Регулирование этнополитических отношений в рамках образовательной политики: опыт стран ЕС

Регулирование этнополитических отношений в рамках образовательной политики: опыт стран ЕС


Садовая Е. С.,

кандидат экономических наук, доцент, зав. отделом комплексных социально-экономических исследований ИМЭМО РАН, sadovaja.elena@yandex.ru


elibrary_id: 565189 |

Кутергин В. А.,

младший научный сотрудник сектора социальной политики и рынка труда ИМЭМО РАН, аспирант исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, killswitch07@mail.ru



DOI: 10.17976/jpps/2017.05.07
Рубрика: Orbis Terrarum

Правильная ссылка на статью:

Садовая Е. С., Кутергин В. А. Регулирование этнополитических отношений в рамках образовательной политики: опыт стран ЕС. – Полис. Политические исследования. 2017. № 5. С. 91-105. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.05.07


Аннотация

Статья посвящена изучению опыта регулирования межэтнических отношений через образовательную политику. В качестве объекта исследования выбрана политика в сфере образования в Европейском союзе, внимание авторов сосредоточено на одном из аспектов этой политики – преподавании языка. Они рассматривают нормативно-правовое регулирование этнополитических отношений в рамках образовательной политики, отмечая, что законодательство это формировалось под влиянием существующей правовой коллизии между признанием права наций на самоопределение и принципом территориальной целостности государств. В ходе исследования были проанализированы особенности законодательства, регулирующего этнополитические отношения в сфере языкового образования, рассмотрены некоторые интересные примеры правоприменительной практики в таких странах, как Франция, Италия, Болгария, Венгрия, Румыния и Испания, в которых, по мнению авторов, эти особенности проявляются наиболее наглядно. В статье делается вывод, что в рамках наднациональных структур ЕС слабо развиты механизмы регулирования межэтнических отношений через инструменты политики в сфере образования. Основным уровнем регулирования остается уровень отдельных государств. Анализ образовательной политики европейских стран позволил определить “показательные” случаи, классифицировать их, выделить принципиально различные подходы к выработке политики по отношению к этническим меньшинствам в сфере образования. Характерно, что этот выбор, как правило, не зависит от расклада политических сил внутри страны. С теми или иными оговорками в европейских странах реализуются две стратегии регулирования прав этнических меньшинств: политика позитивной дискриминации и политика интегративного характера. Наиболее широкое распространение в странах ЕС в сфере образовательной политики получила политика положительной дискриминации этнических меньшинств, реализуемая с теми или иными национальными особенностями. Особое внимание в статье уделено разбору положительных и отрицательных сторон реализуемых практик. Подчеркивается роль образовательной политики в процессе нациестроительства, в то же время отмечается, что ее невозможно рассматривать в отрыве от социально-экономического и политического контекста. Она также является не самостоятельным механизмом регулирования межэтнических отношений, а скорее инструментом сглаживания этнокультурных противоречий в составе социально-экономической, социальной и национальной политики государства. 

Ключевые слова
образовательная политика; языковая политика; политика идентичности; социально-экономическая политика; национальное государство; регулирование этнополитических конфликтов.


Список литературы

Брубейкер Р. 2012. Этничность без групп. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 408 с.

Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю. 2013. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М.: ЦСП и М. 224 с.

Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. 2011. Т. 1: Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий. Отв. ред. И.С. Семененко. М.: РОССПЭН. 208 с.

Прохоренко И.Л. 2010. Территориальные сообщества в политическом пространстве современной Испании. М.: ИМЭМО РАН. 100 с.

Прохоренко И.Л. 2015. Пространственный подход в исследовании международных отношений. М.: ИМЭМО РАН. 111 с.

Садовая Е.С. Социально-экономические факторы этнополитической конфликтности. – Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 41-53. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2016.04.05

Тишков В.А., Шабаев Ю.П. 2013. Этнополитология: Политические функции этнич- ности. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Издательство Московского университета. 413 с.

Shulman S. 2002. Challenging the Civic/Ethnic and West/East Dichotomies in the Study of Nationalism. – Comparative Political Studies. Vol. 35. No. 5. DOI: ttp://dx.doi.org/10.1177/0010414002035005003

  

Содержание номера № 5, 2017

Возможно, Вас заинтересуют:


Садовая Е. С.,
Социально-экономические факторы этнополитической конфликтности. – Полис. Политические исследования. 2016. №4

Назукина М. В.,
Институционализация этничности в политике идентичности российских республик: концептуальный анализ. – Полис. Политические исследования. 2020. №3

Тишков В. А.,
Языковая ситуация и языковая политика в России (ревизия категорий и практик). – Полис. Политические исследования. 2019. №3

Прохоренко И. Л.,
Возможности пространственного подхода в изучении этнополитической конфликтности. – Полис. Политические исследования. 2016. №6

Касимов Р. Х., Акулич М. М.,
Ареальная языковая политика. – Полис. Политические исследования. 2022. №1


полная версия страницы