“Санкции за нарушение санкций”: принудительные меры Министерства финансов США против компаний финансового сектора

“Санкции за нарушение санкций”: принудительные меры Министерства финансов США против компаний финансового сектора


Тимофеев И. Н.,

Кандидат политических наук, МГИМО МИД России, Москва, Россия; Российский совет по международным делам, Москва, Россия, itimofeev@russiancouncil.ru


elibrary_id: 236879 | ORCID: 0000-0003-1676-2221 |


DOI: 10.17976/jpps/2020.06.06
Рубрика: Orbis terrarum

Правильная ссылка на статью:

Тимофеев И. Н. “Санкции за нарушение санкций”: принудительные меры Министерства финансов США против компаний финансового сектора. – Полис. Политические исследования. 2020. № 6. С. 73-90. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.06.06


Автор выражает благодарность зам. директора Департамента контроля за внешними ограничениями Министерства финансов Российской Федерации Д.В. Кику за комментарии и замечания к рукописи статьи.

Аннотация

В России и за рубежом накоплен большой массив литературы, посвященной политике санкций США. Многие работы выполнены в логике “государство – государство”, т.е. рассматривают ограничительные меры как инструмент влияния страны-инициатора на политический курс страны-цели. Однако власти США ведут активную политику и в отношении бизнеса, целью которой является принуждение американских и зарубежных компаний к исполнению режимов санкций США, т.е. в политике санкций присутствует и связка “государство – бизнес”. Она исследована в гораздо меньшей степени, между тем бизнес может сыграть важную роль в эффективности санкций, способствуя или препятствуя изоляции стран-целей. Для самого бизнеса режимы санкций представляют серьезный политический риск: их нарушение может привести к материальным и репутационным потерям. Особенно уязвим финансовый сектор. В работе изучается практика использования штрафных мер Министерством финансов США против финансовых компаний. Выявлены следующие закономерности: (1) финансовый сектор наиболее уязвим в силу значительного числа и широкого охвата совершаемых трансакций; часто к нарушениям ведут недостатки систем внутреннего контроля соблюдения режимов санкций; (2) большинство компаний допускают нарушения непреднамеренно; (3) банки не спешат добровольно раскрывать нарушения, но сотрудничают с властями США, совершенствуя систему отслеживания возможных нарушений. Это говорит об эффективности американских властей в принуждении международного финансового сектора к соблюдению режимов ограничений, а значит и поддержке финансовой блокады стран, находящихся под санкциями США. Выводы проверяются на основе анализа 54 случаев штрафных мер против финансовых компаний в 2009-2020 гг. Они сравниваются с закономерностями аналогичных штрафов по выборке из 215 случаев по всем секторам экономики за тот же период. 

Ключевые слова
санкции, политика санкций, США, Министерство финансов США, финансовые сектор, банки, политический риск, комплаенс.


Список литературы

Ананьев Б.И. 2019. Санкции в теории международных отношений: методологические противоречия и проблемы интерпретации. – Вестник международных организаций. Т. 14. № 3. С. 136-150. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2019-03-07

Афонцев С.А. 2015. Выход из кризиса в условиях санкций: миссия невыполнима? – Вопросы экономики. № 4. С. 20-36. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-4-20-36

Балуев Д.Г. 2014. Эволюция экономических санкций как инструмента внешней политики. – Международные процессы. Т. 12. № 3. С. 23-33. URL: http://intertrends.ru/system/Doc/ArticlePdf/534/Baluev-38.pdf (accessed 20.09.2020).

Бартенев В.И. 2018. Блокирование помощи как элемент внешнеполитического инструментария США: de jure и de facto. – Вестник МГИМО-Университета. № 6. С. 110-140. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2018-6-63-110-140

Ваславский Я.И., Ананьев Б.И. 2018. Международные экономические санкции: теоретический ракурс. – Политика развития, государство и мировой порядок. Материалы VIII Всероссийского конгресса политологов. Под общ. ред. О.В. Гаман-Голутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. М.: Аспект-Пресс. С. 104-105.

