Идеология ХАМАС: от радикального исламизма к рациональному практицизму?

Идеология ХАМАС: от радикального исламизма к рациональному практицизму?


Крылов А. В.,

Доктор исторических наук, профессор кафедры востоковедения, ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований Института международных исследований МГИМО МИД России, avkrylov2004@mail.ru


elibrary_id: 644251 | ORCID: 0000-0002-3132-8995 | RESEARCHER_ID: AAH-9812-2019

Морозов В. М.,

Кандидат исторических наук, проректор по кадровой политике, доцент кафедры дипломатии МГИМО МИД России, frosti_fddf@mail.ru


elibrary_id: 690373 |


DOI: 10.17976/jpps/2018.04.07
Рубрика: Orbis Terrarum

Правильная ссылка на статью:

Крылов А. В., Морозов В. М. Идеология ХАМАС: от радикального исламизма к рациональному практицизму? – Полис. Политические исследования. 2018. № 4. С. 84-99. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.04.07


Аннотация

Статья посвящена некоторым ключевым проблемам и противоречиям идеологии, определяющей военно-политическую доктрину Движения исламского сопротивления (ХАМАС), которое уже более тридцати лет является, наряду с ФАТХ, самой влиятельной политической силой на территориях, контролируемых Палестинской национальной администрацией. В проведенном исследовании показано, что идеология ХАМАС, разработанная шейхом Ахмедом Ясином, имеет в своей основе две составляющие: классические салафитские концепции родоначальников движения “Братья-мусульмане” и национально-религиозное учение и политическая практика шейха Изз ад-Дин аль-Кассама, пользовавшиеся популярностью среди маргинальных слоев палестинского общества в 1930-х годах. Основной источник для изучения идеологии ХАМАС – Хартия Движения исламского сопротивления. Содержащиеся в этом документе антисемитские, антиизраильские и откровенно джихадистские положения, воплощенные боевиками ХАМАС на практике, крайне неблагоприятно отразились на и без того натянутых до предела палестино-израильских отношениях. Процесс “Осло” был свернут, а приход ХАМАС к власти фактически заблокировал деятельность “квартета” международных посредников и другие усилия по урегулированию палестино- израильского конфликта. Усиление ХАМАС также внесло раскол в палестинское общество. Рассматриваемый в статье последний программный документ ХАМАС демонстрирует, что новое политическое руководство организации понимает: в сложившейся тупиковой ситуации от него требуются более гибкие подходы в решении важнейших внешнеполитических вопросов. Об этом, в частности, свидетельствует проведенная недавно кардинальная реформа Хартии движения.

Ключевые слова
Ближний Восток; Израиль; Палестинская национальная администрация; арабо-израильский конфликт; палестинская проблема; угрозы и вызовы радикального ислама; ХАМАС; ближневосточное урегулирование.


Список литературы

Крылов А.В., Сорокина Н.М. 2011. Анализ основных документов палести­но-израильского переговорного процесса после подписания Норвежских согла­шений (1996-2001 гг.). – Аналитические доклады ИМИ. Выпуcк 1 (25). М.: МГИМО- Университет. 82 с.

Ражбадинов М.З. 2003. Египетское движение “Братьев-мусульман”. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. 432 с.

Рибхи Сайд Самара. 2002. Исламское движение в Палестине: 1928-1988 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. 18 с.

Gunning J. 2009. Hamas in Politics. New-York: Columbia University Press. 310 p.

Morris В. 2001. Righteous Victims: A History of the Zionist-Arab Conflict, 1881-2001. N.Y.: Vintage Books, Random House. 665 p.

Sadakat Kadri. 2012. Heaven on Earth: A Journey through Shari’a Law from the Deserts of Ancient Arabia. London: Macmillan. 160 p.

Scham Р., Abu-Irshaid О. 2009. Special Report. Hamas: Ideological Rigidity and Political Flexibility. Washington: United States Institute of Peace. 24 p.

The Hamas Charter (1988). The Full Text in English and Arabic. 2006. Ramat ha-Sharon, Israel: Intelligence and Terrorism Information Center at the Center for Special Studies (C.S.S). 16 p.

Содержание номера № 4, 2018

Возможно, Вас заинтересуют:


Сергеев В. М., Саруханян С. Н.,
Ближний Восток в поисках нового регионального центра. – Полис. Политические исследования. 2012. №2

Наумкин В. В.,
Территориальное и демографическое “упорядочивание”: ближневосточные вызовы. – Полис. Политические исследования. 2019. №6

Мирский Г. И.,
Ислам и нация: Ближний Восток и Центральная Азия . – Полис. Политические исследования. 1998. №2

Шейнис В. Л.,
Национальная безопасность России. Испытание на прочность. Часть III. – Полис. Политические исследования. 2010. №2

Гринин Л. Е., Коротаев А. В.,
Политические аспекты современного исламизма. – Полис. Политические исследования. 2019. №6


полная версия страницы