Модель не-Запада:
существует ли государство-цивилизация?


Наумкин В. В.,

научный руководитель, Институт востоковедения РАН; зав. кафедрой, факультет мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, director@ivran.ru

elibrary_id: 71351 | RESEARCHER_ID: R-9576-2019


DOI: 10.17976/jpps/2020.04.06
Правильная ссылка на статью:

Наумкин В. В. Модель не-Запада: существует ли государство-цивилизация? – Полис. Политические исследования. 2020. № 4. С. 78-93. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.04.06


Аннотация

В статье анализируются некоторые аспекты цивилизационизма как тренда в самопозиционировании ряда отдельных стран Востока, в первую очередь – Китая и Индии, но также и ряда других. Подробно рассматривается концепция государства-цивилизации (ГЦ), отличного от государства-нации (ГН), позволяющая раскрыть особенности ведущих крупных государств не-Запада. В первую очередь, эти особенности обусловлены протяженностью их истории, глубокой укорененностью традиционных культурных кодов в сознании их народов и правящих элит, неприятием универсализма и любых попыток навязать им стратегию заимствования тех или иных чуждых им ценностных норм. Делается вывод о соответствии России параметрам категории ГЦ (в форме, сопрягающей воедино этот тип государства с типом ГН). Показано, что отдельные государства в этой системе координат занимают промежуточное положение, обладая лишь некоторыми предпосылками для включения в число государств-цивилизаций. Этот вывод иллюстрируется примерами ряда государств Арабского Востока. Выявлены две различные интерпретации понятия цивилизационизма в описании характера рассматриваемых государств и их политических практик. Авторы, представляющие интересы политических элит самих ГЦ, акцентируют моральное и культурное превосходство ГЦ в ответ на эксклюзивистские притязания Запада на глобальное лидерство, а также продвигают тезис об “ответственном” подходе ГЦ к управлению обществом и решению глобальных проблем. В то же время для их противников цивилизационизм – синоним авторитаризма, несоблюдения прав меньшинств, политической архаики и национального эгоизма. Автор рассматривает концепцию ГЦ не только как орудие идейно-политической борьбы, но и как полезный инструмент выявления реально существующих отличий данных государств от идеальных моделей, основанных на принципах неолиберальной демократии и универсализма. 

Ключевые слова
государство-цивилизация, Китай, гуаньси, Индия, дхарма, евразийство, идентичность, государство-нация, арабский национализм, религия.


Список литературы

Бойцов М.А. 1999. Вперед, к Геродоту! – Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. Альманах. Вып. 2. М.: Издательство РГГУ. С. 17-41.

Дугин А.Г. 2015. Война континентов. Современный мир в геополитической системе координат. М.: Академический проект. 359 c.

Ерасов Б.С. 1990. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). М.: Наука. 205 с.

Ерасов Б.С. 2002. Цивилизации. Универсалии и самобытность. М.: Наука. 524 с.

Илюшечкин В.П. 1986. Сословно-классовое общество в истории Китая (опыт системно-структурного анализа). М.: Наука. 396 с.

Лапкин В.В. 2012. Политические изменения в глобальном мире и динамика идентичности. – Политическая идентичность и политика идентичности”. Т. 2. Идентичность и социально-политические изменения в ХХI веке. Отв. ред. И.С. Семененко. М.: РОССПЭН. С. 16-41.

Лапкин В.В. 2017. Социально-политический контекст трансформации идентичности в ХХI веке. – Идентичность: личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Отв. ред. И.С. Семененко. М.: Весь мир. С. 88-101.

Логинов А.В. 2013. Россия и Евразия. Евразийский вектор: поиски российской цивилизационной идентичности в XX столетии. М.: Большая Российская энциклопедия. 551 с.

Наумкин В.В. 2019. Территориальное и демографическое “упорядочивание”: ближневосточные вызовы. – Полис. Политические исследования. № 6. С. 67-80. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.06.06

Панарин А.С. 1995. Евразийский проект в постиндустриальную эпоху. – Социальная теория и современность. Выпуск XVIII. Евразийский проект модернизации России: “за и против”. М.: Российская академия государственной службы при президенте РФ. С. 17-26.

Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь. 2001. Отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Республика. 544 с.

Яковлев А.И., Акимов А.В. Цивилизации в XXI веке: проблемы и перспективы развития. – Яковлев А.И., 2019. Цивилизационный фактор в мировом развитии. Статьи разных лет. М.: ГАУГН-Пресс. С. 477-495.

 

Dorsey J.M. 2019. Civilisationalism: Ignoring Early Warning Signs at One’s Peril. – ResearchGate. Discover the World’s Research. URL: https://www.researchgate.net/publication/333565194_Civilisationalism_Ignoring_early_warning_signs_at_one’s_peril (accessed 08.05.2020).

Jacques M. 2012. When China Rules the World. London: Penguin Books. 848 p.

Prabhu J.A. 2014. Why the Idea of India as a ‘Civilizational’ State will Simply not Fly. – Firstpost.com. 08.12. URL: https://www.firstpost.com/india/idea-india-civilisational-state-will-simply-fly-1839641.html (accessed 08.05.2020).

Pye L.W. 1992. The Spirit of Chinese Politics. Cambridge, MA: Harward University Press. 278 p.

Weiwei Z. 2012. The China Wave: Rise of a Civilizational State. Hackensack, NJ: World Century Publishing Corporation. 205 p.

Al-Khusri S. 1985. Abkhath mukhtara fi al-qaumiiyya al-‘arabiiyya (Izbrannye trudy po arabskomu natsionalizmu) [Al’-Khusri S. Selected Works on Arab Nationalism]. Beirut: Markaz dirasat al-wahda al-‘arabiiyya. 464 p. (In Arab.)

Kaziha W. 1979. Al-Qaumiyya al-‘arabiyya fi Marhalat ma bain Al-Harbayn al-‘alamiyyatayn [Arab Nationalism between the Two World Wars]. – Al-Mustaqbal al-‘Arabi. No. 5. (In Arab.) 

Содержание номера № 4, 2020

Возможно, Вас заинтересуют:


Фреде де Э. ,
Культура, цивилизация и идентичность. – Полис. Политические исследования. 2012. №5

Семененко И. С.,
Дилеммы национальной идентичности: политические риски и социальные приобретения. – Полис. Политические исследования. 2009. №6

Федотова Н. Н.,
СМИ и посткоммунистические преобразования. – Полис. Политические исследования. 2012. №1

Гаврилова М. В.,
Смысловая модернизация русского политического дискурса (на примере экспликации концепта “государство”). – Полис. Политические исследования. 2007. №3

Иорданский В. Б.,
Противоречивая природа национализма. – Полис. Политические исследования. 2011. №6



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

 

Архив номеров

   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991