Гландин С.В. 2018a. Роль интернета в отслеживании нарушителей режима санкций США в отношении России. – Вестник Московского университета. Серия 11. Право. № 6. С. 96-112.

Гландин С.В. 2018b. Экстерриториальность американских санкций в действии. – Международное правосудие. № 2. С. 105-122. https://doi.org/10.21128/2226-2059-2018-2-105-122

Гландин С.В., Кадышева О.В., Кешнер М.В. 2018. Западные санкции и российский бизнес: комплаенс в эпоху новых вызовов (обзор круглого стола). – Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. № 3. С. 149-152.

Гурвич Е.Т., Прилепский И.В. 2016. Влияние финансовых санкций на российскую экономику. – Вопросы экономики. № 1. С. 5-35. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2016-1-5-35

Джазаири И. 2015. Доклад Специального докладчика по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека. – Совет по правам человека. Тридцатая сессия. С. 1-24. URL: https://www.refworld.org.ru/pdfid/565ff2fe4.pdf (accessed 20.09.2020).

Кузнецова О.В. 2016. Прямые иностранные инвестиции в российских регионах в условиях санкций. – Международные процессы. № 3. С. 132-142. https://doi.org/10.17994/IT.2016.14.3.46.9

Панова Г.С. 2016. Банки в условиях международных санкций: стратегия и тактика. – Вестник МГИМО-Университета. № 1. С. 154-168. URL: https://vestnik.mgimo.ru/jour/article/download/496/496 (accessed 20.09.2020).

Симонов В.В. 2015. Антироссийские санкции и системный кризис мировой экономики. – Вопросы экономики. № 2. С. 49-68. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-2-49-68

Тимофеев И.Н. 2020. “Европейский парадокс”: политика санкций США в отношении бизнеса из стран ЕС. – Современная Европа. № 2. С. 45-55. http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220204555

Шакиров А.Р. 2011. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США. – Вестник МГИМО-Университета. № 1. С. 190-200.

 

Ananyev B. 2019. Sanctions in IR: Understanding, Defining, Studying. – International Organisations Research Journal. Vol. 14. No. 3. P. 136-150. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2019-03-07

Anglin V. 2016. Why Smart Sanctions Need a Smarter Enforcement Mechanism: Evaluating Recent Settlements Imposed on Sanction-Skirting Banks. – Georgetown Law Journal. Vol. 104. No. 3. P. 693-724.

Bamberger K. 2010. Technologies and Compliance: Risk and Regulation in a Digital Age. – Texas Law Review. Vol. 88. No. 4. P. 669-739.

Bapat N.A., Heinrich T., Kobayashi Y., Morgan T. 2013. Determinants of Sanctions Effectiveness: Sensitivity Analysis Using New Data. – International Interactions. Vol. 39. No. 1. P. 79-98. https://doi.org/10.1080/03050629.2013.751298

Brzoska M. 2015. International Sanctions Before and Beyond UN Sanctions. – International Affairs. Vol. 91. No. 6. P. 1339-1349. https://doi.org/10.1111/1468-2346.12449

Caiazza S., Cotugno M., Fiordelisi F., Stefanelli V. 2018. The Spillover Effect of Enforcement Actions on Bank Risk-Taking. – Journal of Banking and Finance. Vol. 91. P. 146-159. https://doi.org/10.1016/j.jbankfin.2018.04.008

Delis M., Staikouras P. 2011. Supervisory Effectiveness and Bank Risk. – Review of Finance. Vol. 15. No. 3. P. 511-543. https://doi.org/10.1093/rof/rfq035

Drezner D. 1999. The Sanctions Paradox: Economic Statecraft and International Relations. New York: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9780511549366

Drezner D. 2015. Targeted Sanctions in a World of Global Finance. – International Interactions. Vol. 41. No. 4. P. 755-764. https://doi.org/10.1080/03050629.2015.1041297

