Конфликт между Россией и Западом в российской политической карикатуре


Мельников С. С.,

Кандидат социологических наук, ОАНО “Новая школа”, xmelnikov@gmail.com


DOI: 10.17976/jpps/2018.02.08
ID статьи на сайте журнала: 5379


Правильная ссылка на статью:

Мельников С. С. Конфликт между Россией и Западом в российской политической карикатуре. – Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 100-114. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2018.02.08


Аннотация

В статье рассматривается инвариантное содержание российских политических карикатур, репрезентация политических процессов в них и – что наиболее существенно – латентных или маскируемых сторон общественно- политической жизни, идентифицируемых в ходе контент-анализа карикатурных изображений. Статус юмора в современном политическом дискурсе заметно вырос из-за медиатизации и виртуализации коммуникационного пространства. При этом в сфере изобразительного юмора, несмотря на появление новых жанров, авторская карикатура по-прежнему обладает наибольшей общественной значимостью. Сюжеты политических карикатур, как и политического юмора в целом, нередко отображают конфликтные эпизоды взаимоотношений между политическим “мы”- сообществом, к которой принадлежат художник и аудитория, и антагонистичным “они”-сообществом. Подобные сюжеты характерны и для российской карикатуры, учитывая значительный удельный вес государственной, культурной и национальной принадлежности в коллективной идентичности современных россиян. Как показал сравнительно-исторический анализ, для российской политической карикатуры характерно отображение конфликтов между “мы”-сообществом россиян / русских и “они”-сообществом Запада / представителей конкретных западных обществ. Динамика и степень фокусировки отечественных карикатуристов на данном антагонизме изучаются методом контент-анализа. В ходе исследования было выявлено, что, начиная с перестройки интерес к изображению западных акторов в отечественной политической карикатуре снизился – приоритетными для карикатуристов стали внутрироссийские события и процессы. Привлекательность изображения “мы”- группы россиян с течением времени снижается, что говорит о формировании критического отношения к собственным проблемам. При более привлекательной репрезентации “мы”-сообщества россиян западное “они”-сообщество изображается как в целом более выразительное и прогрессивное. Характерное для последних десятилетий перенесение карикатурной противопоставленности “мы”-сообщества и “они”-сообщества из внешнеполитической сферы во внутриполитическую вкупе с полярной идеологической направленностью российских карикатуристов (в том числе и по отношению к Западу) указывает на низкую степень консолидации российского общества.

Ключевые слова
политическая карикатура; политический юмор; идентичность; мы-сообщество; они-сообщество; Россия; Запад; контент-анализ; визуальный образ.


Список литературы

Барабанов О.Н. 2014. После Крыма: визуальный гротеск российских социальных  медиа – Россия в глобальной политике. № 3. Доступ: http://globalaffairs.ru/ukraine_crysis/Posle-Kryma-vizualnyi-grotesk-rossiiskikh-sotcialnykh-media-16683 (проверено 18.08.2017).

Букреева О.В. 2011. Образ российской власти и политических лидеров в концепту-

альном пространстве демотивационных постеров. – Полис. Политические исследования. 2011. № 5. С. 117-122. Доступ: http://www.politstudies.ru/article/4467 (проверено 18.01.2018).

Воробьева И.В. 2016. Противоречия и парадоксы политических ориентаций в структуре жизненного мира россиян. – Социологические исследования. № 1. С. 17-26.

Гоббс Т. 2001. Левиафан. М.: Мысль. 478 с.

Голиков А.Г., Рыбаченок И.С. 2010. Смех – дело серьезное. Россия и мир на рубеже XIX-XX веков в политической карикатуре. М.: Институт российской истории РАН. 328 c.

Горшков М.К. 2015. О влиянии неэкономических факторов на социально-экономическое развитие общества. – Гуманитарий Юга России. № 1. С. 15-25.

Горяева Т.М. 2009. Политическая цензура в СССР. 1917-1991 гг. М.: РОССПЭН. 407 с.

Дмитриев А.В. 1998. Социология политического юмора: очерки. М.: РОССПЭН. 332 с.

Златковский М. 2002. “Юмор молодых”: из истории карикатуры в России 1953-2000 годы. – Феноменология смеха. Карикатура, пародия, гротеск в современной культуре. М.: Российский институт культурологии. С. 28-83.

