Становящееся научное сообщество. Сводный портрет исследователей российского ислама

Становящееся научное сообщество. Сводный портрет исследователей российского ислама


Сапронова М. А.,

Доктор исторических наук, профессор кафедры востоковедения, МГИМО МИД России, sapronova@bk.ru


elibrary_id: 513244 |

Чечевишников А. Л.,

Кандидат исторических наук, директора Института международных исследований, МГИМО МИД России, alc0202@gmail.com


elibrary_id: 473798 |

Ярлыкапов А. А.,

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований, МГИМО МИД России, itbal@mail.ru


elibrary_id: 144340 |


DOI: 10.17976/jpps/2020.02.09

Правильная ссылка на статью:

Сапронова М. А., Чечевишников А. Л., Ярлыкапов А. А. Становящееся научное сообщество. Сводный портрет исследователей российского ислама. – Полис. Политические исследования. 2020. № 2. С. 122-136. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.02.09


Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ, грант № 18-011-00643.

Аннотация

Проведенное авторами статьи пилотное исследование (анкетирование) круга отечественных ученых, специализирующихся на изучении современного российского ислама и российских мусульман, позволило осуществить первый опыт характеристики этого формирующегося научного сообщества. В постсоветской России такое исламоведческое сообщество складывается прежде всего на основе “советских” востоковедческих кадров и соответствующих центров. Существенную роль в его формировании играют и исламские учебные заведения, возникшие в последние десятилетия, – многие служители культа имеют светские ученые степени. В свою очередь, светские учебные и научные учреждения способствуют становлению исламских высших учебных заведений, так как исламское образование в России идет по пути синтеза религиозных и светских знаний. Значимый рост академической активности по исламской тематике произошел с 2008 г. в результате решения правительства подготовить специалистов с глубокими знаниями истории и культуры ислама, которые будут работать в исламских религиозных организациях. Большинство опрошенных ученых изучают местные мусульманские общины и ислам на региональном уровне из-за разнообразия мусульманских общин в стране. На повестку дня выходят задачи концептуализации знаний о российском исламе, выработки методов его изучения, а также выяснения места, роли и функций ислама в современном российском обществе. Оставаясь весьма мозаичным, российский ислам динамично меняется. Авторы полагают, что господствующая в настоящее время региональная исследовательская парадигма тормозит понимание процессов, происходящих в российском исламском сообществе. Необходимо составить картину развития ислама в России в целом. Полевые исследования должны вестись в разных регионах страны, чтобы создать целостную картину. Делать это следует в контексте мировой ситуации, в первую очередь – ситуации на Ближнем Востоке, а также с учетом функционирования неформальных исламских сетей. Необходима глубокая кооперация с востоковедами-арабистами. 

Ключевые слова
ислам, исламоведение, российская умма, научное сообщество, востоковедение.


Список литературы

Авксентьев А.В. 1979. О характере проявления религиозных пережитков в Карачаево-Черкесии. – Проблемы атеистического воспитания в условиях Карачаево-Черкесии. Черкесск: Карачаево-Черкесский НИИ экономики, истории, языка и литературы. С. 15-40.

Авксентьев А.В. 1984. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство. 287 с.

Агишев Р.Р. 2018. Изучение региональных особенностей ислама в Российской Федерации в новейшее время. – Современный мусульманский мир: электронный журнал. № 3. URL: https://islamjournal.ru/wp-content/uploads/2018/09/ID42.pdf (accessed 02.06.2019).

Аликберов А.К., Бобровников В.О., Бустанов А.К. 2018. Российский ислам: Очерки истории и культуры. М.: Институт востоковедения РАН. 455 c.

Басилов В.Н. 1970. Культ святых в исламе. М.: Мысль. 144 с.

Беккин Р.И. 2009. Исламская экономическая модель и современность. М.: Марджани. 336 с.

Беккин Р.И. 2010. Исламская экономическая модель и современность. 2-e изд., перераб. и доп. М.: Марджани. 367 с.

