Традиция:
модель или перспектива? (Жозеф де Местр и Эдмунд Бёрк)


Дегтярева М. И.,

Научный со



DOI: 10.17976/jpps/2003.05.10
Правильная ссылка на статью:

Дегтярева М. И. Традиция: модель или перспектива? (Жозеф де Местр и Эдмунд Бёрк). – Полис. Политические исследования. 2003. № 5. С. 89-97. https://doi.org/10.17976/jpps/2003.05.10


Аннотация

М.И.Дегтярева задается вопросом: чем для двух выдающихся консервативных мыслителей – Жозефа де Местра и Эдмунда Бёрка была традиция – моделью, т.е. культурным образцом, обладающим стабилизирующей, нормативной функцией, или же «открытой перспективой», «становящейся возможностью» изменений, цель которых, однако, – сохранение жизнеспособности политической системы. Несмотря на серьезные различия во взглядах этих представителей консервативной мысли на преобразования, в значительной степени предопределявшиеся историческим контекстом, в котором творил каждый из них, автор полагает, что ни тот, ни другой не обосновал противоположности традиции и изменения. Бёрк противопоставил традиции не изменение вообще, а изменение, игнорирующее традицию как становление и, следовательно, представляющее угрозу свободному развитию. Де Местр же, при всей сложности и противоречивости его рассуждений, в конце концов отказался от сопротивления изменению самого содержания европейской традиции, распадающейся на «самостоятельные проекты».


Список литературы

Делез Ж. 1995. Логика смысла. М.

Манхейм К. 1994. Консервативная мысль. — Диагноз нашего времени. М.

Местр Ж де. 1912. Письма в Сардинию. — Русский архив. № 2. Письмо от 9 (21) февраля 1815 г.

Местр Ж. де. 1937. Санкт-Петербург. 26 ноября (8 декабря) 1810. — Литературное наследство. Русская культура и Франция. I. Т. 29-30. М.

Местр Ж. де. 1997. Рассуждения о Франции. М.

Степанов М., Вермаль Ф. 1937. Жозеф де Местр в России. — Литературное наследство. Русская культура и Франция. I. Т. 29-30. М.

Burke E. 1872. Reflections on the Revolution in France and on the proceedings in certain societies in London relative to that event in a letter intended to have been sent to a gentleman in Paris. 1790. — The works of the right honourable Edmund Burke. v. II. L.

Maistre J. de. 1874. Soireўes de Saint-Petersbourg. V. I. Lion, Paris.

Pompery E. de. 1906. Etude et notice sur comte Josephe de Maistre. — Maistre J. de. Les soireўes de SaintPetersboug. Paris.

Triomphe R. 1968. Josephe de Maistre. Etude sur la vie et sur la doctrine d’ un mateўrialiste mistique. Geўneў.

Содержание номера № 5, 2003

Возможно, Вас заинтересуют:


Сулимов К. А.,
Политико-философское понимание политического насилия: поиски смысла. – Полис. Политические исследования. 2004. №3

Ильинская С. Г.,
Терпимость и политическое насилие. – Полис. Политические исследования. 2004. №3

Федорова М. М.,
Метаморфозы “свободного индивида” (Заметки о формировании проблемного поля политической философии в XIX веке). – Полис. Политические исследования. 2003. №5

Ледяев В. Г.,
О сущностной оспариваемости политических понятий. – Полис. Политические исследования. 2003. №2

Маликова Ю. О.,
Проблема соотношения политики и морали в философии Ханны Арендт. – Полис. Политические исследования. 2003. №5



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
6 2009


Биберман Е.
Политология и правила выявления причинно-следственных отношений

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991