.,
Метафоры выборов (На примере избирательных кампаний “Яблока” и СПС). – Полис. Политические исследования. 2004. №5

Мерфи Р. Д.,
Технология избирательных кампаний в США . – Полис. Политические исследования. 1991. №3

Барсукова С. Ю., Звягинцев В. И.,
Механизм политического инвестирования, или Как и зачем российский бизнес участвует в выборах и оплачивает партийную жизнь. – Полис. Политические исследования. 2006. №2

Голосов Г. В.,
Измерения российских региональных избирательных систем . – Полис. Политические исследования. 2001. №4

Пшизова С. Н.,
Финансирование политического рынка: теоретические аспекты практических проблем (I). – Полис. Политические исследования. 2002. №1


полная версия страницы