Организованные правительством неправительственные организации (GONGO): генезис проблематики, интерпретация и функции

Организованные правительством неправительственные организации (GONGO): генезис проблематики, интерпретация и функции


Лушников Д. А.,

Доктор социологических наук, зав. кафедрой социологии, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, keremet2000@mail.ru


elibrary_id: 180540 |


DOI: 10.17976/jpps/2019.02.10
Рубрика: Лаборатория

Правильная ссылка на статью:

Лушников Д. А. Организованные правительством неправительственные организации (GONGO): генезис проблематики, интерпретация и функции. – Полис. Политические исследования. 2019. № 2. С. 137-148. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.02.10


Аннотация

Статья посвящена относительно новой проблематике функционирования в современной политической системе – так называемых ГОНГО (GONGO government-organized non-governmental organization) – “организованных правительством неправительственных организаций”. Важность изучения данного вида организаций и движений обусловлена распространением практик использования неправительственных организаций и “негосударственных акторов” в качестве инструментов политической борьбы внутренних элит и внешнеполитического влияния, встроенных в арсенал средств манипуляции массовым сознанием, таких как “psyop”, мягкая сила, цветные революции и т.д. ГОНГО обладают бинарной функциональностью, разделяющейся на официальные, декларируемые, явные функции и неофициальные, латентные. Их положение в политической системе связано не только с явной или латентной ангажированностью, лояльным отношением к правящему режиму: они выступают как инструмент государственной политики, нацеленной на построение институтов гражданского общества в развивающихся странах, осуществляющих вторичную “догоняющую” модернизацию. Таким образом, ГОНГО могут быть и инструментом политической реакции, и коллективным актором социальных изменений. На основании телеологии и критерия лояльности ГОНГО разделяются автором на три вида: “открытые конформисты”; “лоялисты”; “латентные лоялисты / нонконформисты”. Далее выделяются функции ГОНГО: диагностическая; коммуникативная; функция адаптации; социальной селекции; социальной интеграции; легитимизации; мобилизации; социализации; политической, социокультурной и идеологической экспансии; подавления внутреннего протеста и девиаций; ценностно-нормативного морфогенезиса. В качестве актуального кейса использования ГОНГО рассматриваются события Арабской весны в странах Ближнего Востока и выделяются несколько причин слабости “прозападных” ГОНГО: проблема ресурсной самодостаточности; слабая идеологическая, религиозная, социальная и культурная повестка; низкий уровень мотивации их участников, недостаточный для противостояния религиозно и идеологически высокомотивированным оппонентам. В итоге автор выделяет признаки “успешных”, или “эффективных” ГОНГО.

 

Ключевые слова
неправительственные организации, ГОНГО, лоялизм, нонконформизм, молчаливое санкционирование, вторичная модернизация, Арабская весна.


Список литературы

Гапич А.Э., Лушников Д.А. 2017. Технологии цветных революций. М.: РИОР: ИНФРА-М.

Гарр Т. 2005. Почему люди бунтуют. СПб.: Питер.

 

Deng G., Huang C.C., Wang Y. 2016. China: The Relationship Between Nongovernmental Organizations and the Government in China. – Rebalancing Public Partnership: Innovative Practice between Government and Nonprofits from around the World. Oxford and New York: Routledge. Р. 173-186.

Heurlin C. 2010. Governing Civil Society: the Political Logic of NGO – State Relations under Dictatorship. – Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. Vol. 21. No. 2. P. 220-239.

Hsu J., Hasmath R. 2014. The Local Corporatist State and NGO Relations in China. – Journal of Contemporary China. 23(87). Р. 516-534. https://doi.org/10.1080/10670564.2013.843929

Krugman P.R. 1997. The Age of Diminished Expectations: U.S. Economic Policy in the 1990s. MIT Press.

Pallin C. V., Oxenstierna S. 2017. Russian Think Tanks and Soft Power. Totalforsvarets forskningsinstitut (FOI). URL: https://www.researchgate.net/profile/Susanne_Oxenstierna/publication/319747832_Russian_Think_Tanks_and_Soft_Power/links/59bb889a458515e9cfc58ae0/Russian-Think-Tanks-and-Soft-Power.pdf (accessed 21.10.2018)

Ryang S. 2016. The Rise and Fall of Chongryun – From Chōsenjin to Zainichi and beyond. – Asia-Pacific Journal. Vol. 14. No.15. Number 11. Aug 01. 16 р.

Seidman H. 1988. The Quasi World of the Federal Government. – The Brookings Review. Vol. 6. No. 3. P. 23-27.

Sooryamoorthy R., Gangrade K.D. 2001. NGOs in India: A Cross-sectional Study. Greenwood Press.

Stevens D. 2010. Osama or the Georges: Shifting Threats and State Policy Towards Civil Society in Uzbekistan. – Development and Change. 41 (2). P. 355-374.

Turner V. 1969. The Ritual Process: Structure and Anti-structure. Walter De Gruyter Inc.

Wells-Dang A. 2012. Civil Society Networks in China and Vietnam: Informal Pathbreakers in Health and the Environment. New York: Palgrave.

Wu F. 2003. Environmental GONGO Autonomy: Unintended Consequences of State Strategies in China. – The Good Society. 12 (1). P. 35-45.

Содержание номера № 2, 2019

Возможно, Вас заинтересуют:


Коротаев А. В., Шишкина А. Р., Исаев Л. М.,
Арабская весна как триггер глобального фазового перехода?. – Полис. Политические исследования. 2016. №3

Голдстоун Д. А., Гринин Л. Е., Коротаев А. В.,
Волны революций XXI столетия. – Полис. Политические исследования. 2022. №4

Малков С. Ю., Коротаев А. В., Исаев Л. М., Кузьминова Е. В.,
О методике оценки текущего состояния и прогноза социальной нестабильности: опыт количественного анализа событий Арабской весны. – Полис. Политические исследования. 2013. №4

Железняков А. С.,
Цивилизационные основания модернизации России. – Полис. Политические исследования. 2017. №4

Яницкий О. Н.,
Экологическая политика как сетевой процесс. – Полис. Политические исследования. 2002. №2


полная версия страницы