Российское высшее образование в условиях санкций: конструктивистский взгляд

Российское высшее образование в условиях санкций: конструктивистский взгляд


Виньо А. ,

Доктор философии (PhD), МГИМО МИД России, Москва, Россия, vigneau.a@my.mgimo.ru


elibrary_id: 1090824 |

Байков А. А.,

Кандидат политических наук, МГИМО МИД России, Москва, Россия, a.baykov@inno.mgimo.ru


elibrary_id: 621264 |

Калюжнова Е. ,

Доктор философии (PhD), Центр евроазиатских исследований Бизнес-школы Хенли, Рединг, Великобритания, y.kalyuzhnova@henley.ac.uk


Дата поступления статьи: 2022.04.15. Принята к печати: 2022.05.17
DOI: 10.17976/jpps/2022.04.05

Правильная ссылка на статью:

Виньо А. , Байков А. А., Калюжнова Е. Российское высшее образование в условиях санкций: конструктивистский взгляд. – Полис. Политические исследования. 2022. № 4. С. 47-62. https://doi.org/10.17976/jpps/2022.04.05


Аннотация

Конструктивисты убедительно показали с помощью теории норм и многочисленных тематических исследований, что идеи могут быть более влиятельными, чем материальные условия, в определении политических и социальных результатов. В данной работе анализируется способность норм противостоять шоковым воздействиям, которые приводят к радикальному изменению материальных условий, и показано, что значительные сбои в контексте реализации норм могут привести к нормативным разворотам. Авторы с точки зрения теории рассматривают “разворот норм” на примере российского сектора высшего образования, раскрывая, как вооруженный конфликт 2022 г. на Украине и западные санкции повлияли на внедрение нормы университетов мирового уровня в России. Результаты качественного тематического исследования, основанного на 24 экспертных интервью, свидетельствуют о том, что, хотя интернализованные нормы могут пережить сдвиги в материальных условиях, необходимость их адаптации к меняющемуся контексту и новым политическим целям приводит к их искажению. Международная норма, касающаяся университетов мирового уровня, реализуемая в России в рамках Проекта 5-100 и инициативы “Приоритет 2030”, сталкивается с исключительными вызовами, которые привели не к отказу или развороту нормы, а к ее ремоделированию для достижения новых целей. Влияние российского нормативного “редизайна” в сфере высшего образования также открывает новый этап в реализации международной нормы для университетов мирового уровня, отмеченный отказом от западноцентричной модели. 

Ключевые слова
оспаривание норм, университеты мирового уровня, изменение нормы, Россия, санкции, инициатива “Приоритет 2030”.


Список литературы

Павлова Е.Б., Романова Т.А. 2019. К дебатам о теории международных отношений: переосмыс­ление междисциплинарности. Полис. Политические исследования. Т. 28. № 2. С. 161-172. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.02.12

Семененко И.С. 2021. Дискурсы развития в социальных науках: в преддверии этического по­ворота. Полис. Политические исследования. № 2. С. 25-45. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.02.03

Торкунов А.В. 2017. Российские вузы в процессе интернационализации: вызовы и приоритеты. Международные процессы. Т. 15. № 1. С. 6-12. https://doi.org/10.17994/IT.2017.15.1.48.2

 

Acharya, A. (2004). How ideas spread: whose norms matter? Norm localization and institutional change in Asian regionalism. International Organization, 58(2), 239-275. https://doi.org/10.1017/S0020818304582024

Arar, K. (2013). Student mobilities, migration and the internationalization of higher education. Higher Education Policy, 26(2), 285-288. https://doi.org/10.1057/hep.2013.9

Badescu, C.G., & Weiss, T.G. (2010). Misrepresenting R2P and advancing norms: an alternative spiral? International Studies Perspectives, 11(4), 354-374.

Becker, B. A., & Eube, C. (2018). Open innovation concept: Integrating universities and business in digital age. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, 4(1), 12.

Bloomfield, A. (2016). Norm antipreneurs and theorising resistance to normative change. Review of International Studies, 42(2), 310-333. https://doi.org/10.1017/S026021051500025X

Brooks, R., & Waters, J. (2011). Student mobilities, migration and the internationalization of higher education. London: Palgrave Macmillan.

