Telegram-каналы в борьбе за электорат: формирование гражданского активизма в период белорусского политического кризиса – 2020

Telegram-каналы в борьбе за электорат: формирование гражданского активизма в период белорусского политического кризиса – 2020


Зуйкина К. Л.,

Кандидат филологических наук, МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, chris-zu@ya.ru


elibrary_id: 1076473 | ORCID: 0000-0002-2199-197X | RESEARCHER_ID: GLU-6336-2022

Дата поступления статьи: 2021.09.03. Принята к печати: 2022.03.25
DOI: 10.17976/jpps/2022.05.05

Правильная ссылка на статью:

Зуйкина К. Л. Telegram-каналы в борьбе за электорат: формирование гражданского активизма в период белорусского политического кризиса – 2020. – Полис. Политические исследования. 2022. № 5. С. 56-74. https://doi.org/10.17976/jpps/2022.05.05


Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования политической коммуникации в белорусских Telegram-каналах в период политического кризиса в Беларуси в 2020 г. Материалом для статьи послужили более 2 тыс. постов в восьми ключевых белорусских политических Telegram-каналах разной политической направленности, собранных за два периода: две недели до дня выборов (9 августа 2020 г.) и две недели после. Такие рамки позволили сделать ряд наблюдений относительно смены коммуникативных стратегий каналов и механизмов вовлечения граждан с учетом текущей повестки. Основной метод исследования – качественно-количественный контент-анализ с элементами ивент-анализа. Результаты показали, что провластные каналы придерживались ценностно-ориентированной стратегии (“режим близости”), пытаясь апеллировать к ключевым ценностям белорусского государства. При этом в поствыборный период провластным каналам пришлось перестраивать коммуникацию, “отзеркаливая” повестку каналов оппозиции. Последние использовали стратегию обличения, уничижительно описывая действия нынешней власти, апеллируя к общему благу, достижимому после смены власти (“режим критики и оправдания”). Оппозиционные каналы изначально делали акцент на мультимедийный “нишевой” контент, высокую степень его обновления, формирование механизмов мобилизации граждан и выпуск соответствующих инструкций. Четко выстроенная коммуникативная политика позволила оппозиционным каналам сохранить устойчивые показатели уровня вовлеченности пользователей в отличие от провластных каналов. 

Ключевые слова
политическая коммуникация, цифровое политическое участие, протестная коммуникация, Telegram-каналы, выборы в Беларуси, механизмы вовлечения, гражданский активизм.


Список литературы

Болтански Л., Тевено Л. 2000. Социология критической способности. Журнал социологии и социальной антропологии. T. 3. № 3. С. 66-83.

Бродовская Е.В., Никулин Е.Р., Давыдова М.А. 2021. Массовые политические протесты в Республике Беларусь летом-осенью 2020 года: причины возникновения, социальная база, цифровая инфраструктура. Журнал политических исследований. Т. 5. № 1. С. 23-35.

Ваньке А., Ксенофонтова И., Тартаковская И. 2014. Интернет-коммуникации как средство и условие политической мобилизации в России (на примере движения “За честные выборы”). Интеракция. Интервью. Интерпретация. Т. 6. № 7. С. 44-73.

Гладарев Б. 2012. Градозащитные движения Петербурга накануне “зимней революции” 2011–2012 гг.: анализ из перспективы французской прагматической социологии. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 4. С. 29-43.

Ди Ч. 2013. Социальные сети и их влияние на события в арабских государствах (2010-2013 гг.). Вестник СПбГУ. Сер.9. Вып. 4. С. 189-194.

Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. 1999. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос.

Курбатов В. И. 2017. Net-мышление: новые реалии информационной эры. Гуманитарий Юга России. Т. 6. № 6. С. 173-181. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.6.14

Нагорняк К.И. 2021. Активность оппозиционных Telegram-каналов и поведенческий фактор пользователей Google как метод исследования протестов в Белоруссии 2020 года. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. Т. 23. № 1. С. 60-77. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2021-23-1-60-77

Платонов Ю.П. 2008. Групповые эффекты и методы повышения эффективности совместной работы. Центр гуманитарных технологий. https://gtmarket.ru/library/articles/4934

Пономарева Е.Г. 2021. Протестное движение в Белоруссии: эволюция, технологии, символы. Научно-аналитический журнал “Обозреватель”. № 2. С. 5-28.

Пронина Е.Е. 2002. Психология журналистского творчества. Москва: Изд-во МГУ.

