Цифровая мифология и избирательная кампания Дональда Трампа

Цифровая мифология и избирательная кампания Дональда Трампа


Соловей В. Д.,

Доктор исторических наук (09.09.2022 внесен в перечень физических лиц, признанных СМИ — «иностранными агентами»), valery.solovei@gmail.com


elibrary_id: 495259 |


DOI: 10.17976/jpps/2017.05.09
Рубрика: Orbis Terrarum

Правильная ссылка на статью:

Соловей В. Д. Цифровая мифология и избирательная кампания Дональда Трампа. – Полис. Политические исследования. 2017. № 5. С. 122-132. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.05.09


Аннотация

В статье на примере президентской избирательной кампании Дональда Трампа рассматривается релевантность так наз. цифровых мифов. Главный из этих мифов – утверждение о качественном изменении политики и природы политического в условиях перехода к новой – цифровой – среде политики. Автор утверждает, что главным условием победы Трампа было не массированное использование “цифры”, а правильно выбранная политическая стратегия. Существо стратегии составила простая идея: добиться преимущества в ключевых колеблющихся штатах. Big Data подсказали, как это сделать, а максимально широкое использование цифровых инструментов проложило путь к победе. Мобилизация избирателей состояла из двух элементов. Первый: мобилизация не голосовавшей ранее и не охваченной опросами части населения. Второй: перетягивание на свою сторону неустойчивых избирателей из числа традиционной поддержки демократов – молодежи, женщин, американцев латиноамериканского происхождения. Для решения этих задач использовался весь арсенал цифровых инструментов, в первую очередь крупнейшие рекламные платформы Google,  и Facebook. Цифровые инструменты обеспечили дешевизну, точность и более высокую эффективность кампании Трампа в сравнении с кампанией Клинтон. Цифровая кампания Трампа носила скрытый характер и не была замечена внешними наблюдателями, что сделало его победу абсолютно неожиданной. В статье делается вывод, что кампания 2016 г. в США была столкновением двух типов политической коммуникации – традиционной и новой. Переход к новой коммуникации неизбежен ввиду вступления в политическую и социальную жизнь, но даже в новой коммуникационной среде природа политики остается прежней. Вместе с тем новые коммуникации серьезно трансформировали механизм политического влияния на общество.  

Ключевые слова
интернет; социальные сети; Google; Facebook; Twitter; Big Data; избирательная кампания; Дональд Трамп; Хиллари Клинтон; цифровая стратегия; микротаргетинг.


Список литературы

Бернейс Э. 2016. Пропаганда. М.: Библос. 140 с. Данилова А.А. 2009. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М.: Добросвет, Изд-во КДУ. 234 с.

Дружинин А.М. 2017. От диалога к манипуляции: критический анализ со- временных медиапрактик. – Философская мысль. № 1. С. 1-16. DOI: https://doi.org/10.7256/2409-8728.2017.1.18534

Луман Н. 2005. Реальность массмедиа. М.: Праксис. 256 с.

Маклюэн М. 2003. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, “Кучково поле”. 464 с.

Мирошниченко И.В. 2013. Сетевой ландшафт российской публичной политики. Краснодар: Просвещение-Юг. 295 с.

Сморгунов Л.В. 2014. Сетевые политические партии. – Полис. Политические исследования. № 4. С. 21-37. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2014.04.03

Соловей В.Д. 2015. Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиампа- нипулирования. М.: Изд-во “Э”. 320 с.

Соловей В.Д. 2016. Революtion! Основы революционной борьбы в современную эпоху. М.: ЭКСМО. 320 с.

Стоун Э. 2002. Тайное оружие кампаний. – Справочник по политическому консультированию. М.: ИМИДЖ-Контакт; ИНФРА-М. С. 142-146.