Бобровников В. 2018. Парадоксы изучения современного ислама в России. – Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 1. С. 310-322. http://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-1-310-322

Булатов А.О. 1990. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX – начале XX в. Махачкала: Дагкнигоиздат. 266 с.

Гаджиев Г.А. 1991. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М.: Наука. 182 с.

Генко А.Н. 1941. Арабский язык и кавказоведение. О значении арабских материалов для изучения истории Кавказа. Труды второй сессии Ассоциации арабистов. 19-23 октября 1937 г.; Труды Института востоковедения. Вып. XXXVI. Под ред. и с предисл. акад. И.Ю. Крачковского. Москва; Ленинград. С. 81-110.

Ислам и мусульмане постсоветской России в работах отечественных исследователей (1992–2017). Биобиблиографический словарь-справочник. 2018. Сост. М.А. Сапронова, А.Л. Чечевишников, А.А. Ярлыкапов. М.: МГИМО-Университет. 82 с.

Исламистские радикальные движения на политической карте современного мира. Вып. 2. Северный и Южный Кавказ. 2017. М.: Институт Африки РАН. 608 с.

Керейтов Р.Х. 1979. Некоторые реликты доисламских верований у ногайцев. – Проблемы атеистического воспитания в условиях Карачаево-Черкесии. С. 104-110. Черкесск: Карачаево-Черкесский НИИ экономики, истории, языка и литературы.

Климович Л. 1936. Ислам в царской России. Очерки. М.: Государственное антирелигиозное издательство. 408 c.

Климович Л.И. 1958. Обряды, праздники и культ святых в исламе. Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во. 63 с.

Кнорре А.В., Соколов М.М. 2013a. “Тяжеловесы” российской социологии: опыт измерения статуса и ресурсов ученых. – Социологические исследования. № 10. С. 77-87.

Кнорре А.В., Соколов М.М. 2013b. Звезды и боссы: происхождение и композиция российской социологической элиты. Препринт. Томск. URL: http://past-centre.ru/wp-content/uploads/2013/09/KnorreSokolov_Sociological_establishment.pdf (accessed 02.06.2019).

Ковалевский А.П. 1956. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков: Изд-во Харьковского ун-та. 345 c.

Королева Л.А., Королев А.А. 2007. “Евроислам” в постсоветской России: к историографии вопроса. – Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. № 4. С. 53-54.

Круглый стол: “Что происходит в современном исламском мире: попытка концептуализации” (Ирина Стародубровская, Орхан Джемаль, Эмиль Паин, Василий Кузнецов, Дмитрий Узланер, Ахмет Ярлыкапов). 2017. – Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 3. С. 265-299. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2017-35-3-265-299

Лавров Л.И. 1959. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев. – Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. Труды Института этнографии. Т. 51. С. 193-236. М.: Наука.

Мирзаханов Д.Г. 2016. Политический ислам в современной России: историография проблемы. – Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. Т. 16. Вып. 4. С. 474-478. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2016-16-4-474-478

Наумкин В.В. 2008. Ислам и мусульмане: культура и политика. Статьи, очерки, доклады разных лет. М.; Н. Новгород: Издательский дом “Медина”. 768 с.

Оразаев Г.М.-Р. 1987. “Северокавказский тюрки” в системе тюркских региональных письменных языков XVI–XIX вв. – Советская тюркология. № 3. С. 47-52.

Погорелов Ф.А., Соколов М.М. 2005. Академические рынки, сегменты профессии и интеллектуальные поколения: фрагментация петербургской социологии. – Журнал социологии и социальной антропологии. Т. VIII. № 2. С. 76-92.

Сапронова М.А., Чечевишников А.Л. 2019. Исламское образование в России – собственная модель? – Право и образование. № 6. С. 4-14.

Сафонова М.А. 2012. Сетевая структура и идентичности в локальном сообществе социологов. – Социологические исследования. № 6. С.107-120.

