Конфликт между Россией и Западом в российской политической карикатуре

Конфликт между Россией и Западом в российской политической карикатуре


Мельников С. С.,

Кандидат социологических наук, ОАНО “Новая школа”, xmelnikov@gmail.com



DOI: 10.17976/jpps/2018.02.08

Правильная ссылка на статью:

Мельников С. С. Конфликт между Россией и Западом в российской политической карикатуре. – Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 100-114. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.02.08


Аннотация

В статье рассматривается инвариантное содержание российских политических карикатур, репрезентация политических процессов в них и – что наиболее существенно – латентных или маскируемых сторон общественно- политической жизни, идентифицируемых в ходе контент-анализа карикатурных изображений. Статус юмора в современном политическом дискурсе заметно вырос из-за медиатизации и виртуализации коммуникационного пространства. При этом в сфере изобразительного юмора, несмотря на появление новых жанров, авторская карикатура по-прежнему обладает наибольшей общественной значимостью. Сюжеты политических карикатур, как и политического юмора в целом, нередко отображают конфликтные эпизоды взаимоотношений между политическим “мы”- сообществом, к которой принадлежат художник и аудитория, и антагонистичным “они”-сообществом. Подобные сюжеты характерны и для российской карикатуры, учитывая значительный удельный вес государственной, культурной и национальной принадлежности в коллективной идентичности современных россиян. Как показал сравнительно-исторический анализ, для российской политической карикатуры характерно отображение конфликтов между “мы”-сообществом россиян / русских и “они”-сообществом Запада / представителей конкретных западных обществ. Динамика и степень фокусировки отечественных карикатуристов на данном антагонизме изучаются методом контент-анализа. В ходе исследования было выявлено, что, начиная с перестройки интерес к изображению западных акторов в отечественной политической карикатуре снизился – приоритетными для карикатуристов стали внутрироссийские события и процессы. Привлекательность изображения “мы”- группы россиян с течением времени снижается, что говорит о формировании критического отношения к собственным проблемам. При более привлекательной репрезентации “мы”-сообщества россиян западное “они”-сообщество изображается как в целом более выразительное и прогрессивное. Характерное для последних десятилетий перенесение карикатурной противопоставленности “мы”-сообщества и “они”-сообщества из внешнеполитической сферы во внутриполитическую вкупе с полярной идеологической направленностью российских карикатуристов (в том числе и по отношению к Западу) указывает на низкую степень консолидации российского общества.

Ключевые слова
политическая карикатура; политический юмор; идентичность; мы-сообщество; они-сообщество; Россия; Запад; контент-анализ; визуальный образ.


Список литературы

Барабанов О.Н. 2014. После Крыма: визуальный гротеск российских социальных  медиа – Россия в глобальной политике. № 3. Доступ: http://globalaffairs.ru/ukraine_crysis/Posle-Kryma-vizualnyi-grotesk-rossiiskikh-sotcialnykh-media-16683 (проверено 18.08.2017).

Букреева О.В. 2011. Образ российской власти и политических лидеров в концепту-

альном пространстве демотивационных постеров. – Полис. Политические исследования. 2011. № 5. С. 117-122. Доступ: http://www.politstudies.ru/article/4467 (проверено 18.01.2018).

Воробьева И.В. 2016. Противоречия и парадоксы политических ориентаций в структуре жизненного мира россиян. – Социологические исследования. № 1. С. 17-26.

Гоббс Т. 2001. Левиафан. М.: Мысль. 478 с.

Голиков А.Г., Рыбаченок И.С. 2010. Смех – дело серьезное. Россия и мир на рубеже XIX-XX веков в политической карикатуре. М.: Институт российской истории РАН. 328 c.

Горшков М.К. 2015. О влиянии неэкономических факторов на социально-экономическое развитие общества. – Гуманитарий Юга России. № 1. С. 15-25.

Горяева Т.М. 2009. Политическая цензура в СССР. 1917-1991 гг. М.: РОССПЭН. 407 с.

Дмитриев А.В. 1998. Социология политического юмора: очерки. М.: РОССПЭН. 332 с.

Златковский М. 2002. “Юмор молодых”: из истории карикатуры в России 1953-2000 годы. – Феноменология смеха. Карикатура, пародия, гротеск в современной культуре. М.: Российский институт культурологии. С. 28-83.