 

Batsell, J. (2015). Engaged journalism: connecting with digitally empowered news audiences. New York, NY: Columbia University Press.

Bennett, W.L., Segerberg, A., & Walker, S. (2014). Organization in the crowd: peer production in largescale networked protests. Information, Communication & Society, 17(2), 232-260. https://doi.org/10.1080/1369118X.2013.870379

Boichak, O., & Jackson, S. (2019). From national identity to state legitimacy: mobilizing digitally networked publics in Eastern Ukraine. Media, War & Conflict, 13(3), 258-279. https://doi.org/10.1177/1750635219829161

Boulianne, S., Koc-Michalska, K., & Bimber, B. (2020). Mobilizing media: comparing TV and social media effects on protest mobilization. Information, Communication & Society, 23(5), 642-664. https://doi.org/10.1080/1369118X.2020.1713847

Castells, M. (2011). Democracy in the age of the Internet. Journal of Contemporary Culture, 6, 96-103.

Chu, D. (2018). Media use and protest mobilization: a case study of umbrella movement within Hong Kong Schools. Social Media + Society, 4(1). https://doi.org/10.1177%2F2056305118763350

Jost, J., Barbera, P., Bonneau, R., Langer, M., Metzger, M., Nagler, J., Sterling, J., & Tucker, J.A. (2018). How social media facilitates political protest: information, motivation, and social networks. Political Psychology, 39(1), 85-118. https://doi.org/10.1111/pops.12478

Jenzen, O., Erhart, I., Eslen-Ziya, H., Korkut, U., & McGarry, A. (2021). The symbol of social media in contemporary protest: Twitter and the Gezi Park movement. Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies, 27(2), 414-437. https://doi.org/10.1177%2F1354856520933747

Juris, J.S. (2005). The new digital media and activist networking within anti-corporate globalization movements. The Annals of the American Academy of Political and Social Science, 597, 189-208. https://doi.org/10.1177%2F0002716204270338

Kelly, K. (2016). The inevitable: understanding the 12 technological forces that will our future. New York, NY: Viking.

Kharroub, T., & Bas, O. 2016. Social media and protests: an examination of Twitter images of the 2011 Egyptian revolution. New Media & Society, 18(9), 1973-1992, https://doi.org/10.1177/1461444815571914

Langer, A.I., & Sagarzazu, I. (2018). Bring back the party: personalisation, the media and coalition politics. West European Politics, 41(3), 472-495. https://doi.org/10.1080/01402382.2017.1354528

Nikiporets-Takigawa, G. (2013). Tweeting the Russian protests. Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media, 9, 1-25.

Pearce, K., & Guliyev, F. (2015). Digital knives are still knives. In The Routledge Companion to Social Media and Politics (pp. 235-247). New York, NY: Routledge. http://dx.doi.org/10.4324/9781315716299-17

Shkade, D., Sunstein, R.C., & Hastie, R. (2007). What really happened on Deliberation Day? California Law Review, 95(3), 915-940.

Shifman, L. (2013). Memes in digital culture. London: The MIT Press.

Theocharis, Y. (2015). The conceptualization of digitally networked participation. Social Media + Society, 1(2), 1-14. https://doi.org/10.1177/2056305115610140

Theocharis, Y., & Van Deth, J. (2018). The continuous expansion of citizen participation: a new taxonomy. European Political Science Review, 10(1), 139-163.

Van Deth, J.W. (2014). A conceptual map of political participation. Acta Politica, 49, 349-367. https://doi.org/10.1057/ap.2014.6

Trer´e, E. (2018). Hybrid media activism: ecologies, imaginaries, algorithms. London: Routledge. 

Содержание номера № 5, 2022

Возможно, Вас заинтересуют:


Шестопал Е. Б.,
Введение в рубрику. Человеческое измерение политики. – Полис. Политические исследования. 2013. №6

Быков И. А., Халл Т. Э.,
Цифровое неравенство и политические предпочтения Интернет-пользователей в России. – Полис. Политические исследования. 2011. №5

Линецкий А. И.,
Разнообразие политических систем как следствие различий в поведении людей. – Полис. Политические исследования. 2013. №6

Радина Н. К.,
Цифровая политическая мобилизация онлайн-комментаторов материалов СМИ о политике и международных отношениях. – Полис. Политические исследования. 2018. №2

Шевченко А. В.,
Человек политический против человека информационного. – Полис. Политические исследования. 2009. №5


полная версия страницы