Акторные модели глобальной образовательной политики


Антюхова Е. А.,

Кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры сравнительной политологии, МГИМО МИД России, e.antyukhova@gmail.com

elibrary_id: 711990 | ORCID: 0000-0003-0860-4792 | RESEARCHER_ID: I-4189-2017


DOI: 10.17976/jpps/2020.03.11
Правильная ссылка на статью:

Антюхова Е. А. Акторные модели глобальной образовательной политики. – Полис. Политические исследования. 2020. № 3. С. 158-168. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.03.11



   Купить электронную версию статьи в Полисмаге
Аннотация

Актуальность глобальной образовательной политики определяется совокупностью новых реалий цифро-глобального мира с быстрым изменением традиционных технологий во многих сферах деятельности. Автор анализирует сущностную компоненту этой политики как области научных исследований (в образовании, политологии, социологии, педагогике и т.п.), так и сферы практической деятельности и направления деятельности государства. Установлено, что акцент на образовательной повестке является важным феноменом современного развития, которое сопровождается ускоренным внедрением цифровых технологий и необходимостью адаптации человека к этим изменениям. При этом глобальное образование учитывает как национальные политики стран, так и транснациональную экономическую политику. Глобальное образование рассматривается как подход к образованию в части его предметно-содержательного наполнения и распространения в мире с учетом современных технологических возможностей, который воспитывает сознание глобального гражданина, приверженного национальным интересам и способного к самореализации в мировом пространстве. Показано, что трансформация образования (как в части просвещения, так и в части становления новой личности, владеющей глобальной компетенцией) лежит в рамках интересов всего мирового сообщества, а не только отдельных государств. Уточнено понятие глобальной образовательной политики и подтверждена перспективность использования акторного подхода, сформировавшегося в рамках неолиберализма. Выделено пять акторных моделей в образовательной сфере (модели с одним актором – государством; модели, дополненные деятельностью неправительственных акторов; модели, учитывающие развитие роли и статуса неправительственных акторов; модели, отражающие прогресс технологических инноваций; модели, возводящие в статус акторов образовательные экосистемы, носящие надгосударственный характер). Рассмотрена гипотеза, согласно которой наиболее перспективна модель, состоящая из образовательных экосистем как акторов глобального уровня. 

Ключевые слова
глобализация, глобальное образование, глобальная образовательная политика, акторы.


   Купить электронную версию статьи в Полисмаге
Список литературы

Аксенова О.В. 2008. Изменение роли политического субъекта: агент или актор? (На примере экополитической сферы). – Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт развития и взаимодействия. Отв. ред. А.Ю. Сунгуров. М.: РАПН, РОССПЭН. С. 181-193.

Байер Ю.П. 2019. Акторный подход к исследованию глобальной образовательной политики. – Управленческое консультирование. № 3. С. 72-78. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-3-72-78

Булаева С.В., Исаева О.Н. 2012. Система мирового образования: современные тенденции развития. Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина.

Власова О.Ю. 2012. Политическое образование в современных европейских государствах. – Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. № 1. С. 88-91.

Власова О.Ю. 2013. Модели образовательной политики современных европейских государств. – Государственное управление. Вып. № 41. С. 229-247.

Грудзинский А.О., Палеева О.А. 2016. Функциональность образования в оценке акторов процесса. – Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. № 3 (43). С. 75-82.

Калюжная Д.Е. 2013. Современные акторы мировой политики и переход к устойчивому развитию – Социодинамика. № 5. С. 45-87. URL: https://doi.org/10.7256/2306-0158.2013.5.664

Касаткин П.И. 2017. Современное образование: функции и предназначение. – Проблемы современного образования. № 5. С. 109-120.

Касаткин П.И., Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. 2019. Роль современных университетов в формировании цифровой повышательной волны длинных циклов Кондратьева. – Вопросы экономики. № 12. С. 123-140. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-12-123-140

Лебедева М.М. 2013. Акторы современной мировой политики. – Вестник МГИМО-Университета. № 1. С. 38-42.

Лебедева М.М. 2016. Мировая политика. М.: Аспект Пресс.

Моро-Дефарж Ф. 1996. Введение в геополитику. М.: Конкорд.

Морозова С.А. 2008. Гражданское образование как понятие и педагогическое явление. – Universum: Вестник Герценовского университета. № 6. C. 20-24.

Урсул А.Д. 2019. Становление образования глобального мира. – Век глобализации. № 2. C. 49-60. URL: https://doi.org/10.30884/vglob/2019.02.04

Фридман М.Ф. 2015. Теория глобальной научно-образовательной политики информационного общества: социально-философский анализ и прогноз. М.: Перо.

Холдоров О.Н. 2016. Соотношение категорий “актор” и “субъект”, “участник”, “агент” в политической теории. – Вестник Поволжского института управления. № 4. С. 128-133.

Цыганков П.А. 2008. Акторы и факторы в международных отношениях и мировой политике. – Приватизация мировой политики: локальные действия – глобальные результаты. Под ред. М.М. Лебедевой. М.: ЗАО Голдон-Би. C. 30-53.

Цыганков П.А. 2013. Негосударственные участники мировой политики: взаимодействие с государствами и межправительственными организациями. – Мир и политика. № 10. С. 257-265.

 

Abdel-Moneim M.A. 2020. Between Global and National Prescriptions for Education Administration: The Rocky Road of Neoliberal Education Reform in Qatar. – International Journal of Educational Development. No. 74. Article 102160. P. 1-16. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2020.102160

Ball S.J. 1998. Big Policies/Small World: An Introduction to International Perspectives in Education Policy. – Comparative Education. Vol. 34. No. 2. P. 119-130.

