Организация власти в многоуровневых политических системах и обмен ресурсами: голоса, бюджеты, информация

Организация власти в многоуровневых политических системах и обмен ресурсами: голоса, бюджеты, информация


Григорьев И. С.,

Кандидат политических наук, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Санкт-Петербург, Россия, igrigoriev@hse.ru


elibrary_id: 551932 | ORCID: 0000-0002-0058-8583 | RESEARCHER_ID: L-5628-2015

Декальчук А. А.,

Кандидат политических наук, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Санкт-Петербург, Россия, adekalchuk@hse.ru


elibrary_id: 551934 | ORCID: 0000-0003-2032-3205 | RESEARCHER_ID: L-7018-2015

Губайдуллина С. Ш.,

Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Санкт-Петербург, Россия, sgubaydullina@gmail.com

ORCID: 0000-0003-4675-5401 | RESEARCHER_ID: ABH-2890-2020


DOI: 10.17976/jpps/2021.01.12
Рубрика: Лаборатория

Правильная ссылка на статью:

Григорьев И. С., Декальчук А. А., Губайдуллина С. Ш. Организация власти в многоуровневых политических системах и обмен ресурсами: голоса, бюджеты, информация. – Полис. Политические исследования. 2021. № 1. С. 169-181. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.01.12


Исследование выполнено при поддержке Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” в рамках Государственного задания Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” на 2020 г.

Аннотация

В статье приводится обзор результатов последних исследований в области организации власти в многоуровневых политических системах и многоуровневого управления. Организация власти в многоуровневых системах понимается как распределение и устойчивый тип обмена властными ресурсами между автономными центрами власти на разных уровнях. Следуя традиции, намеченной в исследованиях децентрализации Т. Фаллети, такие ресурсы авторы подразделяют на бюджетные (относящиеся к фискальным потокам), информационные (связанные, во-первых, с предоставлением или сокрытием информации нижними уровнями власти и, во-вторых, с извлечением такой информации верхними уровнями) и легитимирующие (основной манифестацией которых являются клиентелистская поддержка, осуществляемая верхними уровнями в пользу нижних, и электоральная поддержка верхних уровней власти нижними). В статье обнаруживается общая логика развития данного исследовательского направления и указывается на существующие лакуны в том, что касается обмена и распределения отдельных разновидностей политических ресурсов между уровнями. В первых разделах приводится краткий обзор развития эмпирических исследований федерализма и многоуровневых систем и обосновывается акцент на изучение распределения ресурсов между правительствами на разных уровнях власти. Изучение обмена этими ресурсами между уровнями власти в краткосрочной и долгосрочной перспективе составляет различные исследовательские задачи. В частности, устойчивые модели обмена ресурсами в долгосрочной перспективе способствуют большей или меньшей устойчивости самого многоуровневого политического образования. Таким образом, именно от моделирования процесса обмена ресурсами можно оттолкнуться в формулировании эндогенной теории многоуровневого управления. Во второй части статьи разбираются исследования, посвященные отдельным типам ресурсов. Описываются “естественные” асимметрии в распределении этих ресурсов между уровнями. В заключении намечаются основные тенденции и лакуны в данной исследовательской повестке. 

Ключевые слова
многоуровневое управление, политические ресурсы, федерализм, ресурсные асимметрии, клиентелизм, бюджетный федерализм, обмен информацией.


Список литературы

Бусыгина И.М., Филиппов М.Г. 2020. Изменение стимулов и стратегий национальных правительств в условиях многоуровневого управления в Европейском союзе. – Полис. Политические исследования. № 5. С. 148-163. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.05.11

Гилев А., Шевцова И. 2019. Фундамент “вертикали”: выборы и распределение межбюджетных трансфертов на местном уровне. Случаи Новгородской области и Пермского края. – Полития. Анализ. Хроника. Прогноз. № 2. С. 151-167. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2019-93-2-151-167

Декальчук А.А., Хохлова А.А. 2015. Когда N=1: Проблема “уникальности” Европейского союза в современной компаративистике. – Политическая наука. № 4. С. 116-134.

Стародубцев А. 2014. Платить нельзя проигрывать. Региональная политика и федерализм в современной России. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 196 с.

 

Bache I. 2012 Multi-Level Governance in the European Union. – The Oxford Handbook of Governance (ed. by Levi-Faur). New York: Oxford University Press. P. 628-641.

Bednar J. 2008. The Robust Federation: Principles of design. New York: Cambridge University Press. 219 p.

Bednar J. 2011. The Political Science of Federalism. – Annual Review of Law and Social Science. Vol. 7. No. 1. P. 269-288. https://doi.org/10.1146/annurev-lawsocsci-102510-105522

Bednar J. 2014. Subsidiarity and Robustness: Building the Adaptive Efficiency of Federal Systems. – Nomos. Vol. 55. P. 231-256.

Bordignon M., Manasse P., Tabellini G. 2001. Optimal Regional Redistribution under Asymmetric Information. – American Economic Review. Vol. 91. No. 3. P. 709-723.

Burgess M. 2006. Comparative Federalism: Theory and Practice. London: Routledge. 357 p.

