“Рождение гражданина”: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников

“Рождение гражданина”: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников


Селезнева А. В.,

Кандидат политических наук, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, ntonina@mail.ru


elibrary_id: 604572 |

Азарнова А. А.,

аспирант кафедры социологии и психологии политики факультета политологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, aa.azarnova.1996@gmail.com



DOI: 10.17976/jpps/2020.05.08

Правильная ссылка на статью:

Селезнева А. В., Азарнова А. А. “Рождение гражданина”: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников. – Полис. Политические исследования. 2020. № 5. С. 101-113. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.05.08


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-33031 “Гражданственность российских старшеклассников как политико- психологический феномен: ценностные основания и механизмы формирования”.

Аннотация

В статье представлены результаты политико-психологическог исследования современных российских старшеклассников, ориентированного на выявление совокупности свойств, определяющих особенности их гражданственности. Теоретическую основу исследования составил политико-психологический подход, в рамках которого гражданственность определяется совокупностью когнитивных, ценностно-мотивационных, эмоциональных и поведенческих компонентов личности и выражается в ее взаимоотношении с государством и обществом. Сбор, обработка и анализ эмпирических данных проводились с помощью комплекса количественных и качественных методов, включавшего в себя формализованные интервью, проективные методы (неоконченные предложения, психологический рисунок), экспертный опрос. На основе анализа эмпирических данных были выявлены структурно-содержательные характеристики гражданственности учащихся общеобразовательных организаций в возрасте 15-18 лет. Показано, что молодые люди имеют когнитивно бедные, противоречивые и стереотипные представления о России, ее социальном и политическом устройстве и взаимоотношениях с внешним миром. Они испытывают смешанные чувства в отношении личного будущего (скорее положительные) и будущего страны (скорее отрицательные). У них слабо выражены поведенческие установки на гражданское участие, что обусловлено отсутствием интереса к проявлению социальной активности и неверием в общественную значимость и целесообразность этой деятельности. Образно-символическое пространство гражданственности школьников отличается относительной пустотой, в нем недостаточно общепризнанных примеров образцового гражданина и объектов гордости за страну. Выявлено, что когорта российских старшеклассников неоднородна в ценностно-эмоциональном отношении: налицо размежевания по ориентациям на ценности выживания и ценности самовыражения, а также по эмоциональному отношению к России-стране (позитивное) и России-государству (негативное). Гражданственность российских старшеклассников находится на среднем уровне развития, что обусловлено неэффективной деятельностью институтов и факторов социализации. Проблемы гражданско-патриотического воспитания школьников во многом обусловлены противоречиями всей государственной политики по формированию гражданственности молодежи в современной России. 

Ключевые слова
гражданин, гражданственность, старшеклассники, политическая социализация, политические ценности, политические представления, символы, социальная активность, гражданское участие, патриотическое воспитание.


Список литературы

Вакурова Т.Н. 2009. Сущность понятия “гражданственность” в научной психолого-педагогической литературе. – Известия Волгоградского государственного педагогического университета. № 6. С. 134-137.

Евгеньева Т.В., Нечаев В.Д. 2014. Проблема формирования национально-государственной идентичности российских школьников. Анализ результатов исследования гражданской и национальной самоидентификации старшеклассников. – Ценности и смыслы. № 1. С. 7–21.

Ключарёв Г.А., Трофимова И.Н. 2016. Несколько “уроков” теории и практики гражданского образования. – Полис. Политические исследования. № 1. С. 175-191. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.01.12

Кочетова Ю.А., Емельянова Е.А. 2019. Психологические характеристики проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности. – Психолого-педагогические исследования. Т. 11. № 4. С. 147-156. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110412

Никифоров Ю.Н., Скалина А.Н. 2007. О понятии “гражданственность”. – Известия Алтайского государственного университета. Серия: История и политические науки. № 4/3. С. 248-253. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_12957456_25986153.pdf (accessed 06.07.2020).

Попова С.Ю., Селезнева А.В., 2018. Социальная активность молодежи: состояние проблемы и перспективы развития. – Образование личности. № 2. С. 96-103. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35441280_61033913.pdf(accessed 06.07.2020).