Иоффе М. 1971. Десять очерков о художниках-сатириках. М.: Сов. Художник. 296 с.

Казаневский В.А. 2004. Искусство современной карикатуры. Киев: Альтерпрес. 152 с.

Лукин А.В. 2014. Шовинизм или хаос: порочный выбор для России. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 159-171. https://doi.org/10.17976/jpps/2014.03.10

Москин Д.Н. 2000. Краткая энциклопедия карикатуры. Петрозаводск: ПетроПресс. 208 с.

Панофский Э. 2009. Этюды по иконологии: гуманистические темы в искусстве Возрождения. СПб.: Азбука-Классика. 432 с.

Парсонс Т. 1998. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс. 270 с.

Разуваев В.В. 2003. Политический смех в современной России. М.: ГУ-ВШЭ. 262 с.

Российская идентичность в социологическом измерении (аналитический доклад). 2007. – Институт социологии РАН, Представительство Фонда им. Ф. Эберта в РФ. Доступ: http://www.isras.ru/analytical_report_Ident.html (проверено 18.08.2017).

Салатова Л.М. 2014. Стереотипные образы мирового кризиса в российских и американских графических моделях. – Вестник Челябинского государственного университета. № 10. С. 110-115.

Соловьев А.И. 2002. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 5-18. https://doi.org/10.17976/jpps/2002.03.02

Сорокин П.А. 2005. Социология революции. М.: РОССПЭН. 704 с.

Сысоев В.В. 1983. Ходите тихо, говорите тихо. Париж – Нью-Йорк: Третья волна. 98 с.

Темницкий А.Л. 2003. Учебное исследование по эмпирической социологии. М.: МГИМО МИД России. 250 с.

Фокина М.А. 2012. Демотиваторы в России и США: новые жанры интернет-коммуникации в глобализирующемся мире. – Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. № 20. С. 74-85.

Цыкалов Д.Е. 2012. Карикатура как орудие пропаганды в период Первой мировой войны. – Вестник ВолГУ. Серия 4. № 1. С. 85-90. http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu4.2012.1.12

Шарков Ф.И. 2016. Визуализация политического медиапространства. – Полис. Политические исследования. № 5. С. 97-107. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.05.08

Bell P. 2001. Content Analysis of Visual Images. – The Handbook of Visual Analysis. Ed. by T. van Leeuwen, C. Jewitt. London: SAGE Publications Ltd. P. 10-35.

Bourdieu P. 2008. Giving Voice to the Voiceless. – P. Bourdieu. Political Interventions:

Social Science and Political Action. London: Verso. P. 70-78.

Gocek F.M. 1998. Political Cartoons in the Middle East. Princeton: Markus Wiener Publishers. 155 p.

Kuipers G. 2008. Sociology of Humour. – The Primer of Humour Research. Ed. by V. Raskin. Berlin, New York: Mouton de Gruyter. P. 366-423.

Sani I., Abdullah M.H., Abdullah F.S., Ali A.M. 2012. Political Cartoons as a Vehicle of Setting Agenda: the Newspaper Example. – Asian Social Science. Vol. 8. No. 6. http://dx.doi.org/10.5539/ass.v8n6p156

Shifman L. 2014. Memes in Digital Culture. Cambridge, MA: MIT Press. 199 p.

Tsakona V., Popa D.E. 2011. Studies in Political Humour: In Between Political Critique and Public Entertainment. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing Company. 290 p.

Содержание номера № 2, 2018

Возможно, Вас заинтересуют:


Сморгунов Л. В.,
Политическая идентичность и понятие политического. – Полис. Политические исследования. 2012. №6

Колосов В. А., Зотова М. В., Попов Ф. А., Гриценко А. А., Себенцов А. Б.,
Постсоветское пограничье России между Востоком и Западом (анализ политического дискурса). Часть II. Глядя на Восток. – Полис. Политические исследования. 2018. №5

Казанцев А. А.,
Грамматика «русской идеи» или как создавать новые идеологии в России?. – Полис. Политические исследования. 2010. №3

Букреева О. В.,
Образ российской власти и политических лидеров в концептуальном пространстве демотивационных постеров. – Полис. Политические исследования. 2011. №5

Карягин М. Е., Сунгуров А. Ю.,
Современное российское политологическое сообщество – первые шаги к анализу. – Полис. Политические исследования. 2016. №2



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

 

Архив номеров

   2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991