Dardanelli P., Kincaid J., Fenna A., Kaiser A., Lecours A., Kumar Singh A. 2019. Conceptualizing, Measuring, and Theorizing Dynamic De/Centralization in Federations. – Publius. Vol. 49. No. 1. P. 1-29. https://doi.org/10.1093/publius/pjy036

Dunleavy P., Hood C. 1994. From Old Public Administration to New Public Management. – Public Money & Management. Vol. 14. No. 3. P. 9-16. https://doi.org/10.1080/09540969409387823

Enikolopov R., Zhuravskaya E. 2007. Decentralization and Political Institutions. – Journal of Public Economics. Vol. 91. No. 11. P. 2261-2290. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2007.02.006

Falleti T. G. 2005. A Sequential Theory of Decentralization: Latin American Cases in Comparative Perspective. – American Political Science Review. Vol. 99. No. 3. P. 327-346. https://doi.org/10.1017/S0003055405051695

Falleti T. G. 2010. Decentralization and Subnational Politics in Latin America. New York: Cambridge University Press. 312 p.

Figueiredo R.J.P., Weingast B.R. 2005. Self-Enforcing Federalism. – Journal of Law, Economics, and Organization. Vol. 21. No. 1. P. 103-135. https://doi.org/10.1093/jleo/ewi005

Filippov M., Ordeshook P. C., Shvetsova O. 2004. Designing Federalism: A Theory of Self-Sustainable Federal Institutions. New York: Cambridge University Press. 398 p.

Fisman R., Gatti R. 2002. Decentralization and Corruption: Evidence Across Countries. – Journal of public Economics. Vol. 83. No. 3. P. 325-345. https://doi.org/10.1016/S0047-2727(00)00158-4

Frye T., Reuter O.J., Szakonyi D. 2014. Political Machines at Work: Voter Mobilization and Electoral Subversion in the Workplace. – World Politics. Vol. 66. No. 02. P. 195-228. https://doi.org/10.1017/S004388711400001X

Gadenne L. 2017. Tax Me, but Spend Wisely? Sources of Public Finance and Government Accountability. – American Economic Journal: Applied Economics. Vol. 9. No. 1. P. 274-314. https://doi.org/10.1257/app.20150509

Gadenne L., Singhal M. 2014. Decentralization in Developing Economies. – Annual Review of Economics. Vol. 6. No. 1. P. 581-604. https://doi.org/10.1146/annurev-economics-080213-040833

Golosov G. V. 2011. Russia’s Regional Legislative Elections 2003–2007: Authoritarianism Incorporated. – Europe-Asia Studies. Vol. 63. No. 3. P. 397-414. https://doi.org/10.1080/09668136.2011.557533

Golosov G. V. 2013a. Machine Politics: The Concept and Its Implications for Post-Soviet Studies. – Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization. Vol. 21. No. 4. P. 459-480.

Golosov G.V. 2013b. Authoritarian Party Systems: Patterns of Emergence, Sustainability and Survival. – Comparative Sociology. Vol. 12. No. 5. P. 617-644. https://doi.org/10.1163/15691330-12341274

Grigoriev I.S., Dekalchuk A.A. 2017. Collective learning and regime dynamics under uncertainty: labour reform and the way to autocracy in Russia. – Democratization. Vol. 24. No. 3. P. 481-497. https://doi.org/10.1080/13510347.2016.1223629

Grigoriev I.S., Dekalchuk A.A. 2015. School of Autocracy: Pensions and Labour Reforms of the First Putin Administration. – Higher School of Economics Research Paper. Vol. 24. No. 24/PS/2015. 37 p.

Hix S. 1994. The Study of the European Community: the Challenge to Comparative Politics. – West European Politics. Vol. 17. No. 1. P. 1-30. https://doi.org/10.1080/01402389408424999

Hooghe L., Marks G. 2003. Unraveling the Central State, but How? Types of Multi-Level Governance. – The American Political Science Review. Vol. 97. No. 2. P. 233-243. https://doi.org/10.1017/S0003055403000649

Hooghe L., Marks G., Schakel A. 2010. The Rise of Regional Authority: A Comparative Study of 42 Democracies. London: Routledge. 240 p.

Hueglin T. O., Fenna A. 2015. Comparative Federalism: A Systematic Inquiry. Toronto: University of Toronto Press. 408 p.

Lane J., Ersson S. 2005. The Riddle of Federalism: Does Federalism Impact on Democracy? – Democratization. Vol. 12. No. 2. P. 163-182. https://doi.org/10.1080/13510340500069220

Lowi T. J. 1964. American Business, Public Policy, Case-Studies, and Political Theory. – World Politics. Vol. 16. No. 04. P. 677-715. https://doi.org/10.2307/2009452

Marks G. 1993. Structural Policy and Multilevel Governance in the EC. – The State of the European Community. Ed. by A.W. Cafruny, G.G. Rosenthal. Harlow: Longman. P. 391-410.