Banks J.A. 2013. The Construction and Historical Development of Multicultural Education, 1962-2012. – Theory into Practice. Vol. 52. No. 1. P. 73-82. https://doi.org/10.1080/00405841.2013.795444

Burnouf L. 2004. Global Awareness and Perspectives in Global Education. – Canadian Social Studies. Vol. 38. No. 3. P. 1-12. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1073942.pdf (accessed 23.03.2020).

Davies I., Evans M., Reid A. 2005. Globalising Citizenship Education? A Critique of ‘Global Education’ and ‘Citizenship Education’. – British Journal of Educational Studies. No. Vol. 53. No. 1. P. 66-89. https://doi.org/10.1111/j.1467-8527.2005.00284.x

Ead H.A. 2019. Globalization in Higher Education in Egypt in a Historical Context. – Research in Globalization. Vol. 1. Article 100003. P. 1-5. https://doi.org/10.1016/j.resglo.2019.100003

Fumasoli Т., Stensaker В., Vukasovic М. 2018. Tackling the Multi-Actor and Multi-Level Complexity of European Governance of Knowledge: Transnational Actors in Focus. – European Educational Research Journal. Vol. 17. No. 3. P. 325-334. https://doi.org/10.1177/1474904117742763

Global Education: From Thought to Action. 1990. Ed. by K.A. Tye. Alexandria: Association for Supervision and Curriculum Development.

Goren H., Yemini M. 2017. The Global Citizenship Education Gap: Teacher Perceptions of the Relationship Between Global Citizenship Education and Students’ Socio-Economic Status. – Teaching and Teacher Education. Vol. 67. P. 9-22. https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.05.009

Kniep W.M. 1986. Defining a Global Education by Its Content. – Social Education. Vol. 50. No. 6. P. 37-46.

Marshall K. 2018. Global Education Challenges: Exploring Religious Dimensions. – International Journal of Educational Development. Vol. 62. P. 184-191. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2018.04.005

Mukhopadhyay R., Sriprakash A. 2011. Global frameworks, local contingencies: Policy translations and education development in India. – Compare. Vol. 41. No. 3. P. 311-326. https://doi.org/10.1080/03057925.2010.534668

Non-State Actors in World Politics. 2001. Ed. by D. Josselin, W. Wallace. Palgrave.

Obstfeld M. 2020. Globalization Cycles. – Italian Economic Journal. No. 6. P. 1-12. https://doi.org/10.1007/s40797-020-00121-4

Peck J., Theodore N. 2010. Mobilizing Policy: Models, Methods, And Mutations. – Geoforum. Vol. 41. No. 2. P. 169-174.

Pike G. 2000. Global Education and National Identity: In Pursuit of Meaning. – Theory into Practice. Vol. 39. No. 2. P. 64-73. https://doi.org/10.1207/s15430421tip3902_2

Pike G., Selby D. 2000. The World in Your Classroom: Engaging Students in Global Education. Toronto: Pippen Publishing Corporation.

Renalda B. 2011. The Ashgate Research Companion to Non-State Actors. Burlington: Ashgate.

Riel M. 1993. Global Education Through Learning Circles. – Global Networks: Computers and International Communication. Ed. by L.M. Harasim. Cambridge: MIT Press. P. 221–236.

Risse Th. 2002. Transnational Actors and World Politics. – Handbook of International Relations. Ed. by W. Carsnaes, Th. Risse, B.A. Simmons. London: Sage. P. 256-274.

Scheunpflug A., Asbrand B. 2006. Global Education and Education for Sustainability. – Environmental Education Research. Vol. 12. No. 1. P. 33-46. https://doi.org/10.1080/13504620500526446

Standish A. 2014. What Is Global Education and Where Is It Taking Us? – The Curriculum Journal. Vol. 25. No. 2. P. 166-186. https://doi.org/10.1080/09585176.2013.870081

Stone D. 2004. Transfer Agents and Global Networks in the “Transnationalisation” of Policy. – Journal of European Public Policy. Vol. 11. No. 3. P. 545-566. https://doi.org/10.1080/13501760410001694291

The Handbook of Global Education Policy. 2016. Ed. by K. Mundy, A. Green, B. Lingard, A. Verger. West Sussex: John Wiley & Sons, Ltd.

Touraine A. 1984. Le Retour de l’acteur. Essai de sociologie. Paris: Librairie Artheme Fayard.

Verger A., Novelli M., Altinyelken H.K. 2018. Global Education Policy and International Development: A Revisited Introduction. – Global Education Policy and International Development: New Agendas, Issues and Policies. Ed. by A. Verger, M. Novelli, H.K. Altinyelken. London: Bloomsbury. Р. 1-34. 

Содержание номера № 3, 2020

Возможно, Вас заинтересуют:


Антюхова Е. А.,
Образование в политике мягкой силы США. – Полис. Политические исследования. 2019. №2

Еремеев С. Г.,
Образование в современной политической повестке дня. – Полис. Политические исследования. 2015. №1

Беляева Н. Ю.,
Развитие концепта публичной политики: внимание «движущим силам» и управляющим субъектам. – Полис. Политические исследования. 2011. №3

Коротаев А. В., Шишкина А. Р., Лухманова З. Т.,
Волна глобальной социально-политической дестабилизации 2011-2015 гг.: количественный анализ. – Полис. Политические исследования. 2017. №6

Печатнов В. О.,
“…И все-таки она вертится!” (Читая новую книгу Виктора Кувалдина). – Полис. Политические исследования. 2018. №1



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

 

Архив номеров

   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991