Трансформация образов власти и политических лидеров Великобритании под влиянием Brexit (на материалах европейских и американских СМИ за 2014-2017 гг.)

Трансформация образов власти и политических лидеров Великобритании под влиянием Brexit (на материалах европейских и американских СМИ за 2014-2017 гг.)


Палитай И. С.,

Кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии и психологии политики, факультет политологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, 8321532@gmail.com


elibrary_id: 708065 | ORCID: 0000-0001-9932-562X | RESEARCHER_ID: V-5569-2018


DOI: 10.17976/jpps/2018.02.11
Рубрика: Orbis Terrarum

Правильная ссылка на статью:

Палитай И. С. Трансформация образов власти и политических лидеров Великобритании под влиянием Brexit (на материалах европейских и американских СМИ за 2014-2017 гг.). – Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 150-162. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.02.11


Аннотация

Формируемые в массовом сознании политические образы влияют не только на отношение граждан к политическим событиям и объектам восприятия, но и на их политическое поведение. В силу того, что современная политика все в большей степени становится виртуальной, нельзя недооценивать влияние средств массовой коммуникации на формирование политических образов. Контекстуальный фактор, включающий в себя ситуативные изменения, происходящие на политической арене как внутри страны, так и за ее пределами, определяет содержание поступающей из СМИ информации, на базе которой формируются политические образы в массовом сознании. В статье предпринята попытка анализа трансформации коммуникативных образов власти и политических лидеров Великобритании под влиянием Brexit, т.е. в течение периода с 2014 по 2017 гг. Поскольку главными экономическими партнерами этой страны выступают США и страны Евросоюза, материалом для проведения контент-анализа послужили основные новостные каналы этих стран: американские CNN и FOX News, а также европейские Euronews и France24. По разработанной на кафедре социологии и психологи политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова методологии было проведено исследование с целью сравнить коммуникативные образы власти и политических лидеров Великобритании по шкалам “сила – слабость”, “привлекательность – непривлекательность”, “активность – пассивность” до и после Brexit. Исследование обнаружило, что образ британской власти, независимо от страновой принадлежности СМИ, претерпел незначительные изменения, чего нельзя сказать об образе Д. Кэмерона, который с начала 2014 г. по июль 2016 г. стал слабее, пассивнее и менее привлекательным в европейских СМИ, а после заявления об отставке – и в американских. Для содержательной структуры образа Т. Мэй как в европейских, так и в американских СМИ характерно существенное преобладание позитивных деловых характеристик. Результаты, получаемые в ходе подобного рода исследований, не только дают представление об актуальном образе, транслируемом СМИ, но также позволяют выявить и психологические механизмы его формирования, и пределы влияния СМИ на устойчивые ментальные структуры граждан. На практике такие данные позволяют властям формировать имиджевую и информационную стратегию государства.

Ключевые слова
власть; политический лидер; образ; восприятие; образ власти; образ лидера; Великобритания; Brexit; трансформация политического образа; политико-психологическое исследование.


Список литературы

Дилеммы Британии: поиск путей развития. 2014. Под ред. А.А. Громыко, Е.В. Ананьевой. М.: Весь Мир. 480 с.

Зверев А.Л., Палитай И.С., Рогозарь А.И., Смулькина Н.В. 2016. Особенности политического восприятия в современных российских условиях. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 40-54. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.03.05

Маклюен М. 2004. Понимание Медиа: внешние расширения человека. М.: Жуковский: Канон-пресс-Ц. 462 с.

Образы власти в постсоветской России. 2004. Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Алетейя. 535 с.

Образы российской власти. 2009. Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: РОССПЭН. 416 с.

Палитай И.С. 2016. Методология политико-психологического исследования массового политического сознания в трансформирующихся обществах. – Политическая наука. Спецвыпуск. С. 193-203.

Психология политического восприятия в современной России. 2012. Под ред. Е.Б.Шестопал. М.: РОССПЭН. 423 с.

Путин 3.0: общество и власть в новейшей истории России. 2015. Под ред. Е.Б.Шестопал. М.: АРГАМАК-МЕДИА. 420с.

Brader T., Marcus G.E. 2013. Emotion and Political Psychology. – The Oxford Handbook of Political Psychology. Ed. by L. Huddy, D.O. Sears, and J.S. Levy. 2nd ed. N.Y.: Oxford University Press. P. 165-204.

Britishness: Perspectives on the Britishness Question. 2009. Ed. by A. Gamble, T. Wright. Oxford: Wiley-Blackwell. 182 p.

Bruner J.S., Postman L. 1949. Perception Cognition and Behavior. – Journal of Personality. Vol. 18. No. 1. P. 14-31.

Caprara G.V., Vecchione M. 2013. Personality Approaches to Political Behavior. – The Oxford Handbook of Political Psychology. Ed. by L. Huddy, D.O. Sears, and J.S. Levy. 2nd ed. N.Y.: Oxford University Press. P. 23-58.

Chong D. 2013. Degrees of Rationality in Politics. – The Oxford Handbook of Political Psychology. Ed. by L. Huddy, D.O. Sears, and J.S. Levy. 2nd ed. N.Y.: Oxford University Press. P. 96-129.

Crigler A.N. 1996. The Psychology of Political Communication. Ann Arbor, MI: The University of Michigan Press. 262 p.

Greenstein F.J. 2004. Can Personality and Politics Be Studied Systematically? – Political Psychology: Key Readings. Ed. by J.T. Jost and J. Sidanius. N.Y.: Taylor & Francis Books. P. 108-123.

Herrmann R.K. 2013. Perception and Image Theory in International Relations. – The Oxford Handbook of Political Psychology. Ed. by L. Huddy, D.O. Sears, and J.S. Levy. 2nd ed. N.Y.: Oxford University Press. P. 334-363.

Kauders D. 2016. Understanding Brexit Options: What future for Britain? London: Sparkling Books. 144 p.

Osgood Ch. 1962. Studies on Generality of Affective Meaning System. – American Psychologist. Vol. 17 (1). P. 10-28.

Redlawsk D.P., Lau R.R. 2013. Behavioral Decision-Making. – The Oxford Handbook

of Political Psychology. Ed. by L. Huddy, D.O. Sears, and J.S. Levy. 2nd ed. N.Y.: Oxford University Press. P. 130-164.

Valentino N.A., Nardis Y. 2013. Political Communication: Form and Consequence Of The Information Environment. – The Oxford Handbook of Political Psychology. Ed. by L. Huddy, D.O. Sears, and J.S. Levy. 2nd ed. N.Y.: Oxford University Press. P. 559-590.

Содержание номера № 2, 2018

Возможно, Вас заинтересуют:


Шестопал Е. Б., Рогач Н. Н.,
Идеальные представления как фактор восприятия реального политического лидера. – Полис. Политические исследования. 2020. №4

Пищева Т. Н., Виноградова Н. С., Недова А. Д.,
Образ России под углом зрения политических коммуникаций. – Полис. Политические исследования. 2010. №4

Букреева О. В.,
Образ российской власти и политических лидеров в концептуальном пространстве демотивационных постеров. – Полис. Политические исследования. 2011. №5

Огнёва Ю. И., Калмыков Н. Н.,
Экспертное мнение: запросы к идеальному политику в России. – Полис. Политические исследования. 2017. №1

Зверев А. Л., Палитай И. С., Смулькина Н. В., Рогозарь А. И.,
Особенности политического восприятия в современных российских условиях. – Полис. Политические исследования. 2016. №3



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991