Тихонова С.В. 2016. Социальные сети: проблемы социализации Интернета. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 138-152. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2016.03.11

Чугров С.В. 2017. Post-truth: трансформация политической реальности или са- моразрушение либеральной демократии? – Полис. Политические исследования. № 2. С. 42-59. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2017.02.04

Шарков Ф.И. 2016. Визуализация политического медиапространства. – Полис. Политические исследования. № 5. С. 97-107. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2016.05.08

Bakardijeva M. 2015. Do Clouds Have Politics? Collective Actors in Social Media Land. – Information, Communication & Society. Vol. 18. No. 8. P. 983-990. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1369118X.2015.1043320 (accessed 08.05.2017).

Batorski D., Grzywinska I. 2017. Three Dimensions of the Public Sphere on Facebook. – Information, Communication & Society. No. 1. P. 1-19. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1369118X.2017.1281329

Castells M. 2010. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I: The Rise of the Network Society. 2nd ed. Oxford: Wiley-Blackwell. 597 p.

Coretti L., Pica D. 2015. The Rise and Fall of Collective Identity in Networked Movements: Communication Protocols, Facebook, and Anti-Berlusconi Protest. – Information, Communication & Society. Vol. 18. No. 8. P. 951-967. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1369118X.2015.1043317

Gerbaudo P. 2015. Protest Avatars as Memetic Signifiers: Political Profile Pictures and the Construction of Collective Identity on Social Media in the 2011 Protest Wave. – Information, Communication & Society. Vol. 18. No. 8. P. 916-929. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1369 118X.2015.1043316

Gerbaudo P., Trere E. 2015. In Search of the ‘We’ of Social Media Activism: Introduction to the Special Issue on Social Media and Protest Identities. – Information, Communication & Society. Vol. 18. No. 8. P. 865-871. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1369118X.2015.1043319

Hodkinson P. 2011. Media, Culture and Society. An Introduction. L.: Sage. 320 p. Kavada A. 2015. Creating the Collective: Social Media, the Occupy Movement and Its Constitution as a Collective Actor. – Information, Communication & Society. Vol. 18. No. 8. P. 872-887. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1369118X.2015.1043318

Milan S. 2015. From Social Movements to Cloud Protesting: the Evolution of Collective Identity. – Information, Communication & Society. Vol. 18. No. 8. P. 887-900. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1369118X.2015.1043135

Monterde A., Calleja-Lopez A., Aguillera M., Barandiaran X. & Postill J. 2015. Multitudinous Identities: a Qualitative and Network Analysis of the 15M Collective Identity. – Information, Communication & Society. Vol. 18. No. 8. P. 930-950. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1369118X.2015.1043315

Trere E. 2015. Reclaiming, Proclaiming, and Maintaining Collective Identity in the #YouSoy132 Movement in Mexico: an Examination of Digital Frontstage and Backstage Activism Through Social Media and Instant Messaging Platforms. – Information, Communication & Society. Vol. 18. No. 8. P. 905-915. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1369118X.2015.1043744

 

Содержание номера № 5, 2017

Возможно, Вас заинтересуют:


Казун А. Д., Казун А. П.,
И не друг, и не враг: Дональд Трамп в российских СМИ. – Полис. Политические исследования. 2019. №1

Тимофеева Л. Н., Рябченко Н. А., Малышева О. П., Гнедаш А. А.,
Цифровая социально-политическая повестка дня: апробация новой модели исследования на российском кейсе «Коронавирус-2020». – Полис. Политические исследования. 2022. №5

Кёхлер Г. ,
Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога?. – Полис. Политические исследования. 2013. №4

Тимофеева Л. Н., Рябченко Н. А., Малышева О. П., Гнедаш А. А.,
Цифровая социально-политическая повестка дня и ее осмысление в условиях новой медиаэкологии. – Полис. Политические исследования. 2022. №2

Тихонова С. В.,
Социальные сети: проблемы социализации Интернета. – Полис. Политические исследования. 2016. №3


полная версия страницы