Идеальные представления как фактор восприятия реального политического лидера

Идеальные представления как фактор восприятия реального политического лидера


Шестопал Е. Б.,

Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, shestop0505@rambler.ru


elibrary_id: 104409 | ORCID: 0000-0003-4778-4327 | RESEARCHER_ID: I-4529-2018

Рогач Н. Н.,

аспирант кафедры социологии и психологии политики факультета политологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, nickolayrogach@gmail.com



DOI: 10.17976/jpps/2020.04.12

Правильная ссылка на статью:

Шестопал Е. Б., Рогач Н. Н. Идеальные представления как фактор восприятия реального политического лидера. – Полис. Политические исследования. 2020. № 4. С. 166-180. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.04.12


Аннотация

Статья посвящена идеальным представлениям российских граждан о президенте и их воздействию на восприятие реального лидера. До сих пор предпринимались лишь единичные попытки разработки данной темы в рамках отдельных опросов, политико-психологический анализ проводится впервые. В теоретической части статьи проанализированы идеальные представления в контексте различных политологических, психологических и социологических концепций. Избранный авторами подход базируется на теории политического восприятия. Статья построена на результатах двух эмпирических исследований, проведенных авторами осенью 2019 г. В первом изучался образ идеального президента в массовом сознании россиян, во втором – образ действующего президента России В.В. Путина. В эмпирической части статьи эти два типа образов описываются и сравниваются между собой по трем шкалам: привлекательности, силы и активности. Результаты исследования позволили выявить личностные и функционально-ролевые характеристики образа идеального президента, показать формы взаимодействия между идеальными и реальными образами, установить укорененность образа идеального президента в глубинных слоях российской политической культуры. 

Ключевые слова
политическое восприятие, идеальные представления, массовое сознание, политическая культура, образ идеального президента, образ В.В. Путина.


Список литературы

Абашкина Е., Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю., Разворотнева С., Сиверцев М. 1993.

Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. М.: Антиква.

Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993-2018). 2019. Отв. ред. Е.Б. Шестопал. М.: Весь Мир.

Иванова М.Г. 2017. Роль национальных архетипов для формирования образа будущего России. – Вестник РУДН. Серия: Политология. № 3. С. 309-315. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2017-19-3-309-315

Инглхарт Р., Вельцель К. 2011. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство.

Лейенс Ж., Дарден Б. 2001. Основные концепции и подходы в социальном познании. – Перспективы социальной психологии. М.: ЭКСМО-Пресс. С. 140-141.

Мельникова А.А., Круглянская Л.Я. 2013. Архетипы лидера и глубинные основания в культуре: лингво-культурологическое исследование. – Общество. Среда. Развитие. № 1. С. 194-197.

Мельникова О.Т., Кричевец А.Н., Гусев А.Н., Хорошилов Д.А., Барский Ф.И., Бусыгина Н.П. 2014. Критерии оценки качественных исследований. – Национальный психологический журнал. № 2. С. 49-51. https://www.doi.org/10.11621/npj.2014.0206

Ракитянский Н.М. 2016. Опыт концептуального моделирования китайского политического менталитета. Часть 2. – Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. № 2. С. 57-79.

Ракитянский Н.М. 2017. Фундаментальные основания англо-американского политического менталитета. – Поиск. Альтернативы. Выбор. № 1 (5). С. 112-135.

Чернецкая Н.И. 2016. Образы ведущих политиков России в сопоставлении с образом идеального национального лидера. – Известия Иркутского государственного университета. Серия “Психология”. Т. 15. С. 50-59.

Шестопал Е.Б., Вагина В.В, Пасс П.С. 2019. Новые тенденции восприятия власти российскими гражданами. – Полития. № 4. С. 67-86. https://www.doi.org/0.30570/2078-5089-2019-95-4-67-86

 

Almond G., Verba S. 1963. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. New Jersey: Princeton University Press. https://doi.org/10.1007/978-3-658-13213-2_51

Bazaluk O., Blazhevich T. 2016. The Image of an Ideal Ukrainian Politician. Ukrainian National Idea. – Future Human Image. Vol. 3 (6). P. 24-30.