Силантьев Р.А. 2008. Ислам в современной России. Энциклопедия. М.: Алгоритм. 576 с.

Соколов М.М. 2012. Изучаем локальные академические сообщества. – Социологические исследования. № 6. С. 76-82.

Торкунов А.В. 2015. Лазаревский институт восточных языков в контексте истории востоковедения. – Полис. Политические исследования. № 6. С. 9-22. https://doi.org/10.17976/jpps/2015.06.03

Трофимова А.Г. 1965. Из истории религиозных обрядов вызывания дождя и солнца у народов Южного Дагестана. Азербайджанский этнографический сборник. Вып. II. Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР. С. 97-111.

Хайрутдинов Р.Р., Алмазова Л.И. 2016. Меж трех огней: мониторинг учебно-методологической литературы для исламских вузов Татарстана. Ислам в современном мире. Т. 12. № 4. С. 229-238. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2016-12-4-229-238

Шихсаидов А.Р. 1969. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). Махачкала: Институт истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР. 252 с.

Шихсаидов А.Р. 1984. Эпиграфические памятники Дагестана X–XVII вв. как исторический источник. М.: Наука. 460 с.

Щепанская Т.Б. 2008a. Научная работа как повседневная практика: женский взгляд. – Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г. Отв. ред. Ю.К. Чистов, М.А. Рубцова. СПб.: Музей антропологии и этнографии РАН. С. 377-386.

Щепанская Т.Б. 2008b. Символические репрезентации знания в неформальном дискурсе “поля”. – Антропология академической жизни: адаптационные процессы и адаптивные стратегии. Отв. ред. Г.А. Комарова. М.: Институт этнологии и антропологии РАН. С. 100-140.

Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Часть 1. Надписи X-XVII вв. 1966. Тексты, переводы, комментарии, введение и приложения Л.И. Лаврова. М.: Наука. 261 с.

Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Часть 2. Надписи XVIII-XX вв. 1968. Тексты, переводы, комментарии, статья и приложения Л.И. Лаврова. М.: Наука. 242 с.

Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Часть 3. Надписи X–XX вв. Новые находки. 1980. Тексты, переводы, комментарии, статья и приложения Л.И. Лаврова. М.: Наука. 168 с.

Ярлыкапов А.А. 2003. Исламское образование на Северном Кавказе в прошлом и настоящем. – Вестник Евразии. № 2 (21). С. 5-31.

 

 

Беккин Р.И. 2019. Ислом иқтисодий модели ва замон. Тошкент: O‘zbekiston НМИУ. 360 b.

 

 

Becher T., Trowler P.R. 1989. Academic Tribes and Territories: Intellectual Enquiry and the Culture of Disciplines. Philadelphia, PA: The Society for Research into Higher Education; Open University Press.

Bourdieu P. 1988. Homo Academicus. Cambridge: Polity Press.

Hagstrom W. 1965. The Scientific Community. New York: Basic Books.

 

Latour B., Woolgar S. 1986. Laboratory Life. The Construction of Scientific Facts. Princeton: Princeton University Press. 

Содержание номера № 2, 2020

Возможно, Вас заинтересуют:


Талагаева Д. А.,
Норвегия: государственная научная политика. – Полис. Политические исследования. 2014. №1

Торкунов А. В.,
Лазаревский институт восточных языков в контексте истории востоковедения. – Полис. Политические исследования. 2015. №6

Еременко Г. О., Кокарев К. П.,
eLIBRARY.ru и РИНЦ в информационной инфраструктуре российской науки: беседа с гендиректором НЭБ Геннадием Ерeменко. – Полис. Политические исследования. 2014. №1

Григорьева Е. И., Ситдиков И. М.,
Как правильно оформить электронное научное издание. – Полис. Политические исследования. 2013. №3

Абазов Р. Ф.,
Средняя Азия: ислам и политика . – Полис. Политические исследования. 1992. №4


полная версия страницы