Децентрализация, демократизация и эффективность (Реформа федеративных отношений и местного самоуправления через призму теории эффективной децентрализации)

Децентрализация, демократизация и эффективность (Реформа федеративных отношений и местного самоуправления через призму теории эффективной децентрализации)


Нечаев В. Д.,

доктор политических наук, профессор, ректор, Севастопольский государственный университет
elibrary_id: 199724 |



DOI: 10.17976/jpps/2005.03.08

Правильная ссылка на статью:

Нечаев В. Д. Децентрализация, демократизация и эффективность (Реформа федеративных отношений и местного самоуправления через призму теории эффективной децентрализации). – Полис. Политические исследования. 2005. № 3. С. 92-101. https://doi.org/10.17976/jpps/2005.03.08


Аннотация

В статье предпринята попытка оценить степень обоснованности тезиса об эффективности децентрализации государственного управления. Проанализировав доводы сторонников децентрализации, автор показывает, что данная стратегия оправдывает возлагаемые на нее надежды только в том случае, если в региональных и местных сообществах сформировались системы демократического контроля и взаимодействие между уровнями власти осуществляется в режиме кооперации. При отсутствии этих условий децентрализация ведет не столько к росту, сколько к снижению эффективности общественного сектора. Вместе с тем, по заключению автора, контрстратегия, т.е. централизация, в краткосрочной перспективе снимая негативные последствия неподготовленной децентрализации, препятствует развитию практик, способной обеспечить реализацию скрытого потенциала системы, при которой управленческие функции переданы на местный или региональный уровень.


Список литературы

Безобразов В. 1874. Земские учреждения и самоуправление. М.

Бьюкенен Дж., Таллок Г. 1997. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии. — Бьюкенен Дж. Сочинения. М.

Васильчиков А. 1869. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. Т. 1. СПб.

Велихов Л.А. 1928. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. М.-Л.

Гельман В. и др. 2002. Автономия или контроль? Реформа местной власти в городах России, 1991 — 2001. М., СПб.

Гельман В., Рыженков С., Бри М. (ред.) 2000. Россия регионов. М.

Градовский А.Д. 1908. Начала русского государственного права. Ч. III. Органы местного управления. — Градовский А.Д. Собр. соч. Т. 9. СПб.

Кузьмин А.С., Мелвин Н.Дж., Нечаев В.Д. 2002. Региональные политические режимы: опыт типологизации. — Полис, № 3.

Нечаев В.Д. 2004. Территориальная организация местного самоуправления в регионах России: генезис и институциональные эффекты. Курск.

Норт Д. 1997. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.

Патнэм Р. 1996. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. М.

Рыженков С., Винник Н. (ред.) 1999. Реформа местного самоуправления в региональном измерении. М.

Токвиль А. де. 1994. Демократия в Америке. М.

Холлис Г., Плоккер А. 1995. На пути к демократической децентрализации: перестройка региональных и местных органов власти в новой Европе. М.

Alderfer H.F. 1964. Local Government in Developing Countries. N.Y., Toronto, L.

Almond G., Powell B. 1966. Comparative Politics: A Developmental Approach. Boston.

Dunn J., Wetzel D. 1999. Fiscal Decentralization in Former Socialist Economics. Paper Presented to National Tax Association, October 1999. Toronto.

Ebel R. 1999. Fiscal Decentralization and Intergovernmental Fiscal Relations. — Central European University Summer Program. Budapest.

Ehdaie J. 1994. Fiscal Decentralization and the Size of Government. — World Bank Policy Research Working Paper, № 1387.

Leach R. 1998. Local Government Reorganization RIP? — Political Quarterly, vol. 69, № 1.

Mawhood P. (ed.) 1993. Local Government in the Third World. Pretoria.

McLure Ch. E. 1999. The Tax Assignment Problem: Conceptual and Administrative Considerations in Achieving Subnational Fiscal Autonomy. Washington.

Negrier E. 1999. The Chenging Role of Franch Local Government. — West European Politics, vol. 22, № 4.

Nigam S.R. 1975. Local Government (England, France, USA, USSR and India). New Delhi.

Olson M.C. 1965. The Logic of Collective Action. Cambridge (Mass.).

Page E.C. 1991. Localism and Centralism in Europe. The Political and Legal Bases of Local Self-Government. Oxford.

Rahman A.T.R. 1973. Rural Institutions in India, Pakistan. — Goldsmith J., Gunderson C. (eds.) Comparative Local Politics. A Systems-Function Approach. Boston.

Stanojevic M. 1990. Self-Management in the Context of the Disintegration of “RealExisting” Socialism. — Praxis International, vol. 10, № 1/2.

Taagepera R., Shugart M. 1989. Seats and Votes: The Effects and Determinants of Electoral Systems. New Haven.

Vazquez J.-M. 1999. The Assignment of Expenditure Responsibilities. Budapest.

Содержание номера № 3, 2005

Возможно, Вас заинтересуют:


Перегудов С. П.,
Транснациональные корпорации на пути к корпоративному гражданству. – Полис. Политические исследования. 2004. №3

Федоров К. Г.,
Политический курс в сфере местного налогообложения в России. – Полис. Политические исследования. 2003. №4

Перегудов С. П.,
Корпоративный капитал и институты власти: кто в доме хозяин?. – Полис. Политические исследования. 2002. №5

Казанцев А. А.,
Интеллигенция и структурные инновации в политическом пространстве (Опыт сравнительного анализа). – Полис. Политические исследования. 2007. №1

Сергеев В. М.,
Как возможны социальные изменения? (Пролегомены к статистической теории социальных сетей) . – Полис. Политические исследования. 2001. №6


полная версия страницы