Early B., Preble K. 2018. Enforcing Economic Sanctions: Analyzing How OFAC Punishes Violators of U.S. Sanctions. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3306653

Evans J. 2010. Sanctions Screening: The Quest for Efficiency and Effectiveness. – Journal of Operational Risk. Vol. 5. No. 3. P. 29-36. https://doi.org/10.21314/JOP.2010.080

Gabbi G., Tanzi P.M., Nadotti L. 2011. Firms Size and Compliance Costs Asymmetries in the Investment Services. – Journal of Financial Regulation and Compliance. Vol. 19. No. 1. P. 58-74. https://doi.org/10.1108/13581981111106176

Geranmayeh E., Rapnouil M.L. 2019. Meeting the Challenge of Secondary Sanctions. – European Council on Foreign Relations Policy Brief. No. 289. URL: https://www.ecfr.eu/publications/summary/meeting_the_challenge_of_secondary_sanctions (accessed 20.09.2020).

Giumelli F. 2016. The Purposes of Targeted Sanctions. – Targeted Sanctions. The Impacts and Effectiveness of United Nations Action. Ed. by T. Beirsteker, S. Eckert, M. Tourihno. New York: Cambridge University Press. P. 38-59. https://doi.org/10.1017/CBO9781316460290.003

Goede M. de, Sullivan G. 2016. The Politics of Security Risks. – Environment and Planning D: Society and Space. Vol. 34. No. 1. P. 67-88. https://doi.org/10.1177/0263775815599309

Gordon J. 2019. The Not So Targeted Instrument of Asset Freezes. – Ethics and International Affairs. Vol. 33. No. 3. P. 303-314. https://doi.org/10.1017/S0892679419000315

Graaf T. van de. 2013. The “Oil Weapon” Reversed? Sanctions Against Iran and U.S.-EU Structural Power. – Middle East Policy. Vol. 20. No. 3. P. 145-163. https://doi.org/10.1111/mepo.12040

Guerello C., Mure P, Rovo N., Spallone M. 2019. On the Informative Content of Sanctions. – The North American Journal of Economics and Finance. Vol. 48. P. 591-612. https://doi.org/10.1016/j.najef.2018.07.013

Hardouin P. 2017. Too Big to Fail, Too Big to Jail: Restoring Liability a Lesson from HSBC Case. – Journal of Financial Crime. Vol. 24. No. 4. P. 513-519. https://doi.org/10.1108/JFC-09-2016-0061

Hatipoglu E., Peksen D. 2018. Economic Sanctions and Banking Crises in Target Economies. – Defense and Peace Economics. Vol. 29. No. 2. P. 171-189. https://doi.org/10.1080/10242694.2016.1245811

Hufbauer G., Shott J., Elliott K., Oegg B. 2009. Economic Sanctions Reconsidered. Third Edition. Washington, DC: Peterson Institute for International Economics.

Hundt S., Horsch A. 2018. The Effects of Sanctions on the Lending Policy and the Value on International Banks: The Case of Iran. – Review of Middle East Economics and Finance. Vol. 14. No. 3. P. 1-13. https://doi.org/10.1515/rmeef-2018-0010

Kline J. 1999. Continuing Controversies Over State and Local Foreign Policy Sanctions in the United States. – The Journal of Federalism. Vol. 29. No. 2. P. 111-134.

Lee J., Doddy J. 2011. Office of Foreign Assets Control Compliance: Recent Developments. – Banking Law Journal. Vol. 128. No. 10. P. 954-959.

Likhacheva A. 2019. Unilateral Sanctions in a Multipolar World. Challenges and Opportunities for Russia’s Strategy. – Russia in Global Affairs. Vol. 17. No. 3. P. 109-131. https://doi.org/10.31278/1810-6374-2019-17-3-109-131

Maloney S. 2015. Sanctions and the Iranian Nuclear Deal: Silver Bullet or Blunt Object? – Social Research. Vol. 82. No. 4. P. 887-911.

