Выборы президента РФ – 2018 в зеркале мемов: новые реалии политической коммуникативистики

Выборы президента РФ – 2018 в зеркале мемов: новые реалии политической коммуникативистики


Шомова С. А.,

Доктор политических наук, профессор департамента медиа, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Москва, sshomova@yandex.ru


elibrary_id: 483408 |


DOI: 10.17976/jpps/2019.03.10

Правильная ссылка на статью:

Шомова С. А. Выборы президента РФ – 2018 в зеркале мемов: новые реалии политической коммуникативистики. – Полис. Политические исследования. 2019. № 3. С. 157-173. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.03.10


Публикация подготовлена по результатам проведения исследования (проект № 18-01-0053) в рамках Программы “Научный фонд Национального исследовательского университета ‘Высшая школа экономики’ (НИУ ВШЭ)” в 2018-2019 гг. и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации “5-100”

Аннотация

Политический интернет-мем принадлежит к числу малоисследованных современных феноменов, находящихся на стыке цифровой культуры и политической коммуникации. Понимаемый как единица передачи культурной информации в сети, такой мем может рассматриваться, с одной стороны, как спонтанный продукт творчества масс, а с другой – как инструмент политических PR-технологий. Статья посвящена результатам исследования мемов, размещенных в социальных медиа России в период избирательной президентской кампании 2018 г. Целью работы стало изучение специфики применения политического интернет-мема в качестве инструмента предвыборной коммуникации. На основе полученных данных уточняются представления о сущности понятия “политический интернет-мем”, выявляются ведущие функции политических мемов рунета, их разновидности, семантические характеристики мемов, формирующих имидж российских политиков. Изучение больших массивов меметических конструкций в ходе исследования позволило также судить о том, какие именно тематические акценты избирательных кампаний кандидатов оказались востребованы производителями и распространителями мемов. Исследование показывает, что для российской президентской кампании 2018 г. были характерны изменения в коммуникационных технологиях, обусловленные общей трансформацией медиаландшафта и приходом на выборы новых цифровых поколений. При этом мемы, составляющие большую долю контента социальных сетей и преимущественный вектор коммуникационного обмена их пользователей, в последние годы меняют характер с развлекательного на политический и становятся важным аспектом политики Web 2.0. Как результат, следует отметить усиление зрелищности и “карнавализации” выборных процессов, а также превращение интернета в своего рода поле битвы различных акторов политики за место в новостной повестке дня. Актуальность исследованию придает то, что, в отличие от зарубежных исследователей, достаточно активно осмысляющих роль меметики в электоральных процессах, в отечественной научной традиции политический потенциал интернет-мема пока изучен лишь в первом приближении. 

Ключевые слова
выборы президента РФ – 2018, президентские выборы, политическая коммуникация, новые медиа, интернет-мем, политическое участие, PR-технологии, политический имидж.


Список литературы

Будовская Ю.В. 2013. Меметический подход к изучению принципов распространения информации в социальных сетях и социальных медиа. Диссертация к. филол. наук. М.: РУДН. 196 c.

Волков Д., Гончаров С. 2017. Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ – 2017. Левада-Центр. URL: https://www.levada.ru/2017/08/22/16440 (accessed 07.03.2019).

Докинз Р. 1993. Эгоистичный ген. М.: Мир. 318 с.

Индекс развития медиасферы – 2016 (MS-Index – 2016). 2016. – Дополнительные материалы по исследованию (краткие результаты) / Исследовательская группа Циркон. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/5b5/MS-Indexdop.pdf (accessed 07.03.2019).

Казун А.Д. 2018. “Осветить нельзя игнорировать”: Алексей Навальный в российских СМИ. – Полития. № 1 (88). С. 47-64. http://dx.doi.org/10.30570/2078-5089-2018-88-1-47-64

Квят А.Г. 2013. Медиамем как инструмент политического PR: когнитивный подход. – Медиаскоп. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/node/1254#12 (accessed 07.03.2019).

Словарь языка интернета.ru. 2016. Под ред. М.А. Кронгауза. М.: АСТ Пресс Книга. 288 с.

Столяров А.А. 2014. Политические мемы эпохи “Фейсбук-революции” как способ конструиро­вания медиареальности. – Медиаскоп. № 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/1590#13 (accessed 07.03.2019).

Шомова С.А. 2015. Политический интернет-мем: сущность специфика, разновидности. – Бизнес. Общество. Власть. № 22. С. 28-41. URL: https://www.hse.ru/mag/27364712/2015--22/148970323.html (accessed 07.03.2019).

