Институциональные основы этнических федераций


Фарукшин М. Х.,

Доктор философских наук, профессор кафедры политологии Казанского (Приволжского) федерального университета, Midkhat.Farukshin@ksu.ru

elibrary_id: 106738 |

DOI: 10.17976/jpps/2017.02.07
ID статьи на сайте журнала: 5246


Правильная ссылка на статью:

Фарукшин М. Х. Институциональные основы этнических федераций. – Полис. Политические исследования. 2017. № 2. С. 103-117. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2017.02.07


Аннотация

В статье рассматриваются институты этнического федерализма. Основное внимание уделено исследованию двух вопросов – инструментальной роли этнических федераций и создаваемых ими условий для политического представительства этнических групп. Подчеркивается, что этнофедерации способны как сыграть позитивную роль, так и создать риски для целостности федеративного государства. С одной стороны, этнические федерации формируют благоприятные условия для реализации этническими группами права на самоопределение вплоть до установления своей национальной государственности или политической автономии в рамках единого федеративного государства, а также предоставляют двоякий способ защиты интересов этнических меньшинств. Формирование субъектов федерации по национально-территориальному принципу расширяет возможности для защиты государственными средствами культуры, языка, традиций, этнической идентичности титульной нации субъекта федерации. Этнофедерализм может способствовать социальной интеграции общества и воспрепятствовать развитию сепаратистских тенденций, а также содействовать ослаблению межэтнических конфликтов и сохранению целостности государств. С другой стороны, нередко этнические федерации бывают нестабильными. При определенных обстоятельствах в них создаются условия для этнической мобилизации в корыстных интересах этнических политических элит. Из противоречивого взаимодействия двух общепризнанных принципов международного права – территориальной целостности государств и права наций (народов) на самоопределение – вытекает необходимость в практическом плане дифференцировать оценку сецессии и сепаратизма. Этнический федерализм характеризуется наличием специфических институтов политического представительства этнических групп. В статье анализируются условия использования этих институтов и способы представительства этнических групп в органах государственной власти: пропорциональность, паритетность, квотирование, резервирование, включение представителей этнических меньшинств в избирательные списки общенациональных партий. 

Ключевые слова
этническая федерация; этнофедерализм; институт; этническая группа; политическое представительство; этнические меньшинства; право на самоопределение; этнический конфликт.


Список литературы

Декларация о принципах международного права, касающихся дружествен­ных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. 1982. – Международное право в документах. М: Юридическая литература. 853 с.

Дробижева Л.М. 2010. Этничность в современном обществе: новые подходы, старые мифы, социальные практики. – Вестник Института социологии. № 1. С. 430-442.

Дьячков М.В. 1993. О национально-территориальной, национально-государ­ственной и национально-культурной автономии. – Социологические исследования. № 11. С. 99-102.

Мендрас М. 1997. Асимметрия или многообразие. – Асимметричность Федерации. М.: Изд-во Центра конституционных исследований Московского общественного научного фонда. С. 5-12.

Основы теории и практики федерализма. 1999. Институт Европейской политики Католического университета. 233 с.

Пантин В.И., Лапкин В.В. 2015. Этнополитические и этносоциальные процессы на постсоветском пространстве. – Полис. Политические исследования. № 5. С. 75-93. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2015.05.07

Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). 2000. М.: Юристъ. 376 с.

Филиппов В.Р. 2003. Критика этнического федерализма. М.: ЦЦРИ РАН. 354 c.

Харитонова О.Г. 2013. СФРЮ: институциональные проблемы этнической федера­ции. – Политическая наука. № 3. С. 190-205.

Харитонова О.Г. 2014. Босния и Герцеговина в СФРЮ: институциональные про­блемы этнической федерации. – Сравнительная политика. № 1. С. 22-31.

Этничность. Культура. Государственность. Проблемы этнического федерализма в XXI веке. 2014. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ. 184 с.

Alonso S., Ruiz-Rufino R. 2007. Political Representation and Ethnic Conflict in New Democracies. – European Journal of Political Research. Vol. 46. No. 2. P. 237-267. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1475-6765.2007.00693.x

Bakke K.M., Cao X., O’ Loughlin J., Ward M.D. 2009. Social Distance in Bosnia- Herzegovina and the North Caucasus Region of Russia: Inter and Intra-Ethnic Attitudes and Identities. – Nations and Nationalism. Vol. 15. No. 2. P. 227-253. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1469-8129.2009.00363.x

Basta K. 2014. The State as a Symbol or a Means to an End: Internal Border Changes in Multinational Federations. – Nations and Nationalism. Vol. 20. No. 3. P. 459-480. DOI: https://doi.org/10.1111/nana.12050

Beland D., Lecours A. 2014. Accommodation and the Politics of Fiscal Equalization in Multinational States: The Case of Canada. – Nations and Nationalism. Vol. 20. No. 2. P. 337-354. DOI: https://doi.org/10.1111/nana.12049

Birnir J.K. 2007. Ethnicity and Electoral Politics. Cambridge: Cambridge University Press. 213 p.

Burgess M. 2006. Comparative Federalism. Theory and Practice. N.Y.: Routledge. 376 р.

Celis K. 2013. Visible Ethnic Minorities in Local Political Parties: A Case Study of Two Belgian Cities (Antwerp and Ghent). – Politics. Vol. 33. No. 3. P. 160-171. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9256.12018

Choudhry S., Perrin B. 2007. The Legal Architecture of Intergovernmental Transfers: A Comparative Examination. – Intergovernmental Fiscal Transfers: Principles and Practice. Ed. by R. Boadway, A. Shah. Washington, D.C.: The World Bank. P. 259-292.