Morgan T., Bapat N., Kobayashi Y. 2014. Threat of Imposition of Sanctions: Updating the TIES Dataset. – Conflict Management and Peace Science. Vol. 31. No. 5. P. 541-558.

Nephew R. 2018. The Art of Sanctions. A View from the Field. New York: Columbia University Press.

Neuenkirch M., Neumeier F. 2015. The Impact of UN and US Economic Sanctions on GDP Growth. – European Journal of Political Economy. Vol. 40. Part A. P. 110-125. https://doi.org/10.1016/j.ejpoleco.2015.09.001

O’Brien J. 2014. Disputatious Allies or Political Rivals? Intergovernmental Relations in Financial Regulation in the Aftermath of the Standard Chartered Settlement. – Law and Financial Markets Review. Vol. 8. No. 1. P. 13-19. https://doi.org/10.5235/17521440.8.1.13

Pape R.A. 1997. Why Economic Sanctions Do Not Work? – International Security. Vol. 22. No. 2. P. 90-136.

Restrepo Amariles D., Winkler M. 2018. U.S. Economic Sanctions and the Corporate Compliance of Foreign Banks. – International Lawyer. Vol. 51. No. 3. P. 497-535.

Rosenzweig K. 2013. Regulation of Foreign Banks Operating in the United States: A State Regulator’s Controversial Pursuit of a London-Based Bank. – Fordham Journal of Corporate & Financial Law. Vol. 18. No. 4. P. 1021-1048. URL: https://ir.lawnet.fordham.edu/jcfl/vol18/iss4/6 (accessed 20.09.2020).

Scott A.B. 2020. OFAC Sanctions Compliance: Insights from Recent Enforcement Actions. – Journal of Financial Compliance. Vol. 3. No. 3. P. 247-254.

Scott B.F. 2019. Halkbank and OFAC: A Sanctions Evasion Case Study. – Journal of Money Laundering Control. Vol. 22. No. 4. P. 734-743. https://doi.org/10.1108/JMLC-12-2018-0074

Servettaz E. 2014. A Sanctions Primer. – World Affairs. Vol. 177. No. 2. P. 82-89.

Targeted Sanctions. The Impacts and Effectiveness of United Nations Action. 2016. Ed. by T. Beirsteker S. Eckert, M. Tourihno. New York: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9781316460290

Timofeev I. 2019. Rethinking Sanctions Efficiency. Evidence from 205 Cases of the U.S. Government Enforcement Actions against Business. – Russia in Global Affairs. Vol. 17. No. 3. P. 86-108. https://doi.org/10.31278/1810-6374-2019-17-3-86-108

Walker S. 2017. The Foreign Policy Tool of Sanctions, Conflict and Ensuring Continued Access to Finance. Journal of Financial Crime. Vol. 24. No. 3. P. 480-490. https://doi.org/10.1108/JFC-05-2017-0035

Zarate J. 2013. Treasury Wars. The Unleashing of a New Era of Financial Warfare. New York: Public Affairs. 

Содержание номера № 6, 2020

Возможно, Вас заинтересуют:


Коргун И. А., Толорая Г. Д.,
К вопросу о продуктивности санкций в отношении КНДР. – Полис. Политические исследования. 2022. №3

Тимофеев И. Н.,
Санкции США против Ирана: опыт применения и перспективы развития. – Полис. Политические исследования. 2018. №4

Тимофеев И. Н.,
Политика санкций в меняющемся мире: теоретическая рефлексия. – Полис. Политические исследования. 2023. №2

Арапова Е. Я., Кудинов А. С.,
Особенности санкционного регулирования в США, ЕС и Великобритании: сравнительный анализ. – Полис. Политические исследования. 2022. №6

Барсукова С. Ю.,
Вынужденное доверие сетевого мира. – Полис. Политические исследования. 2001. №2


полная версия страницы