Шомова С.А. 2016. От мистерии до стрит-арта. Очерки об архетипах культуры в полити­ческой коммуникации. М.: Издательский дом Высшей школы экономики. 262 с. http://dx.doi.org/10.17323/9785759812968

Шомова С.А. 2018. Мемы как они есть. М.: Аспект Пресс. 136 с.

Blackmore S. 1999. The Meme Machine. Oxford: Oxford University Press. 264 p.

Brodie R. 1996. Virus of the Mind: The New Science of the Meme. Seattle, WA: Integral Press. 260 p.

Burroughs B. 2013. FCJ-165 Obama Trolling: Memes, Salutes and an Agonistic Politics in the 2012 Presidential Election. – The Fibreculture Journal. No. 22. P. 258-277.

Davison P. 2009. The Language of Internet Memes. – The Social Media Reader. Ed. by M. Mandiberg. New York, London: New York University Press. Р. 120–134.

Gambarato R., Komesu F. 2018. What Are You Laughing At? Former Brazilian President Dilma Rousseff’s Internet Memes across Spreadable Media Contexts. – Journal of Creative Communications. Vol. 13. No. 2. P. 85-103. https://doi.org/10.1177/0973258618761405

Graeff E. 2015. Binders Full of Election Memes: Participatory Culture Invades the 2012 U.S. Election. – Civic Media Project. URL: http://civicmediaproject.org/works/civic-media-project/binders-full-of-election-memes-participatory-culture-invades-the-2012-us-election (accessed 07.03.2019).

Hahner L.A. 2013. The Riot Kiss: Framing Memes as Visual Argument. – Argumentation and Advocacy. Vol. 49. No. 3. P. 151−166.

Heiskanen B. 2017. Meme-ing Electoral Participation. – European journal of American studies. Vol. 12. No. 2. Р. 1-26. https://doi.org/10.4000/ejas.12158

Hofstadter D.R. 1986. Metamagical Themas. Questing for the Essence of Mind and Pattern. New York: Basic Books. 853 p.

Kazun A., Semykina K. 2018. Presidential Elections 2018: the Struggle of Putin and Navalny for a Media Agenda. Basic Research Program Working Papers. Series: Political Science. WP BRP 62/PS/2018. URL: https://wp.hse.ru/data/2018/05/17/1149518622/62PS2018.pdf (accessed 07.03.2019).

Martínez-Rolán X., Piñeiro-Otero T. 2016. The Use of Memes in the Discourse of Political Parties on Twitter: Analysing the 2015 State of the Nation Debate. – Communication & Society. Vol. 29. No. 1. Р. 145-159. https://doi.org/10.15581/003.29.1.145-159

Milner R.M. 2013. Pop Polyvocality: Internet Memes, Public participation, and the Occupy Wall Street Movement. – International Journal of Communication. Vol. 7. P. 2357-2390.

Piata A. 2016. When Metaphor Becomes a Joke: Metaphor Journeys from Political Ads to Internet Memes. – Journal of Pragmatics. No. 106. P. 39-56. https://doi.org/10.1016/j.pragma.2016.10.003

Plevrity V. 2014. Satirical User-Generated Memes as an Effective Source of Political Criticism, Extending Debate and Enhancing Civic Engagement. The University of Varwick. URL: https://warwick.ac.uk/fac/arts/theatres/cp/research/publications/madiss/ccps13-14_vasiliki_plevriti.pdf (accessed 07.03.2019).

Ross A., Rivers D. 2017. Digital Cultures of Political Participation: Internet Memes and the Discursive Delegitimization of the 2016 U.S Presidential Candidates. – Discourse, Context & Media. Vol. 16. P. 1-11. https://doi.org/10.1016/j.dcm.2017.01.001

Shifman L. 2014. Memes in Digital Culture. Massachusetts: MIT Press. 200 р.

Tay G. 2014. Binders Full of LOLitics: Political Humour, Internet Memes, and Play in the 2012 US Presidential Election (and beyond). – European Journal of Humour Research. Vol. 2. No. 4. P. 46-73. http://dx.doi.org/10.7592/EJHR2014.2.4.tay 

Содержание номера № 3, 2019

Возможно, Вас заинтересуют:


Коротаев А. В., Исаев Л. М.,
Политическая география современного Египта. – Полис. Политические исследования. 2015. №2

Кёхлер Г. ,
Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога?. – Полис. Политические исследования. 2013. №4

Чумиков А. Н.,
Актуальные задачи и технологии прикладного применения. – Полис. Политические исследования. 2009. №5

Абазов Р. Ф.,
Президентские выборы в Казахстане: до и после. . – Полис. Политические исследования. 1999. №3

Охрименко В. С.,
Президентские выборы в Беларуси: взгляд из 1997 года . – Полис. Политические исследования. 1997. №6


полная версия страницы