Chow, C., & Leung, C. (2016). Reshaping universities for survival in the 21st century: new opportunities and paradigms. Bentham Science Publishers.

Crowley-Vigneau, A. (2022). The global norm on world-class universities and Russian Project 5-100. In The National Implementation of International Norms (pp. 65-139). Cham: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-3- 030-94862-7_3

Crowley-Vigneau, A., Baykov, A., & Gnevasheva, V. (2021a). Local content policies in the Russian Higher Education sector: harming or aiding internationalization? Educational Studies Moscow, 4, 147-165. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-147-165

Crowley-Vigneau, A., Istomin, I.A., Baykov, A.A., & Kalyuzhnova, (2021b). Transnational policy net­works and change through internationalization (The record of Project 5-100). Polis. Political Studies, 5, 8-24. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.05.02

Deitelhoff, N., & Zimmermann, L. (2020). Things we lost in the fire: how different types of contes­tation affect the robustness of international norms. International Studies Review, 22(1), 51-76. https://doi.org/10.1093/isr/viy080

Finnemore, M., & Sikkink, K. (1998). International norm dynamics and political change. International Organization, 52(4), 887-917. https://doi.org/10.1162/002081898550789

Gao, J., & Li, C. (2020). Version 2.0 of building world-class universities in China: initial outcomes and problems of the double world-class project. Higher Education Policy, 1-17. https://doi.org/10.1057/s41307-020-00211-z

Guo, Y., Guo, S., Yochim, L., & Liu, X. (2021). Internationalization of Chinese higher education: is it west­ernization? Journal of Studies in International Education, February. https://doi.org/10.1177/1028315321990745

Huang, F. (2015). Building the world-class research universities: a case study of China. Higher Education, 70(2), 203-215. https://doi.org/10.1007/s10734-015-9876-8

Katzenstein, P.J., Keohane, R.O., & Krasner, S.D. (Ed.). (1999). Exploration and contestation in the study of world politics. Cambridge, MA: MIT press.

Kutz, C. (2014). How norms die: torture and assassination in American security policy. Ethics & International Affairs, 28(4), 425-449. https://doi.org/10.1017/S0892679414000598

Lo, W.Y.W., & Hou, A.Y.C. (2019). A farewell to internationalisation? Striking a balance between global ambition and local needs in higher education in Taiwan. Higher Education, 1-14. https://doi.org/10.1007%2Fs10734-019-00495-0

McKeown, R. (2009). Norm regress: US revisionism and the slow death of the torture norm. International relations, 23(1), 5-25. https://doi.org/10.1177/0047117808100607

Panke, D., & Petersohn, U. (2016). Norm challenges and norm death: The inexplicable? Cooperation and Conflict, 51(1), 3-19. https://doi.org/10.1177/0047117808100607

Payne, R.A. (2001). Persuasion, frames and norm construction. European journal of international relations, 7(1), 37-61. http://dx.doi.org/10.1177/1354066101007001002

Salmi, J. (2009). The challenge of establishing world-class universities. World Bank. https://doi.org/10.1596/978-0-8213-7865-6

Wiener, A. (2014). A theory of contestation. Berlin, Heidelberg: Springer. 

Содержание номера № 4, 2022

Возможно, Вас заинтересуют:


Истомин И. А., Виньо А. ,
Международные нормы в свете технологических изменений: вызовы конструктивистской теории в сфере контроля над вооружениями. – Полис. Политические исследования. 2023. №4

Римский В. Л.,
Универсальные и коррупционные нормы взаимодействий в российской политике. – Полис. Политические исследования. 2011. №4

Семененко И. С., Лапкин В. В., Пантин В. И.,
Идентичность в системе координат мирового развития. – Полис. Политические исследования. 2010. №3

Торкунов А. В.,
Россия и политический порядок в меняющемся мире: ценности, институты, перспективы. – Полис. Политические исследования. 2022. №5

Ильин М. В.,
Слоеный пирог политики: порядки, режимы и практики. – Полис. Политические исследования. 2014. №3


полная версия страницы