Влияние стриминговых сервисов на киноиндустрию и стратегии мягкой силы Китая, Южной Кореи и Японии

Влияние стриминговых сервисов на киноиндустрию и стратегии мягкой силы Китая, Южной Кореи и Японии


Паксютов Г. Д.,

Институт Китая и современной Азии РАH, Москва, Россия, gpaksyutov@mail.ru


elibrary_id: 965340 | ORCID: 0000-0001-7153-4315 | RESEARCHER_ID: ABF-9928-2021

Дата поступления статьи: 2022.01.21. Принята к печати: 2022.08.19


DOI: 10.17976/jpps/2023.02.04
EDN: ITXUKL


Правильная ссылка на статью:

Паксютов Г. Д. Влияние стриминговых сервисов на киноиндустрию и стратегии мягкой силы Китая, Южной Кореи и Японии. – Полис. Политические исследования. 2023. № 2. С. 41-53. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.02.04. EDN: ITXUKL


Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу влияния стриминговых сервисов (Netflix и др.) на индустрию кино и сериалов в Китае, Японии, Южной Корее и, соответственно, на ресурсы и стратегии мягкой силы этих стран. Автор рассматривает особенности и факторы успеха стриминговых сервисов в сравнении с традиционной бизнес-моделью киноиндустрии. Исследование показало, что Китай очень ограниченно сотрудничает с американскими сервисами, не предоставляет им доступ на национальный рынок и не стремится продвигать продукцию национальной киноиндустрии посредством цифровых платформ – тенденция, которую автор объясняет стремлением сохранить культурный суверенитет. Южнокорейские профессионалы индустрии кино, напротив, активно сотрудничают с Netflix, что вписывается в общую стратегию по продвижению культурной продукции страны, основанную на использовании цифровых медиа и социальных сетей как канала дистрибуции. Эта тенденция поддерживается правительством Южной Кореи в рамках национальной стратегии мягкой силы. В Японии в последние годы также интенсифицируется сотрудничество производителей аудивиозуального контента (в первую очередь анимации) и американских стриминговых сервисов, чему способствуют ситуация на внутреннем рынке японских креативных индустрий, старение населения и необходимость в диверсификации доходов. Сотрудничество с глобальными цифровыми платформами, однако, сопряжено с рисками передачи управления национальными культурными индустриями под внешнее управление, размывания культурной идентичности страны. В заключении обсуждаются проблемы, которые рассмотренная тема ставит перед исследователями, подчеркивается необходимость учитывать стратегические задачи стран при оценке эффективности их стратегий мягкой силы.

Ключевые слова
мягкая сила, киноиндустрия, стриминговые сервисы, цифровизация культуры, глобализация, Китай, Япония, Южная Корея.


Список литературы

Маклюэн М. 2019. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле.

Паксютов Г.Д. 2020. Бизнес-модель компании Netflix: экономическое и социокультурное значение. Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. Т. 17. № 3. 145-156. http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2020-3-145-156. EDN: VTAOQA.

Рескин Д. 2021. Лекции об искусстве. СПб.: Азбука-Аттикус.

Araujo, M. (2020). Além do animê: Reality TV e o soft power japonês [Beyond the anime: reality TV and the Japanese soft power]. Fronteiras – estudos midiáticos, 22(2), 103-113. (In Portuguese) https://doi.org/10.4013/fem.2020.222.09  

Couldry, N., & Mejias, U.A. (2019). Data colonialism: rethinking big data’s relation to the contemporary subject. Television & New Media, 20(4), 336-349.

De Vany, A. (2004). Hollywood economics: how extreme uncertainty shapes the film industry. London: Routledge.

Hernandez, A.D.H. (2018). The anime industry, networks of participation, and environments for the management of content in Japan. Arts, 7(3), 42. http://dx.doi.org/10.3390/arts7030042

Holroyd, C. (2019). Digital content promotion in Japan and South Korea: Government strategies for an emerging economic sector. Asia & the Pacific Policy Studies, 6(3), 290-307. https://doi.org/10.1002/app5.277

Iwabuchi, K. (2004). How «Japanese» is Pokemon? In J. Tobin (Ed.), Pikachu’s Global Adventure: The Rise and Fall of Pokemon (pp. 53-79). Durham, London: Duke University Press.

Jiang, S. (2017). China’s Hong Kong: A political and cultural perspective. Singapore: Springer.

Jin, D.Y. (2017). Construction of digital Korea: the evolution of new communication technologies in the 21st century. Media, Culture & Society, 39(5), 715-726. https://doi.org/10.1177%2F0163443717709441

Jung, S. (2011). Korean masculinities and transcultural consumption: Yonsama, Rain, Oldboy, K-pop idols. Hong Kong: Hong Kong University Press.

Jung, H. (2017). Transnational media culture and soft power of the Korean Wave in the United States. In T.-J. Yoon, & D.Y. Jin (Ed.), The Korean Wave: Evolution, Fandom, and Transnationality. (pp. 225-244). Lanham: Lexington Books.

