Социальные сети как источник изучения политической культуры современного Китая

Социальные сети как источник изучения политической культуры современного Китая


Бочарова А. П.,

МГИМО МИД России; Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Москва, Россия, apbocharova@hse.ru


elibrary_id: 1166779 | ORCID: 0000-0002-2167-8342 |

Лукин А. В.,

Доктор исторических наук, МГИМО МИД России; Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Москва, Россия, a.lukin@inno.mgimo.ru


elibrary_id: 696524 | ORCID: 0000-0002-1962-2892 | RESEARCHER_ID: L-4986-2015

Перминова А. А.,

Институт Китая и современной Азии РАН; Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Москва, Россия, perminova@iccaras.ru


elibrary_id: 1166307 | ORCID: 0000-0002-0187-7635 |

Пузанова О. В.,

МГИМО МИД России; Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Москва, Россия, opuzanova@hse.ru


elibrary_id: 855568 | ORCID: 0000-0002-2200-2686 | RESEARCHER_ID: F-1808-2016

Дата поступления статьи: 2023.10.23. Принята к печати: 2024.01.21


DOI: 10.17976/jpps/2024.03.07
EDN: ETTAVA

Рубрика: Orbis terrarum

Правильная ссылка на статью:

Бочарова А. П., Лукин А. В., Перминова А. А., Пузанова О. В. Социальные сети как источник изучения политической культуры современного Китая. – Полис. Политические исследования. 2024. № 3. С. 92-108. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.03.07. EDN: ETTAVA


В части А.П. Бочаровой, А.В. Лукина и О.В. Пузановой статья подготовлена при финансовой поддержке МГИМО МИД России в рамках проекта № 2025-04-03.

Аннотация

В статье систематизируются основные подходы группы исследователей МГИМО МИД России, НИУ ВШЭ и Института Китая и современной Азии РАН, объединившихся в рамках “Московского проекта изучения китайской политической культуры”, к исследованию политической культуры современного Китая, опираясь на социальные сети как источник. Авторы разбирают существующие представления о политической культуре и методах ее изучения, делая упор на сложившейся методологии исследования политической культуры закрытых обществ, прежде всего СССР и КНР. Исследователи рассматривают политологические концепции китайской политической культуры, особенности их формирования и место в китайской и западной историографии, выявляют лакуны в методологии изучения социально-политических установок в КНР путем количественных методов на примере современных исследований китайского общества. Авторы объясняют актуальность применения анализа социальных сетей в исследованиях китайского общества в качестве нового, дополнительного источника по китайской политической культуре, имеющего особо важное значение в связи с искажениями при использовании других, более традиционных методов. В статье представлена разработанная ими методология анализа данных китайских социальных медиаплатформ методом обработки естественного языка (NLP, Natural Language Processing) для оценки настроений китайских пользователей в социальных сетях на основе сентимент-анализа, доказывается возможность достижения определенного уровня репрезентативности и объективности при использовании данной методологии. В то же время разбираются ограничения применимости данной методологии, возможные искажения и перспективы ее использования. Статья закладывает теоретико-методологическое основание для дальнейшего изучения китайского общества на базе анализа массива данных китайских социальных сетей.

Ключевые слова
политическая культура Китая, общественное мнение интернета, анализ социальных сетей, обработка естественного языка, сентимент-анализ, анализ тональности..


Список литературы

柏杨.丑陋的中国人. 臺北林白出版社。1985年. [Бай Ян.1985. Ужасные китайцы. Тайбэй: Изд-во Линьбай чубаньшэ.]

陈义平、王建文.当代中国政治文化论. 合肥:安徽人民出版社. 2014年. [Чэнь Ипин, Ван Цзяньвэнь. 2014. Теория современной политической культуры Китая. Хэфэй: Изд-во Аньхуэй жэньминь чубаньшэ].

高飞. 政治文化变迁与中俄关系的演变. 世界知识出版社. 2008年版. [Гао Фэй. 2008. Культурнополитические изменения и эволюция российско-китайских отношений. Пекин: Изд-во Шицзе чжиши чубаньшэ].