Cottam M.L. 1994. Images and intervention: U.S. Policies in Latin America. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press.

Culture and Leadership across the World: The GLOBE Book of in-Depth Studies of 25 Societies. 2013. Ed. by J.S. Chhokar, F.C. Brodbeck, R.J. House. London: Routledge.

Graeff C. 1983. The Situational Leadership Theory: a Critical View. – Academy of Management Review. No. 8. P. 285-291. https://doi.org/10.5465/amr.1983.4284738

Handbook of Leadership and Management Development. 2010. Ed. by J. Gold, R. Thorpe, A. Mumford. Aldershot: Gower.

Harter N. 2008. Great Man Theory. – Leadership: The Key Concepts. London: Routledge. P. 67-71.

Hartley J., Hinksman B. 2003. Leadership Development a Systematic Review of the Literature. London: NHS Leadership Centre. P. 1-78.

Hersey P., Blanchard K.H. 1969. Life Cycle Theory of Leadership. – Training and Development Journal. No. 23. P. 26-33.

Hersey P., Blanchard K.H. 1974. So You Want to Know Your Leadership Style? – Training and Development Journal. No. 28. P. 22-37.

House R.J., Hanges P.J., Javidan M., Dorfman Pw.W., Gupta V. 2004. Culture, leadership, and organizations: the GLOBE study of 62 societies. London: Sage.

Kinder D.R., Fiske S.T. 1986. Presidents in the Public Mind. – Political Psychology: Contemporary Problems and Issues. Ed. by M.G. Hermann. San Francisco: Jossey-Bass. P. 193-210.

Markova I. 2003. Dialogicality and Social Representations. Cambridge: Cambridge University Press.

Stogdill R.M. 1948. Personal Factors Associated with Leadership: a Survey of the Literature. – Journal of Psychology. No. 25. P. 35-71. https://doi.org/10.1080/00223980.1948.9917362

Tannenbaum R., Schmidt W.H. 1973. How to Choose a Leadership Pattern. – Harvard Business Review. No. 51. P. 162-180.

The Oxford Handbook of Political Psychology. 2013. Ed. by Huddy L., Sears D.O., Levy J.S. Oxford University Press.

The Psychology of Leadership: New Perspectives and Research. 2005. Ed. D.M. Messick, R.M. Kramer. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

Trent J.S., Short-Thompson C., Mongeau P.A., Metzler M.S. 2017. The Consistent Attributes of the IDEAL Presidential Candidate in an Increasingly Divided Electorate. – American Behavioral Scientist. Vol. 61. No. 3. P. 278-297. https://doi.org/10.1177/0002764217693278

Vroom V.H., Yetton P.W. 1973. Leadership and Decision-Making. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press. https://doi.org/10.2307/j.ctt6wrc8r 

Содержание номера № 4, 2020

Возможно, Вас заинтересуют:


Шестопал Е. Б.,
Восприятие В.В. Путина российскими гражданами: 15 лет пребывания во власти. – Полис. Политические исследования. 2015. №6

Пищева Т. Н., Виноградова Н. С., Недова А. Д.,
Образ России под углом зрения политических коммуникаций. – Полис. Политические исследования. 2010. №4

Касамара В. А., Сорокина А. А.,
Политическое сознание подростков: благополучные школьники vs дети улиц. – Полис. Политические исследования. 2009. №6

Иванникова О. В.,
Влияние ситуации в регионе на восприятие политиков федерального уровня: Кубань. – Полис. Политические исследования. 2000. №4

Зверев А. Л., Палитай И. С., Смулькина Н. В., Рогозарь А. И.,
Особенности политического восприятия в современных российских условиях. – Полис. Политические исследования. 2016. №3



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991