Представляем номер

Представляем номер




Правильная ссылка на статью:

От редакции . Представляем номер. – Полис. Политические исследования. 2000. № 5. С. 4


Аннотация
XXI век на пороге. Для нас, россиян, он будет означать, помимо всего прочего, качественно новую фазу интеграции народов, населяющих нашу огромную страну. Старинная практика “все решать по одному-единственному образцу, все устраивать на один манер” (М.Гефтер) исчерпала себя, для нее больше нет условий и ресурсов. Но новое еще впереди, как и связанные с ним приобретения. Каким оно будет — открытый вопрос. На пути к иному статусу социальной общности России, к другим основаниям совместной жизни наших народов много препятствий: правовой беспредел, питаемый атавизмом этносов, государственно-бюрократические традиции центра, стремление целых слоев возродить сталинскую и постсталинскую унификацию и тому подобное. Все-таки главное сегодня — не сопротивление людей, а сопротивление проблем.Федеральное устройство отвечает условиям развития громадной евразийской державы, оно является формой, в которой Россия способна реализовать свое единство как современное государство, — эти положения признает большинство нашего общества. Но суть заключается в том, что сегодня вопрос о федерализме в нашей стране поставлен жизнью на новый, более высокий уровень. Уже мало признавать необходимость разделения старого унитарного государства на составные части, каждая из которых тоже наделена суверенитетом. Проблема сложнее и глубже: самоопределение этносов и территорий в рамках демократически создаваемого целого, когда каждый субъект Федерации — полноправный хозяин своего дома и земли, условившийся с другими хозяевами, включая “сильный центр”, о новом модусе общежития, новом интеграционном механизме.Другими словами, мы нуждаемся в модели интегрального развития, ориентированной на отличия, на неодинаковые подходы к проблеме развития, на местные условия, несовпадающие традиции и обстоятельства, различия культур, не говоря уже о географическом местоположении, ресурсах, климате и т.п. Такая модель, видимо, предполагает не только (и не столько) подчинение центру территориальных административных механизмов, чиновников разных уровней и специальностей, хотя без наведения порядка в этой области не обойтись. Государство не может, да и не вправе вмещать в себя все и вся. Самое трудное — решиться реально и всерьез двинуться навстречу друг другу. “Сильный центр” приобретет авторитет у регионов лишь в том случае, если он строго придерживается принципов правового разделения федеральной власти и полномочий субъектов Федерации, равенства в отношениях по национально-государственной вертикали. Однако и руководителям регионов предстоит понять, что различия в материальных пропорциях, жизненных ритмах, укладах, иных формах бытия населения, а значит, связанная с ними разновекторность развития должны сосуществовать в едином демократическом пространстве. Только тогда федерализм обретет животворящее содержание, когда превратится из набора соперничающих с центром и порой между собой территориальных единиц в сообщество сотрудничающих самодеятельных образований.Редакция “Полиса” приступает к осуществлению нескольких научно-издательских проектов. Среди них — о специфике политической системы и правления России. Публикуемый цикл статей “Федерализм: многомерная модель исследования”, разумеется, не претендует на обобщенные рекомендации по решению сложнейших проблем современного государственного устройства. Наша задача — с опорой на всемирный опыт заново научиться вопрошать и ставить проблему федерализма, прежде чем искать соответствующие обстоятельствам ответы. Вот почему статьи данного раздела — это авторские точки зрения, с которыми отнюдь не во всем согласна редакция.Теперь от шеф-редактора — лично. В последние месяцы мы присутствуем при выяснении отношений между государством (в виде управляемых им структур, а именно “Газпрома”) и почти независимой компанией НТВ. Представляется, что для нас, гуманитариев, проблема лежит в иной плоскости: монополия, которая качает газ, невозобновляемое сырье России, подминает под себя один из интеллектуальных ресурсов нашего общества. А как вы, читатели “Полиса”, думаете: какой ресурс будет основным в ХХI столетии — сырьевой или интеллектуальный? В зав

Содержание номера № 5, 2000

Возможно, Вас заинтересуют:


От редакции ,
Представляю номер. – Полис. Политические исследования. 2018. №2

От редакции ,
Представляю номер. – Полис. Политические исследования. 2012. №3

От редакции ,
Представляю Юбилейный номер журнала. Нам 25 лет! САПН / РАПН – 60 лет!. – Полис. Политические исследования. 2016. №1

От редакции ,
Представляю номер. – Полис. Политические исследования. 2019. №6

От редакции ,
Представляю номер. – Полис. Политические исследования. 2005. №3



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
3 2017


Арбатов А. Г., Арбатова Н. К.
Фактор Трампа в российско-американских отношениях

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991