Место России в мире в восприятии рядовых граждан:
идентификационное измерение


Евгеньева Т. В.,

Кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии, МГУ им. М.В. Ломоносова; профессор департамента политологии и массовой коммуникации факультета социологии и политологии, Финансовый университет при правительстве Российской федерации, etv@mail.ru

elibrary_id: 76115 | ORCID: 0000-0002-4711-5476 | RESEARCHER_ID: J-1957-2018

Смулькина Н. В.,

Кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры социологии и психологии политики факультета политологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, smulkina@mail.ru

elibrary_id: 777440 | ORCID: 0000-0002-6691-5372 | RESEARCHER_ID: Q-9718-2017

Цымбал И. А.,

аспирант кафедры социологии и психологии политики факультета политологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, tsymbal2013@inbox.ru

elibrary_id: 1073609 |


DOI: 10.17976/jpps/2020.04.13
Правильная ссылка на статью:

Евгеньева Т. В., Смулькина Н. В., Цымбал И. А. Место России в мире в восприятии рядовых граждан: идентификационное измерение. – Полис. Политические исследования. 2020. № 4. С. 181-191. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.04.13


Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ № 18-011-01138А “Образ страны в российском обществе: политико-психологический анализ”


   Купить электронную версию статьи в Полисмаге
Аннотация

Статья базируется на результатах исследования, реализуемого на кафедре социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, по выявлению закономерностей формирования и образно-символической специфики представлений российских граждан о своей и других странах, их взаимодействии в общемировом пространстве. Изучая содержание и структурные особенности этих представлений, мы можем определить характер и степень кристаллизации национально-государственной идентичности. В основе исследования лежит комплексная аналитическая модель, предполагающая изучение трех аспектов восприятия места России в современном мире. Первый – представления о России, пространственные и темпоральные характеристики, служащие отражением самоидентификации респондента в качестве российского гражданина. Второй – система образов и символов, репрезентирующих представления респондентов о мировом пространстве, месте в нем государств и регионов, особенностях их взаимодействия и взаимовлияния. Третий – символическая репрезентация восприятия отдельных стран через их отношения с Россией. Методология эмпирического исследования базируется на сочетании количественных и качественных методов: формализованное интервью, проективные методики. Разработанная модель исследования позволила выявить не только взаимосвязь между пространственными и темпоральными аспектами процесса восприятия, но также их место в структуре идентичности личности. Национально-государственная идентичность респондентов отражается в оценках своей и других стран, в качестве субъектного фактора определяет восприятие места России в мировом пространстве, формирует образы прошлого и будущего. 

Ключевые слова
национально-государственная идентичность, политическое восприятие, образ страны, пространственные образы, темпоральные образы, образы “своих” и “чужих”.


   Купить электронную версию статьи в Полисмаге
Список литературы

Горшков М.К., Петухов В.В. 2016. Внешнеполитические ориентации россиян в контексте вызовов современной глобальной политики. – Политическая наука перед вызовами глобального и регионального развития: научное издание. Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. M.: Аспект Пресс. С. 606-634.

Евгеньева Т.В., Селезнева А.В. 2017. Трансформация национально-государственной идентичности российской молодежи в постсоветский период: ценностные основания и символические

репрезентации. – Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. № 4. С. 48-64.

Евгеньева Т.В., Титов В.В. 2017. Образы прошлого в российском массовом политическом сознании: Мифологическое измерение. – Политическая наука. № 1. С. 120-138.

Задорин И.В. 2008. Интеграционные ориентации населения стран СНГ: динамика и перспективы. – Интеграция в Евразии: социологическое измерение. Вып. 2. М.: ИНЭС. С. 61-89.

Замятин Д.Н. 2004. Власть пространства и пространство власти: Географические образы в политике и международных отношениях. М.: РОССПЭН. 349 с.

Киселёв И.Ю., Смирнова А.Г. 2016. Особенности восприятия населением результатов внешней политики. – Вестник Института социологии. № 19. C. 136-154. https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.432

Малинова О.Ю. 2018. Коммеморация столетия революции(й) 1917 года в РФ: анализ стратегий ключевых мнемонических акторов. – Полис. Политические исследования. № 1. С. 9-25. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.01.02

Митрофанова С.Ю. 2016. Образ “страны-врага” и “страны-друга” в представлениях современных студентов технического вуза. – Экономика и социология. № 2. С. 19-23.

Окунев И.Ю. 2020. Основы пространственного анализа: монография. М.: Аспект Пресс. 255 с.

Петухов В.В. 2010. Внешнеполитические приоритеты массового сознания россиян – Социологические исследования. № 11. C. 4-13.

Попова О.В. 2016. Базовая матрица государственной политики идентичности в современной России. – Политическое пространство и социальное время. С. 160-165.

Семененко И.С. 2016. Политика идентичности и идентичность в политике: этнонациональные ракурсы, европейский контекст. – Полис. Политические исследования. № 4. С. 8-28. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.04.03

Снежкова И.А., Калачева И.И., Шалыгина Н.В., Громов Д.В. 2019. Образы России и Белоруссии в представлениях молодежи двух стран. – Власть. № 1. С. 107-112.

Титов В.В. 2012. Национально-государственная идентичность российской молодежи в начале XXI века. М.: МАКСПресс. 168 с.

Хантингтон С. 2004. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: ООО ACT. 635 с.

Психология политического восприятия в современной России. Под ред. Е.Б. Шестопал. 2012. М.: РОССПЭН. 432 с.

Шестопал Е.Б., Смулькина Н.В. 2018. Факторы восприятия постсоветских стран в современном обществе. – Полис. Политические исследования. № 1. С. 26-44. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.01.03__

 

Agirdag O, Phalet K, Van Houtte V. 2016. European Identity as a Unifying Category: National vs. European Identification among Native and Immigrant Pupils. – European Union Politics. Vol. 17. No. 2. P. 285-302. https://doi.org/10.1177/1465116515612216

Castells M. 1997. The Power of Identity. Cambridge: John Wiley & Sons. 585 p.

Ditlmann R., Ropf-Beck J. 2019. The Meaning of Being German: An Inductive Approach to National Identity. – Journal of Social and Political Psychology. Vol. 7. No. 1. P. 423-447. https://doi.org/10.5964/jspp.v7i1.557

Herb G., Kaplan D. 2017. Scaling Identities Nationalism and Territoriality. Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield. 226 p.

MacCrone D. Bechhofer F. 2015. Understanding National Identity. Cambridge: Cambridge University Press. 226 p.

Siddy M. 2017. National Identities and Foreign Policy in the European Union the Russia Policy of Germany, Poland and Finland. ECPR Press. 224 p.

The Politics of Memory in Postwar Europe. 2006. Ed. by R. Lebow, W. Kansteiner, C. Fogu. Durham: Duke University Press. 384 p. 

Содержание номера № 4, 2020

Возможно, Вас заинтересуют:


Пищева Т. Н.,
Политические образы: проблемы исследования и интерпретации. – Полис. Политические исследования. 2011. №2

Семененко И. С.,
Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности. – Полис. Политические исследования. 2008. №5

Киселев И. Ю.,
Образы государства в международных отношениях: механизмы трансформации. – Полис. Политические исследования. 2003. №3

Евгеньева Т. В., Титов В. В.,
Формирование национально-государственной идентичности российской молодежи. – Полис. Политические исследования. 2010. №4

Крестинина Е. С.,
Образ «другого» в структуре современной идентичности российского общества. – Полис. Политические исследования. 2011. №4



Комментарии к этой странице:

 
 

Архив номеров

   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991