Иоффе М. 1971. Десять очерков о художниках-сатириках. М.: Сов. Художник. 296 с.

Казаневский В.А. 2004. Искусство современной карикатуры. Киев: Альтерпрес. 152 с.

Лукин А.В. 2014. Шовинизм или хаос: порочный выбор для России. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 159-171. https://doi.org/10.17976/jpps/2014.03.10

Москин Д.Н. 2000. Краткая энциклопедия карикатуры. Петрозаводск: ПетроПресс. 208 с.

Панофский Э. 2009. Этюды по иконологии: гуманистические темы в искусстве Возрождения. СПб.: Азбука-Классика. 432 с.

Парсонс Т. 1998. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс. 270 с.

Разуваев В.В. 2003. Политический смех в современной России. М.: ГУ-ВШЭ. 262 с.

Российская идентичность в социологическом измерении (аналитический доклад). 2007. – Институт социологии РАН, Представительство Фонда им. Ф. Эберта в РФ. Доступ: http://www.isras.ru/analytical_report_Ident.html (проверено 18.08.2017).

Салатова Л.М. 2014. Стереотипные образы мирового кризиса в российских и американских графических моделях. – Вестник Челябинского государственного университета. № 10. С. 110-115.

Соловьев А.И. 2002. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 5-18. https://doi.org/10.17976/jpps/2002.03.02

Сорокин П.А. 2005. Социология революции. М.: РОССПЭН. 704 с.

Сысоев В.В. 1983. Ходите тихо, говорите тихо. Париж – Нью-Йорк: Третья волна. 98 с.

Темницкий А.Л. 2003. Учебное исследование по эмпирической социологии. М.: МГИМО МИД России. 250 с.

Фокина М.А. 2012. Демотиваторы в России и США: новые жанры интернет-коммуникации в глобализирующемся мире. – Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. № 20. С. 74-85.

Цыкалов Д.Е. 2012. Карикатура как орудие пропаганды в период Первой мировой войны. – Вестник ВолГУ. Серия 4. № 1. С. 85-90. http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu4.2012.1.12

Шарков Ф.И. 2016. Визуализация политического медиапространства. – Полис. Политические исследования. № 5. С. 97-107. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.05.08

Bell P. 2001. Content Analysis of Visual Images. – The Handbook of Visual Analysis. Ed. by T. van Leeuwen, C. Jewitt. London: SAGE Publications Ltd. P. 10-35.

Bourdieu P. 2008. Giving Voice to the Voiceless. – P. Bourdieu. Political Interventions:

Social Science and Political Action. London: Verso. P. 70-78.

Gocek F.M. 1998. Political Cartoons in the Middle East. Princeton: Markus Wiener Publishers. 155 p.

Kuipers G. 2008. Sociology of Humour. – The Primer of Humour Research. Ed. by V. Raskin. Berlin, New York: Mouton de Gruyter. P. 366-423.

Sani I., Abdullah M.H., Abdullah F.S., Ali A.M. 2012. Political Cartoons as a Vehicle of Setting Agenda: the Newspaper Example. – Asian Social Science. Vol. 8. No. 6. http://dx.doi.org/10.5539/ass.v8n6p156

Shifman L. 2014. Memes in Digital Culture. Cambridge, MA: MIT Press. 199 p.

Tsakona V., Popa D.E. 2011. Studies in Political Humour: In Between Political Critique and Public Entertainment. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing Company. 290 p.

Содержание номера № 2, 2018

Возможно, Вас заинтересуют:


Сморгунов Л. В.,
Политическая идентичность и понятие политического. – Полис. Политические исследования. 2012. №6

Колосов В. А., Зотова М. В., Попов Ф. А., Гриценко А. А., Себенцов А. Б.,
Постсоветское пограничье России между Востоком и Западом (анализ политического дискурса). Часть II. Глядя на Восток. – Полис. Политические исследования. 2018. №5

Казанцев А. А.,
Грамматика «русской идеи» или как создавать новые идеологии в России?. – Полис. Политические исследования. 2010. №3

Букреева О. В.,
Образ российской власти и политических лидеров в концептуальном пространстве демотивационных постеров. – Полис. Политические исследования. 2011. №5

Карягин М. Е., Сунгуров А. Ю.,
Современное российское политологическое сообщество – первые шаги к анализу. – Полис. Политические исследования. 2016. №2


полная версия страницы