Объединение регионов Российской Федерации: институциональные и социальные последствия

Объединение регионов Российской Федерации: институциональные и социальные последствия


Окунев И. Ю.,

Кандидат политических наук, доцент кафедры сравнительной политологии, МГИМО МИД России, iokunev@mgimo.ru


elibrary_id: 565228 | ORCID: 0000-0003-3292-9829 | RESEARCHER_ID: E-4038-2012

Осколков П. В.,

аспирант кафедры интеграционных процессов, МГИМО МИД России; преподаватель кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики, МГУ им. М.В. Ломоносова; младший научный сотрудник, Институт Европы РАН, petroskolkov@yandex.ru


elibrary_id: 823063 |

Тисленко М. И.,

президент Клуба геополитических исследований “Terra Cognita” НСО МГИМО МИД России, marie.tislenko@mail.ru


elibrary_id: 828554 |


DOI: 10.17976/jpps/2018.02.02

Правильная ссылка на статью:

Окунев И. Ю., Осколков П. В., Тисленко М. И. Объединение регионов Российской Федерации: институциональные и социальные последствия. – Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 8-28. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.02.02


Аннотация

В статье представлены результаты исследования серии реформ административно-территориального деления России в 2003-2008 гг. с точки зрения результатов и их отражения в институциональной структуре и дискурсивных практиках. Перед авторами стояли задачи провести институциональный анализ реформы спустя почти десятилетие после ее завершения, а также дискурс-анализ корпуса текстов, посвященных реформе. Гипотеза авторов состоит в том, что потерявшие политическую автономию субъекты РФ не утратили особой территориальной/пространственной идентичности, так как население сохранило специфические представления об особом значении данных территорий и уникальном характере их пространственного положения. В первой части работы представлены результаты институционального анализа реформы применительно к каждой новообразованной административно-территориальной единице, с обобщающей таблицей; в каждой административно-территориальной единице были проанализированы особенности устройства и функционирования органов исполнительной и законодательной власти, а также главы района/округа. Во второй части, структурно разделенной на пять кейсов, представлены результаты дискурс-анализа 55 текстов из федеральных, региональных СМИ и блогов, содержащих оценочные высказывания политиков и чиновников, общественных деятелей и представителей НКО, а также простых жителей рассматриваемых субъектов федерации / единиц. Тексты были рассортированы в соответствии с такими критериями, как время написания, причастность/непричастность говорящего к органам государственной власти, позитивное/негативное отношение к реформе. Авторы приходят к следующим выводам: “особый статус” новообразованных административно-территориальных единиц остается неопределенным; норма представительства “уплотненных” регионов крайне неравномерна. В полномочиях руководящих органов этих регионов преобладают национально-культурные вопросы. Общий дискурсивный элемент всех случаев объединения – дискурс “обманутых надежд” и невыполненных обещаний в экономической, социальной и (реже) национально-культурной сферах; при этом реформа затронула сознание лишь жителей ликвидированных автономий, а не материнских субъектов.

Ключевые слова
административная реформа; административно-территориальное деление; пространственная идентичность; Коми-Пермяцкий округ; Агинский Бурятский округ; Усть-Ордынский Бурятский округ; Корякский округ; Эвенкийский район; Таймырский Долгано-Ненецкий район.


Список литературы

Бусыгина И.М. 2011. Модель “центр-периферия”, федерализм и проблема модер­низации российского государства. – Политическая наука. № 4. С. 53-70.

Кынев А.В. 2010. Недостижимая симметрия: об итогах “укрупнения” субъектов Российской Федерации. – Неприкосновенный запас. № 3. (71) С. 123-136.

Мильчаков М. 2007a. Объединение Пермской области и КПАО: политические, экономические, социальные конфликты. – Геоконфликтология. 2007-2008. Доступ: http://geoconflict.narod.ru/texts/milchakov.html (проверено 13.09.2017).

Мильчаков М. 2007b. Объединение регионов: анализ современной практики использования трансформации административно-территориального деления в реше­нии социально-экономических и политических задач. – Региональные исследования. № 5 (15). С. 33-46.

Объединение субъектов Российской Федерации: за и против. Под ред. С.С. Артоболевского, Е.Ш. Гонтмахера. 2010. М.: Институт современного развития. 175 с.

Шибаева О. 2011. Укрупнение регионов: проблемы и перспективы. – Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). № 4. С. 62-68.

Okunev I. 2016. Geopolitical Codes of Post-Soviet Ethno-National Communities. – International Trends. Vol. 14. No. 1 (44). P. 156-171.

Okunev I., Domanov A. 2014. Space Imagination and Mixed Identity in Russian Towns Bordering on Finland. – Human Geographies. Vol. 8. No. 2. P. 101-110. https://doi.org/10.5719/hgeo.2014.82.101
 

Содержание номера № 2, 2018

Возможно, Вас заинтересуют:


Лебедева Е. Б., Бусыгина И. М.,
Административно-территориальное деление в РФ: реформы и фактор политического режима. – Полис. Политические исследования. 2012. №3

Никовская Л. И., Якимец В. Н.,
О состоятельности институтов и субъектов муниципальной публичной политики (на примере Костромской и Ярославской областей). – Полис. Политические исследования. 2021. №3

Гришин Н. В.,
Комиссии по делимитации избирательных округов: становление и перспективы политического института. – Полис. Политические исследования. 2018. №4

Ковалев В. А.,
Поставторитарный синдром в регионе (Опыт республики Коми в контексте “путинского федерализма”). – Полис. Политические исследования. 2002. №6

Литвинова Т. Н.,
Эффективность региональной власти: от теории к измерению (на примере республик Северо-Кавказского федерального округа). – Полис. Политические исследования. 2020. №2


полная версия страницы