Коррупционные рынки

Коррупционные рынки


Васильева В. М.,

Кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры политического анализа факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент департамента политической науки факультета социальных наук НИУ ВШЭ, vvasileva@hse.ru

Воробьев А. Н.,

Научный сотрудник Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, Avorobyev@hse.ru



DOI: 10.17976/jpps/2015.02.06

Правильная ссылка на статью:

Васильева В. М., Воробьев А. Н. Коррупционные рынки. – Полис. Политические исследования. 2015. № 2. С. 78-96. https://doi.org/10.17976/jpps/2015.02.06


Аннотация

В статье предлагается новый подход к изучению проблемы коррупции и борьбы с ней на государственной службе. Утверждается, что эффективность борьбы с коррупцией зависит от прежде упущенного исследователями фактора – объема и характера коррупционного рынка, определяющего основные каналы коррупционного поведения, на контроль которых и направлено регулирование конфликта интересов на государственной службе. Неверное определение типа рынка ведет к заведомо неэффективному заимствованию даже самого передового зарубежного опыта борьбы с коррупцией. Так, если рынки покупателя поддаются этическому регулированию, то для рынков продавцов единственными эффективными механизмами являются реформы по снижению административных барьеров и внедрение жестких нормативных моделей (compliance-based) регулирования конфликта интересов. Тип коррупционного рынка определяется как соотношение трех измерений: качества институтов, охвата государственного регулирования и степени государственного регулирования. На базе созданной модели авторы выделяют и анализируют восемь типов коррупционных рынков, каждый из которых имеет свою динамику трансформации и, соответственно, возможности борьбы с коррупцией. Также в статье представлена концептуальная модель эволюции коррупционных рынков под действием внешних факторов, ключевыми из которых являются персонализация политического режима, реформы государственного управления в духе “нового государственного управления” (NPM), популизм и формирование государств-рантье, а также создание “государств всеобщего благоденствия”.

Ключевые слова
коррупционный рынок; качество институтов; охват и степень регулирования; конфликт интересов; государственная служба; борьба с коррупцией; патронажные сети; рынок покупателя; рынок продавца; спрос и предложение коррупции; коррупционная сделка.


Содержание номера № 2, 2015

Возможно, Вас заинтересуют:


Нежданов Д. В., Русакова О. Ф.,
«Политический рынок» как системообразующая метафора современного политологического дискурса. – Полис. Политические исследования. 2011. №4

Лошкарёв И. Д., Копытцев И. С.,
Рынок безопасности в Африке: место России и новые возможности . – Полис. Политические исследования. 2024. №4

Вебер А. Б.,
Рынок, профсоюз, заработная плата . – Полис. Политические исследования. 1992. №1

Иванов В. М.,
Рынок и государство (Некоторые аспекты теории либерализма) . – Полис. Политические исследования. 1993. №3

Цвылев Р. И.,
Международный рынок труда и Россия (Проблемы интеграции) . – Полис. Политические исследования. 1993. №1

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
4 2014


Работяжев Н. В.
Между традицией и утопией: левый консерватизм в России

  Полный текст
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991