胡荣.农民上访与政治信任的流失. 社会学研究. 2007 年版, №3, 39-55页. [Ху Жун. 2007. Петиции фермеров и потеря политического доверия. Шэхуэйсюэ яньцзю (Социологические исследования). № 3. С. 39-55].

卢春龙.中国政治文化现代化转型及其双重动力机制.中央社会主义学院学报, 2023. № 3, 20-34页. [Лу Чуньлун. 2023. Модернизация и трансформация китайской политической культуры и ее двойной динамический механизм. Чжунъян шэхуэйчжуи сюэюань сюэбао (Журнал центральной Академии социализма). № 3. С. 20-34].

钱力成.把政治文化带回来:文化社会学的启示. 社会学研究, 2020年, 第3期, 219-241页. [Цянь Личэн. 2020. Возвращение политической культуры: просвещение культурной социологии. – Шэхуэйсюэ яньцзю (Социологические исследования). № 3. С. 219-241].

孙隆基. 中国文化的深层结构, 香港:壹山出版社,1983年. [Сунь Лунцзи. 1983. Глубинная структура китайской культуры. Гонконг: Изд-во Ишаньцубаньшэ].

俞慈珍. 中国特色社会主义政治文化建设. 北京:知识产权出版社, 2009年. [Юй Цычжэнь. 2009. Построение социализма с китайской спецификой и политической культурой. Пекин: Ид-во Чжиши чаньцюань чубаньшэ].

 钟文晶,罗必良. 公共政策及其响应:基于农民信任机制的解释—以农地确权政策为例. 中国农村观 察. 2000年, № 1, 1-18页. [Чжун Вэньцзин, Ло Билян. 2020. Государственная политика и ее реакция: интерпретация, основанная на механизме доверия фермеров – в качестве примера возьмем политику подтверждения прав на сельскохозяйственные земли. Чжунго нунцунь гуаньча (Обзор сельских районов Китая). № 1. С. 1-18].

Васильев Л.С. 1976. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае. Китай: традиции и современность. Под ред. Л.П. Делюсина, А.А. Бокщанина, Л.Н. Борох. М.: Наука.

Веселова Л.С., Дерюгин П.П., Лебединцева Л.А. 2018. Векторы становления китайской социологии: прагматическая направленность, сохранение традиции. Социологические исследования. № 7. С. 124-134. https://doi.org/10.31857/S013216250000169-8. EDN: VJUZHN.

Куликов В.С. 1989. Китайцы о себе. М.: Политиздат.

Левашов В.К. 2020. Политическая культура российского общества. Опыт социологического исследования. М.: ФНИСЦ РАН.

Лу Сюэи. 2000. Пятьдесят лет новой китайской социологии. Китайский социологический ежегодник (1995-1998). Пекин: Социальные науки. С. 37-84.

Лукин А.В. 2005. Невежество против несправедливости. Политическая культура российских “демократов” (1985-1991). М.: Научная книга.

Лукин А.В. 2007. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII-XXI веках. М.: АСТ: Восток-Запад.

Лукин А.В. 2016. Россия на рубеже веков. Работы по политологии и российской политике. М.: Весь мир.

 Лукин А.В. 2023. Концепции “китаизации марксизма”, “новой формы человеческой цивилизации” и “государства-цивилизации” в современном китайском идеологическом дискурсе. Российское китаеведение. Т. 1. № 2. С. 71-99. https://doi.org/10.48647/ICCA.2023.68.94.004. EDN: EXLTCT.

 Almond, G.A., & Verba, S. (1963). The civic culture: political attitudes and democracy in five nations. Princeton: Princeton University Press.