Keane, M., & Wu, H. (2021). Online platforms, cultural power, and China’s pan-Asian strategy. In D.Y. Jin (Ed.), The Routledge Handbook of Digital Media and Globalization (pp.158-166). New York, London: Routledge.

Keping, Y. (2009). Democracy is a good thing. Washington: Brookings University Press.

Kim, J.O. (2021). The Korean wave and the new global media economy. In D.Y. Jin (Ed.), The Routledge Handbook of Digital Media and Globalization (pp. 77-86). New York, London: Routledge.

Kim, Y. (2022). Introduction: popular culture and soft power in the social media age. In Y. Kim (Ed.), The Soft Power of the Korean Wave (pp. 1-38). Abindgon, New York: Routledge.

Lie, J. (2012). What is the K in K-pop? South Korean popular music, the culture industry, and national identity. Korea observer, 43(3), 339-363.

Lobato, R. (2019). Netflix nations. New York: New York University Press.

Lorenzen, M., & Mudambi, R. (2013). Clusters, connectivity and catch-up: Bollywood and Bangalore in the global economy. Journal of Economic Geography, 13(3), 501-534.

Masuda, H., et al. (2021). Anime industry report 2020: Summary. Tokyo: The Association of Japanese Animations.

Matthew, J.R. (2020). Netflix and the design of the audience: the homogeneous constraints of data-driven personalization. MedieKultur: Journal of Media & Communication Research, 36(69), 52-70.

Mihara, R. (2020). Involution: a perspective for understanding Japanese animation's domestic business in a global context. Japan Forum, 32(10), 102-125.

Murphy, P. (2010). The limits of soft power. In D. Black, S. Epstein, A. Tokita (Ed.), Complicated Currents: Media flows, soft power and East Asia (pp. 319-340). Melbourne: Monash University Press.

Nye, J.S. (1990). Soft Power. Foreign Policy, 80, 153-171.

Nye, J.S., & Kim, Y. (2013). Soft power and the Korean wave. In Kim Y. (Ed.), The Korean Wave: Korean Media Go Global (pp. 29-40). London, New York: Routledge.

Otmazgin, N.K. (2018). The Chrysanthemum and the cool: cultural diplomacy and soft power in Japan’s foreign policy. In M.M. McCarthy (Ed.), Routledge Handbook of Japanese Foreign Policy (pp. 55-70). Abingdon: Routledge.

Pajkovic, N. (2021). Algorithms and taste-making: Exposing the Netflix recommender system's operational logics. Convergence, 28(1), 214-235. https://doi.org/10.1177%2F13548565211014464

Paksiutov, G.D. (2021). Transformation of the global film industry: prospects for Asian countries. Russia in Global Affairs, 19(2), 111-132. https://doi.org/10.31278/1810-6374-2021-19-2-111-132

Parc, J., & Kawashima, N. (2018). Wrestling with or embracing digitalization in the music industry: the contrasting business strategies of J-pop and K-pop. Kritika Kultura, 30, 25-48.

Peng, W. (2015) China, film coproduction and soft power competition. Brisbane: Queensland University of Technology.

Peng, W., & Keane, M. (2019). China’s soft power conundrum, film coproduction, and visions of shared prosperity. International Journal of Cultural Policy, 25(7), 904-916. https://doi.org/10.1080/10286632.2019.1634062

Postman, N. (1993). Technopoly: the surrender of culture to technology. New York: Vintage Books.

Postman, N. (2006). Amusing ourselves to death. New York: Penguin Books.

Sun, W. (2017). Soft power by accident or by design: if you are the one and Chinese television. In P. Voci, & L. Hui (Ed.), Screening China's Soft Power (pp. 194-209). London: Routledge.

Thussu, D. (2020). India's soft power. Lumina. 14(1), 111-124. http://doi.org/10.34019/1981-4070.2020.v14.30137

Vlassis, A. (2021). Global online platforms, COVID-19, and culture: the global pandemic, an accelerator towards which direction? Media, Culture & Society, 43(5), 957-969. http://dx.doi.org/10.1177/0163443721994537

Wang, W.Y., & Lobato, R. (2019). Chinese video streaming services in the context of global platform studies. Chinese Journal of Communication, 12(3), 356-371. https://doi.org/10.1080/17544750.2019.1584119 

Содержание номера № 2, 2023

Возможно, Вас заинтересуют:


Круглый стол журнала «ПОЛИС» , Стрельцов Д. В., Чугров С. В., Карелова Л. Б., Ознобищев С. К.,
Россия и Япония. Часть II. Взгляд из России. – Полис. Политические исследования. 2014. №1

Иногути Т. ,
Политическая наука в трех демократиях: “нелояльной” (Япония), демократии “третьей волны” (Южная Корея) и “зарождающейся” (Китай). – Полис. Политические исследования. 2004. №5

Лю Ц. ,
«Мягкая сила» в стратегии развития Китая. – Полис. Политические исследования. 2009. №4

Костырев А. Г.,
Разумная сила, общественная дипломатия и социальные сети как факторы международной политики . – Полис. Политические исследования. 2013. №2

Чугров С. В.,
Мягкое притяжение Японии. – Полис. Политические исследования. 2015. №6


полная версия страницы