Martinez-Vazquez J., McNab R.M. 2003. Fiscal Decentralization and Economic Growth. – World Development. Vol. 31. No. 9. P. 1597-1616. https://doi.org/10.1016/S0305-750X(03)00109-8

Oates W. E. 1972. Fiscal Federalism. New York: Harcourt Brace Jovanovich. 256 p.

Oates W. E. 1999. An Essay on Fiscal Federalism. – Journal of Economic Literature. Vol. 37. No. 3. P. 1120-1149. https://doi.org/10.1257/jel.37.3.1120

Oates W. E. 2005. Toward a Second-Generation Theory of Fiscal Federalism. – International Tax and Public Finance. Vol. 12. No. 4. P. 349-373. https://doi.org/10.1007/s10797-005-1619-9

Palermo F., Kossler K. 2017. Comparative Federalism: Constitutional Arrangements and Case Law. Oxford, Portland: Hart Publishing. 504 p.

Persson T., Tabellini G. 1996. Federal Fiscal Constitutions: Risk Sharing and Moral Hazard. – Econometrica. Vol. 64. No. 3. P. 623-646. https://doi.org/10.2307/2171864

Pollack M. A. 2005. Theorizing the European Union: International Organization, Domestic Polity, or Experiment in New Governance? – Annual Review of Political Science. Vol. 8. No. 1. P. 357-398. https://doi.org/10.1146/annurev.polisci.8.082103.104858

Ponce-Rodriguez R.A., Hankla C., Martinez-Vazquez J., Heredia-Ortiz E. 2018. Rethinking the Political Economy of Decentralization: How Elections and Parties Shape the Provision of Local Public Goods. – Publius. Vol. 48. No. 4. P. 523-558. https://doi.org/10.1093/publius/pjy003

Riker W.H. 1964. Federalism: Origin, Operation, Significance. Boston and Toronto: Little, Brown and Company. 169 p.

Rode M., Pitlik H., Borrella Mas M.A. 2018. Does Fiscal Federalism Deter or Spur Secessionist Movements? Empirical Evidence from Europe. – Publius. Vol. 48. No. 2. P. 161-190. https://doi.org/10.1093/publius/pjx060

Schakel A.H., Hooghe L., Marks G. 2015. Multilevel Governance and the State. – The Oxford handbook of transformations of the state. Ed. by S. Leibfried, E. Huber, M. Lange, J. Levy, F. Nullmeier, J. Stephens. Oxford: Oxford University Press. P. 269-285.

Scott J.C. 1969. Corruption, Machine Politics, and Political Change. – The American Political Science Review. Vol. 63. No. 4. P. 1142-1158. https://doi.org/10.2307/1955076

Sharafutdinova G., Turovsky R. 2017. The Politics of Federal Transfers in Putin’s Russia: Regional Competition, Lobbying, and Federal Priorities. – Post-Soviet Affairs. Vol. 33. No. 2. P. 161-175. https://doi.org/10.1080/1060586X.2016.1163826

Simison E., Ziblatt D. 2018. The Power and Limits of Federalism. – A Research Agenda for New Institutional Economics. Ed. by C. Menard, M.M. Shirley. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. P. 27-33.

Stokes S.C., Dunning T., Nazareno M., Brusco V. 2013. Brokers, Voters, and Clientelism: The Puzzle of Distributive Politics. New York: Cambridge University Press. 344 p.

Thatcher M., Sweet A.S. 2002. Theory and Practice of Delegation to Non-Majoritarian Institutions. – West European Politics. Vol. 25. No. 1. P. 1-22. https://doi.org/10.1080/713601583

Treisman D. 2007. The Architecture of Government: Rethinking Political Decentralization. New York: Cambridge University Press. 327 p.

Tsebelis G. 1990. Nested Games: Rational Choice in Comparative Politics. Berkeley and Los Angeles: University of California Press. 300 p.

Watts R. L. 1998. Federalism, Federal Political Systems, and Federations. – Annual Review of Political Science. Vol. 1. No. 1. P. 117-137. https://doi.org/10.1146/annurev.polisci.1.1.117

Williams M.J. 2017. The Political Economy of Unfinished Development Projects: Corruption, Clientelism, or Collective Choice? – American Political Science Review. Vol. 111. No. 4. P. 705-723. https://doi.org/10.1017/S0003055417000351

Xu C. 2011. The Fundamental Institutions of China’s Reforms and Development. – Journal of Economic Literature. Vol. 49. No. 4. P. 1076-1151. https://doi.org/10.1257/jel.49.4.1076 

Содержание номера № 1, 2021

Возможно, Вас заинтересуют:


Захаров А. А.,
“Исполнительный федерализм” в современной России . – Полис. Политические исследования. 2001. №4

Мартьянов В. С.,
Федерализм: политическое устройство или пакт элит?. – Полис. Политические исследования. 2010. №1

Бусыгина И. М.,
Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования. – Полис. Политические исследования. 2000. №5

Галкин А. А., Федосов П. А., Валентей С. Д., Соловей В. Д.,
Федерализм и публичная сфера в России. – Полис. Политические исследования. 2001. №4

Каспэ С. И.,
Суррогат империи: о природе и происхождении федеративной политической формы. – Полис. Политические исследования. 2005. №4


полная версия страницы