Об условиях возникновения теории справедливости в российской политике


Мартьянов В. С.,

Кандидат политических наук, доцент, зам. директора по научным вопросам Института философии и права УрО РАН, martianovy@rambler.ru



DOI: 10.17976/jpps/2006.04.07
Правильная ссылка на статью:

Мартьянов В. С. Об условиях возникновения теории справедливости в российской политике. – Полис. Политические исследования. 2006. № 4. С. 61-73. https://doi.org/10.17976/jpps/2006.04.07


Аннотация

Справедливость является предметом консенсуса данного общества, тем компромиссом взаимных (хотя и не всегда равных) обязательств и соглашений, который не дает этому обществу распасться. С завершением советского проекта в России была делегитимирована и присущая ему теория справедливости. Что же может стать новой точкой отсчета, теми самоочевидными принципами и процедурами, которые позволят найти и выразить новую конфигурацию дискурса справедливости, а тем самым – и всеобщий политический интерес, способный сплотить российское общество на новом этапе его развития? В статье доказывается, что преодолеть образовавшийся в постсоветской России вакуум можно двумя путями: либо символическим присоединением к западному модерну, т.е. к тому проекту, который в своей альтернативной, «советской», версии по сути уже был реализован СССР, либо выходом за пределы де-факто реализованного модерна. Последний путь предполагает создание принципиально новой, немодернистской, утопии. По мнению автора, новая теория справедливости в России может появиться лишь как составная часть глобального политического проекта, требующего изменения всей миросистемы.


Список литературы

Алексеева Т. 2001. Справедливость как политическая концепция: очерк западных дискуссий. М.

Глазьев С.Ю. 2003. Благосостояние и справедливость. М.

Дворкин Р. 2003. Справедливость и права. – Отечественные записки, № 2.

Делягин М. 2005. Социально-политическая программа. – Свободная мысль – ХХI, № 7.

Капустин Б. 2004. Моральный выбор в политике. М.

Кант И. 1999. Основы метафизики нравственности. – Основы метафизики нравственности. М.

Кара-Мурза С.Г. 2004. Белая книга. Экономические реформы в России. 1991 – 2001 г .М.

Левинсон Л. 2005. Миф о патернализме. – Неприкосновенный запас, № 1.

Макинтайр А. 2000. После добродетели. М.

Паршев А.П. 1999. Почему Россия не Америка. М.

Рикер П. 2005. Справедливое. М.

Ролз Дж. 1995. Теория справедливости. Новосибирск.

Хабермас Ю. 2001. Вовлечение другого. Очерки политической теории. М.

Хеффе О. 1994. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М.

Черников М. 2002. Философия правды в русской культуре. Воронеж.

Шапиро И. 2004. Моральные основания политики. М.

Bourdieu P. 1980. La distinction. Critique sociale du jugement. Paris.

Sandel M. 1982. Liberalism and the Limits of Justice. Cambridge.

Walzer M. 1995. Spheres of Justice. Oxford.

Содержание номера № 4, 2006

Возможно, Вас заинтересуют:


Черников М. В.,
Концепты правда и истина в русской культуре: проблема корреляции.. – Полис. Политические исследования. 1999. №5

Морозов И. Л.,
Информационная безопасность политической системы. – Полис. Политические исследования. 2002. №5

Фадеичева М. А.,
Идеология и дискурсивные практики нашизма в современной России. – Полис. Политические исследования. 2006. №4

Петро Н. Н.,
О концепции политической культуры, или Основная ошибка советологии . – Полис. Политические исследования. 1998. №1

Орлова Г. А.,
Российский донос и его метаморфозы (Заметки о поэтике политической коммуникации). – Полис. Политические исследования. 2004. №2



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
4 2014


Сморгунов Л. В.
Сетевые политические партии

  Полный текст
 

Архив номеров

   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991