Barbera, P., & Rivero, G. (2015). Understanding the political representativeness of Twitter users. Social Science Computer Review. 33(6), 712-729. https://doi.org/10.1177/0894439314558836

Barbera, P., & Steinert-Threlkeld, Z.C. (2020). How to use social media data for political science research. In The Sage Handbook of Research Methods in Political Science and International Relations (pp. 404-423). London: Sage. https://doi.org/10.4135/9781526486387

Bing, M., & Brown, G. (2017). Conducting online surveys in China. Social Science Computer Review, 36(6), 721-734. https://doi.org/10.1177/0894439317729340

Bisbee, J., & Larson, J. M. (2017). Testing social science network theories with online network data: an evaluation of external validity. American Political Science Review, 111(3), 502-521. https://doi.org/10.1017/s0003055417000120

Brown, A., & Gray, J. (1979). Political culture and political change in communist states. London; Basingstoke: The Macmillan Press.

Chae J., Thom D., Jang Y., Kim S., Ertl T., & Ebert D. S. (2014). Public behavior response analysis in disaster events utilizing visual analytics of microblog data. Computers & Graphics, 38, 51-60. https://doi.org/10.1016/j.cag.2013.10.008

Chang, H.T., & Tsai, F.C. (2022). A systematic review of Internet public opinion manipulation. Procedia Computer Science, 207, 3159-3166. https://doi.org/10.1016/j.procs.2022.09.373

Cunningham, E., Saich, T., & Turiel, J. (2020). Understanding CCP resilience: surveying Chinese public opinion through time. Ash Center for Democratic Governance and Innovation, Harvard Kennedy School, 18. https://www.ne.jp/asahi/nd4m-asi/jiwen/thoughts/2020/final_policy_brief_7.6.2020.pdf

Devlin, J., Chang, M. W., Lee, K., & Toutanova, K. (2018). BERT: pre-training of deep bidirectional transformers for language understanding. arXiv preprint arXiv:1810.04805. https://doi.org/10.48550/arX-iv.1810.04805

Fang, C. (2022). Sentiment analysis of Weibo comments based on LDA model. Highlights in Science, Engineering and Technology, 24(1), 45-48. https://doi.org/10.54097/hset.v24i.3883

Fei, H. (2021). Political culture of transforming countries: the experience of China in the past 40 years since reform and opening up. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, 14(2), 48-65. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2021-14-2-3

Gallagher, M., & Miller, B. (2021). Who not what: the logic of China's information control strategy. The China Quarterly, 248(1), 1011-1036. https://doi.org/10.1017/S0305741021000345

Gorer, G., & Rickman, J. (1949). The people of Great Russia: a psychological study. London: Cresset Press.

Grimmer, J., & Stewart, B.M. (2013). Text as data: the promise and pitfalls of automatic content analysis methods for political texts. Political Analysis, 21, 267-297. https://doi.org/10.1093/pan/mps028

Inglehart, R., & Welzel, C. (2005). Modernization, cultural change and democracy. New York: Cambridge University Press.

Jia, L. (2019). What public and whose opinion? A study of Chinese online public opinion analysis. Communication and the Public, 4(1), 21-34.

Jiang, Z., & Gao, X. (2023). Text mining and quantitative evaluation of China's green consumption policies based on green consumption objects. Environment, Development and Sustainability, 26(1), 6601-6622. https://doi.org/10.1007/s10668-023-02976-w

King, G., Pan, J., & Roberts, M.E. (2013). How censorship in China allows government criticism but silences collective expression. American Political Science Review, 107(2), 326-343.

Klingemann, H.-D., Fuchs, D., & Zielonka, J. (Eds.) (2006). Democracy and political culture in Eastern Europe. New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203085974

Lee, H. (2012). Public opinion in China. The University of Sydney China Studies Centre Policy Paper Series, 1, 5-10.

Levenson, J.R. (1965). Confucian China and its modern fate: a trilogy. Book 1. Berkeley; Los Angeles: University of California Press.

Lu, Ch., & Yan, T. (2022). Revisiting Chinese political culture: the historical politics approach. Chinese Political Science Review, 7(1), 160-180. https://doi.org/10.1007/s41111-021-00208-y

Luo, Y. (2014). The Internet and agenda setting in China: the influence of online public opinion on media coverage and government policy. International Journal of Communication, 8, 1289-1312.

