Фундаментализм в пространстве современного мира

Фундаментализм в пространстве современного мира


Кудряшова И. В.,

кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры сравнительной политологии, МГИМО МИД России, Москва, i.kudryashova@inno.mgimo.ru


elibrary_id: 626828 | ORCID: 0000-0003-1842-4672 |


DOI: 10.17976/jpps/2002.01.06

Правильная ссылка на статью:

Кудряшова И. В. Фундаментализм в пространстве современного мира . – Полис. Политические исследования. 2002. № 1. С. 66-77. https://doi.org/10.17976/jpps/2002.01.06


Аннотация

В статье обсуждается проблема возвращения религиозного фактора в политику. Анализируя различные направления современного фундаментализма, И.В.Кудряшова основную часть статьи посвящает исламскому фундаментализму – наиболее значимому и вызывающему сегодня наибольший интерес. При этом она оставляет вне пределов своего исследования политический экстремизм, сосредоточивая внимание исключительно на легальном фундаментализме. Способность легального фундаментализма противостоять модерну и одновременно интегрироваться в модерн позволяет, считает автор, рассматривать его в качестве одного из элементов национального развития. Однако разглядеть масштабность этой его функции можно лишь в рамках нового мировоззрения, воспринимая мир как целостную систему.

 Текст статьи (электронная версия)

Список литературы

Айзенштадт С. 1994. Фундаментализм: феноменологические наблюдения и сравнительные характеристики. — Человек, № 6.

Ар-Раид. Муа’джам люгавий асрий (Современный словарь арабского языка). 1964. Бейрут.

ас-Садр М.Б. 1978. Лямха фикрийя тамхидийя ‘ан машруа‘ дустур аль-Джумхурийя аль-исламийя фи Иран (Предварительный взгляд на конституцию исламской республики в Иране). Тегеран.

Багдади А.М. 1998. Проблемы исламского фундаментализма в Египте (Диссертация на соискание ученой степени канд.полит.наук.) М.

Вагин М.В. 2001. Президент М.Хатами и его концепции “исламского гражданского общества” и “диалога цивилизаций”. — Иран: ислам и власть. М.

Верховский А., Михайловская Е., Прибыловский В. 1999. Политическая ксенофобия: радикальные группы. Представления лидеров. Роль церкви. М.

Волков А.Б. 1999. Религиозный фундаментализм в Израиле и палестинская проблема. М.

Ганнуши Р. 1984. Макалят (Статьи). Париж.

Глушкова И. 2000. Почему в Индии убивают христиан? — НГ-религии, № 23.

Дальв Бурган ад-Дин. 1985. Машахид фи иадат китаба ат-та’рих аль-арабий аль-ислямий (Новый взгляд на арабскую исламскую историю: зарисовки). Бейрут.

Дорошенко Е.А. 1998. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905 — 1911 и 1978 — 1979 гг. М.

Камю Ж.-И. 1990. Антипрогрессизм и антиэкуменизм: католический интегризм. — Возвращение религиозного фактора в политику. М.

Кутб М. 1964. Джахилийя аль-карн аль-‘ашрин (Джахилийя двадцатого века). Каир.

Кутб С. 1980. Хасаис ат-тасаввур аль-ислямий (Особенности исламского представления). Бейрут.

Кутб С. 1981а. Фи зилал аль-Кур’ан (Под сенью Корана) (в 6-ти томах). Бейрут.

Кутб С. 1981б. Ма’алим фи ат-тарик (Вехи на пути). Бейрут.

Кутб С. 1993. Будущее принадлежит исламу. М.

Малашенко А.В. 1997. Неприятие фундаментализма как его зеркальное отражение. — НГ-религии, № 12.

Милославский Г.В. 1999. Предисловие. — Волков А.Б. Религиозный фундаментализм в Израиле и палестинская проблема. М.

Сагадеев А.В. 1987. Философское наследие мусульманского мира и современная идеологическая борьба. М.

Сагадеев А.В. 1993. “Исламский фундаментализм”: жизненный факт или пропагандистская фикция? — Россия и мусульманский мир, № 10.

Тувинов А. 2001. Многоликий фундаментализм. — НГ-религии, № 18.

Умнов А. 2001. “Талибан” в исламском контексте. — Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М.

Фильштинский И.М. 1999. История арабов и халифата (750 — 1517 гг.). М.

Хатами М. 2001. Ислам, диалог и гражданское общество. М.

Хомейни Р.М. 1993. Исламское правление. Алматы.

Эйзенштадт Ш. 1999. Революция и преобразование обществ. М.

As-Sadr M.B. 1989. Our Philosophy. Shafagh.

Cerillo A.Jr., Dempster M.W. 1989. Salt and Light: Evangelical Political Thought in Modern America. Washington.

Haynes J. (ed.) 1995. Religion, Fundamentalism and Ethnicity: A Global Perspective. Geneva.

Maududi S.A.A. 1983. First Principles of the Islamic State. Lahore.

Содержание номера № 1, 2002

Возможно, Вас заинтересуют:


Ворожейкина Т. Е.,
Государство и общество в России: исчерпание государствоцентричной матрицы развития. – Полис. Политические исследования. 2002. №4

Мельвиль А. Ю.,
О траекториях посткоммунистических трансформаций. – Полис. Политические исследования. 2004. №2

Казанцев А. А.,
Интеллигенция и структурные инновации в политическом пространстве (Опыт сравнительного анализа). – Полис. Политические исследования. 2007. №1

Сергеев В. М.,
Как возможны социальные изменения? (Пролегомены к статистической теории социальных сетей) . – Полис. Политические исследования. 2001. №6

Работяжев Н. В.,
Феномен “право-левой” коалиции в России: Фронт национального спасения. – Полис. Политические исследования. 2004. №4


полная версия страницы