Радаев В. 2019. Миллениалы: Как меняется российское общество. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. 224 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1985-1

Селезнева А.В., Палитай И.С. 2019. Восприятие своей страны российской молодежью: ценностно-символический и политико-культурный аспекты. – Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. Т. 10. № 2. С. 123-135. https://doi.org/10.18721/JHSS.10211

Семененко И.С., Лапкин В.В., Пантин В.И. 2010. Идентичность в системе координат мирового развития. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 40-59. URL: https://www.politstudies.ru/files/File/2010/3/4.pdf (accessed 06.07.2020).

Сидельникова Т.Т. 2005. “Лучше один раз увидеть...” – Высшее образование в России. № 9. С. 146-149. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_9574119_65970895.pdf (accessed 06.07.2020).

Сухомлинский В.А. 1971. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия. 346 с.

Фан И.Б. 2010. Теоретическая модель феномена гражданина: социокультурный подход. – Полис. Политические исследования. № 6. С. 149-161. URL: https://www.politstudies.ru/files/File/2010/6/13.pdf (accessed 06.07.2020).

Шестопал Е.Б. 2005. Политическая социализация и ресоциализация в современной России. – Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. № 4. С. 48-69. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2005-39-4-48-69

Щербинин А.И. 1992. Политология в поисках гражданина. – Полис. Политические исследования. № 5-6. С. 190-193.

 

Krupets Y., Morris J., Nartova N., Omelchenko E., Sabirova G. 2017. Imagining Young Adults’ Citizenship in Russia: from Fatalism to Affective Ideas of Belonging. – Journal of Youth Studies. Vol. 20. No. 2. P. 252-267. https://doi.org/10.1080/13676261.2016.1206862

Schools, Curriculum and Civic Education for Building Democratic Citizens. 2012. Ed. by M. Print, D. Lange. Ann Arbor, Michigan: Rotterdam Sense Publishers. 156 p. https://doi.org/10.1007/978-94-6209-167-2

Sandahl J. 2015. Civic Consciousness: A Viable Concept for Advancing Students’ Ability to Orient Themselves to Possible Futures? – Historical Encounters: A Journal of Historical Consciousness, Historical Cultures, and History Education. Vol. 2. No. 1. P. 1-15.

Van Deth J.W., Abendschon S., Vollmar M. 2011. Children and Politics: An Empirical Reassessment of Early Political Socialization. – Political Psychology. Vol. 32. No. 1. P. 147-173. https://doi.org/10.1111/j.1467-9221.2010.00798.x

Verhaegen S., Boonen J. 2016. The Development of Political Knowledge in Adolescence: The Importance of Information-Rich Socialization Contexts. – Politics, Culture and Socialization. Vol. 7. No. 1-2. Р. 7-27. https://doi.org/10.3224/pcs.v7i1-2.01 

Содержание номера № 5, 2020

Возможно, Вас заинтересуют:


Патрушев С. В.,
Гражданская активность: институциональный подход. Перспективы исследования. – Полис. Политические исследования. 2009. №6

Шестопал Е. Б.,
Введение в рубрику. Человеческое измерение политики. – Полис. Политические исследования. 2013. №6

Рабочая группа Института социологии РАН ,
Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад. Часть 1. (Предисловие. Политическая активность и гражданское участие в контексте российской идентичности . Внешнеполитические аспекты российской идентичности.). – Полис. Политические исследования. 2008. №1

Круглый стол журнала «ПОЛИС» , Гаман-Голутвина О. В., Авдонин В. С., Сергеев С. А., Черникова В. В., Сиденко О. А., Соколов А. В., Евдокимов Н. А., Тупаев А. В., Слатинов В. Б., Жуков И. К., Козлова Н. Н., Рассадин С. В., Чугров С. В.,
Региональные политические процессы: насколько «субъектны» субъекты РФ. – Полис. Политические исследования. 2013. №5

Большаков И. В.,
Культура российских политический акторов: вариант типологизации. – Полис. Политические исследования. 2011. №5


полная версия страницы