Manion, M. (1994). Survey research in China: learning from local samples. The China Quarterly, 129(1), 721-734.

Mazzocco, I., & Kennedy, S. (2022). Public opinion in China: a silent liberal majority. CSIS, 09.02. https://www.csis.org/analysis/public-opinion-china-liberal-silent-majority

Moody, P.R. (1994). Trends in the study of Chinese political culture. The China Quarterly, 139, 731-740.

Nathan, A.J., & Shi, T. (1994). Cultural requisites for democracy in China. In Tu Wei-ming (Ed.), China in Transformation. Cambridge: Harvard University Press.

Neuman, W.R., Guggenheim, L., Jang, S.A., & Bae, S.Y. (2014). The dynamics of public attention: agenda-setting theory meets big data. Journal of Communication. 64(2),193-214.

Pan, J., & Xu, Y. (2018). China's ideological spectrum. The Journal of Politics, 80(1), 254-273.

Peng, H., Cambria, E., & Hussain, A. (2017). A review of sentiment analysis research in Chinese language. Cognitive Computation. 9, 423-435. https://doi.org/10.1007/s12559-017-9470-8

Perry, E.J. (1994). Introduction. In J.N. Wasserstorm, & E.J. Perry (Ed.), Popular Protest and Political Culture in Modern China (pp. 1-14). Boulder: Westview Press. https://doi.org/10.4324/9780429494826

Pye, L.W. (1992). The spirit of Chinese politics. Cambridge: Harvard University Press.

Richard, P., & Booth, J.A. (2014). Latin American political culture: public opinion and democracy. Washington: CQ Press.

Schwartz, B.I. (1985). The world of thought in ancient China. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press.

Shambaugh, D. (2023). The evolution of American contemporary China studies: Coming full circle? Journal of Contemporary China, 33(146), 314-331. https://doi.org/10.1080/10670564.2023.2237918

Stukal, D., Sanovich, S., Bonneau, R., & Tucker, J.A. (2022). Why botter: how pro-government bots fight opposition in Russia. American Political Science Review, 116(3), 843-857. https://doi.org/10.1017/S0003055421001507

Wang, L., & Wang, L. (2023). A case study of Chinese sentiment analysis on social media reviews based on LSTM. SHS Web Conf, 157. https://doi.org/10.1051/shsconf/202315704012

Wang, Z., & Ye, X. (2018). Social media analytics for natural disaster management. /nternational Journal of Geographical /nformation Science, 32(1), 49-72. http://doi.org/10.1080/13658816.2017.1367003

Yao, G. (2022). Deep learning-based text sentiment analysis in Chinese international promotion. Security and Communication Networks, 1, 1-10. https://doi.org/10.1155/2022/7319656

Ye, X., Li, S., Yang, X., & Qin, C. (2016). Use of social media for the detection and analysis of infectious diseases in China. /SPRS /nternational Journal of Geo-/nformation, 5(9), 156. http://dx.doi.org/10.3390/ijgi5090156

Zhang, L., Wang, S., & Liu, B. (2018). Deep learning for sentiment analysis: а survey. Wiley /nterdisciplinary Reviews: Data Mining and Knowledge Discovery. 8(4), 12-53. 

 

 

 

Содержание номера № 3, 2024

Возможно, Вас заинтересуют:


Безвиконная Е. В.,
Системно-синергетийная модель политической системы . – Полис. Политические исследования. 2009. №3

Попова О. В., Гришин Н. В., Погодина М. Я.,
Коммуникация молодежи с главами исполнительной власти регионов Российской Федерации во “ВКонтакте” в 2022 году. – Полис. Политические исследования. 2023. №4

Сатаров Г. А.,
Доверие как объект политической социологии. Часть I. – Полис. Политические исследования. 2016. №1

Сатаров Г. А.,
Доверие как объект политической социологии. Часть II. – Полис. Политические исследования. 2016. №2

Тихонова С. В.,
Социальные сети: проблемы социализации Интернета. – Полис. Политические исследования. 2016. №3



Комментарии к этой странице:

 
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991