Dardanello P., Stojanovic N. 2011. The Acid Test? Competing Theses on the Nationality – Democracy Nexus and the Case of Switzerland. – Nations and Nationalism. Vol. 17. No. 2. P. 357-376. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1469-8129.2010.00453.x

Deiwiks C. 2010. The Curse of Ethnofederalism? Ethnic Group Regions, Subnational Boundaries and Secessionist Conflict. ETH Zurich, February 8, 2010.

Elkins Z., Sides J. 2007. Can Institutions Build Unity in Multiethnic States? – American Political Science Review. Vol. 101. No. 4. P. 693-708. DOI: https://doi.org/10.1017/ S0003055407070505

Forest B. 2012. Electoral Redistricting and Minority Political Representation in Canada and the United States. – Canadian Geographer / Le Geographe canadien. Vol. 56. No. 3. P. 318-338. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1541-0064.2012.00437.x

Goodnow R., Moser R.G. 2012. Layers of Ethnicity: The Effects of Ethnic Federalism, Majority-Minority Districts,and Minority Concentration on the Electoral Success of Ethnic Minorities in Russia. – Comparative Political Studies. Vol. 45. No. 2. P. 167-193. DOI: https://doi.org/10.1177/0010414011421310

Hale H.E. 2004. Divided We Stand. Institutional Sources of Ethnofederal States Survival and Collapse. – World Politics. Vol. 56. No. 2. P. 165-193. DOI: https://doi.org/10.1353/ wp.2004.0011

Heinemann-Grüder A. 2005. Russia’s Ethnofederalism: Under-Institutionalized, Not Self- Sustaining. Paper Presented at the Conference on “The Russian Federation and the EU – New Dimensions of Regionalism and Federalism”. University of Leuven. 8 November 2005.

Htun M. 2004 Is Gender like Ethnicity? The Political Representation of Identity Groups. – Perspective on Politics. Vol. 2. No. 3. P. 439-458.

Iff A. 2013. Peace-Promoting Federalism: Making Sense of India and Nigeria. – Publius: The Journal of Federalism. Vol. 43. No. 2. P. 227-250. DOI: https://doi.org/10.1093/publius/pjs031

Kymlicka W. 2005. Federalism, Nationalism, and Multiculturalism. – Theories of Federalism: A Reader. N.Y.: Palgrave Macmilllan. P. 269-292. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-137-05549-1_24

Lemko J. 1991. Political Stability in Federal Governments. N.Y.: Praeger. viii, 209 p.

Lublin D., Wright M. 2013. Engineering inclusion: Assessing the effects of pro-minority representation policies. – Electoral Studies. Vol. 32. No. 4. P. 746-755. DOI: https://doi.org/10.1016/j.electstud.2013.06.001

Nimni E. 2009. Nationalism, Ethnicity and Self-Determination: A Paradigm Shift? – Studies in Ethnicity and Nationalism. Vol. 9. No. 2. P. 319-332. DOI: https://doi.org/10.1111/ j.1754-9469.2009.01039.x

Roeder Ph.G. 2009. Ethnofederalism and the Mismanagement of Conf licting Nationalisms. – Regional and Federal Studies. Vol. 19. No. 2. P. 203-219. DOI: https://doi.org/10.1080/13597560902753420

Ruedin D. 2009. Ethnic Group Representation in a Cross-National Compa-rison. – The Journal of Legislative Studies. Vol. 15, No. 4. P. 335-354. DOI: https://doi.org/10.1080/13572330903302448

Ruiz-Rufino R. 2013. Satisfaction with Democracy in Multi-ethnic Countries: The Effect of Representative Political Institutions on Ethnic Minorities. – Political Studies. Vol. 61. No. 1. P. 101-118. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9248.2012.00955.x

Schertzer R. 2008. Recognition or Imposition? Federalism, National Minorities, and Supreme Court of Canada. – Nations and Nationalism. Vol. 14. No. 1. P. 10-126. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1469-8129.2008.00324.x

Schnekener U. 2002. Making Power-Sharing Work: Lessons from Successes and Failures in Ethnic Conflict Regulation. – Journal of Peace Research. Vol. 39. No. 2. P. 203-228. DOI: https://doi.org/10.1177/0022343302039002004

Stanovičić V. 1992. Problems and Options in Institutionalizing Ethnic Rela-tions. – International Political Science Review. Vol. 13. No. 4. P. 359-379. DOI: https://doi.org/10.1177/019251219201300402

Steiner J. 2003. Conditional Integration and Swiss Federalism: A New Openness to Europe? – The Impact of Global and Regional Integration on Federal Systems. A Comparative Analysis. Kingston: McGrll-Queen’s University Press. 371 p.

Tillin L. 2015. Explaining Territorial Change in Federal Democracies: Comparative Historical Institutionalist Approach. – Political Studies. Vol. 63. No. 3. P. 626-664. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9248.12118 

Содержание номера № 2, 2017

Возможно, Вас заинтересуют:


Троицкая О. В.,
Право наций на самоопределение: концептуальные подходы и практики применения. – Полис. Политические исследования. 2015. №6

Зайков К. С., Максимов А. М., Тамицкий А. М., Трошина Т. И.,
Этносоциальная ситуация в арктических регионах России и государственная национальная политика. – Полис. Политические исследования. 2018. №2

Кувалдина А. В.,
Этнические и расовые меньшинства США: идеологическая ориентация, политические предпочтения, электоральная активность. – Полис. Политические исследования. 2012. №6

Черныш М. Ф.,
Факторы возникновения и воспроизводства межэтнической напряженности в теоретической перспективе . – Полис. Политические исследования. 2016. №5

Афанасьева О. В.,
Доступ к информации как институт национального государства. – Полис. Политические исследования. 2010. №5



Комментарии к этой странице:

 
 

Архив номеров

   2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991