Диалектический рационализм Макса Вебера и проблема оснований общественных наук


Щипков В. А.,

Кандидат философских наук, МГИМО МИД России, Москва, Россия, vas.ship@mail.ru

elibrary_id: 932404 | ORCID: 0000-0002-2263-283X |


DOI: 10.17976/jpps/2021.01.10
Рубрика: Лаборатория

Правильная ссылка на статью:

Щипков В. А. Диалектический рационализм Макса Вебера и проблема оснований общественных наук. – Полис. Политические исследования. 2021. № 1. С. 142-156. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.01.10



   Купить электронную версию статьи в Полисмаге
Аннотация

Автор анализирует эпистемологию общественных наук (в том числе политической) М. Вебера, которая фрагментарна по форме, но стремится к синтезу в содержании. “Негативную” ее сторону составляют антиметафизика и антипозитивизм, “положительную” – субъективизм и диалектический рационализм. Для неметафизического обоснования светского рационального начала Вебер опирается на диалектическое объяснение рациональности. Диалектический рационализм (применительно к Веберу понятие вводится впервые) исходит из того, что рациональность является источником культуры и развивается из самой себя в результате взаимодействия двух своих начал – “материального” (ставит субъективные цели) и “формального” (обеспечивает достижение целей с опорой на объективную логику). Занимаясь историей религий, Вебер указывает на момент, когда религиозные цели стали недостижимыми, что усилило напряжение формальной рациональности, которая развилась и стала в эпоху модерна самостоятельной. По этой логике рациональность основывается на разумном целеполагании и отрицании личного Бога. Такой подход отделил светскость от материалистического мировоззрения и вопреки влиянию позитивизма легализовал религию и все другие “субъективные” мировоззрения в общественном пространстве; все они приобрели статус подсистемы социального, который защищал их от преследований, но лишал политической субъектности. Это стало символическим итогом исторического формирования общественных наук современного типа. Отсутствие у Вебера окончательного определения источника рациональности, а также понятия “религия” и ряд других моментов способствуют предположению о существовании имплицитного теологического контекста в подходе Вебера. Сочетание диалектического, антиметафизического подхода с теологическим контекстом создает ситуацию теологии отрицания, при которой невозможно сформулировать программу будущего – как в общекультурном, так и в политическом смысле, что ведет к веберовскому “пессимизму”. Один из возможных путей выхода из этой ситуации – продолжение и расширение веберовской программы теологизации эпистемологических подходов. 

Ключевые слова
Макс Вебер, общественные науки, диалектический рационализм, формальная и материальная рациональность, субъективизм, метафизика, позитивизм, теология, политика.


   Купить электронную версию статьи в Полисмаге
Список литературы

Башляр Г. 1987. Новый рационализм. М.: Прогресс.

Вебер М. 1990. Избранные произведения. М.: Прогресс.

Вебер М. 1994. Избранное. Образ общества. М.: Юрист.

Вебер М. 2017. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии в 4 т. Т. 2. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики.

Дробницкий Д.О. 2017. Истоки русофобии в США. – Тетради Русской экспертной школы. № 2. Москва: Русская экспертная школа, Пробел-2000. С. 51-79.

Идеалистическая диалектика в XX столетии. 1987. М.: Политиздат.

Ионин Л.Г. 1998. Вебер. – Современная западная философия. М.: ТОН-Остожье. С. 66-70.

Каубе Ю. 2016. Макс Вебер: жизнь на рубеже двух эпох. Москва: Дело.

Ойттинен В. 2017. Общие типы рациональности и конкретные философские культуры: от Гегеля до Макса Вебера. – Vox. Философский журнал. № 23. 198-211.

Расторгуев В.Н. 2019. Цивилизационный подход в политической прогностике и границы секулярного мира. – Тетради по консерватизму. № 3. С. 111-116.

Черткова Е.Л. 2015. Утопия как “философский проект”. – Вопросы философии. № 5. С. 190-201.

Шлюхтер В. 2004. Действие, порядок и культура: основные черты веберианской исследовательской программы. – Журнал социологии и социальной антропологии. № 2. С. 22-50.

Щипков В.А. 2019. Слово к читателю. – Тетради по консерватизму. № 3. С. 7-10.

Ясперс К. 1994. Речь памяти Макса Вебера. Выступление перед студентами Гейдельбергского университета на траурном заседании 17 июля 1920 года. – Вебер М. Избранное. Образ общества. Москва: Юрист. С. 553-566.

 

Turner S.B. 2011. Religion and the Modern Society: Citizenship, Secularization and the State. Cambridge: Cambridge University Press.

Weber M. 1904. Die “Objektivitat” sozialwissenschaftlicher und sozialpolitischer Erkenntnis. – Archiv fur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik. No. 19 (1). S. 22-87.

Weber M. 1986. Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie. Band 2. Tubingen: Mohr-Siebeck.

Weber M. 1994. Sociological Writings. New York: Continuum.

Weber M. 2002. Schriften 1894-1922. Band 233. Stuttgart: Kroners Taschenbuchausgabe.

Содержание номера № 1, 2021

Возможно, Вас заинтересуют:


Хаванов Е. И.,
Современность как вечное свойство научной классики: Макс Вебер. – Полис. Политические исследования. 1995. №4

Палонен К. ,
«Объективность» как «честная игра». Веберовское переопределение нормативного понятия. – Полис. Политические исследования. 2010. №5

Гаман-Голутвина О. В.,
Метафизика элитных трансформаций в России. – Полис. Политические исследования. 2012. №4

Капустин Б. Г.,
Тезисы о политической философии. – Полис. Политические исследования. 2010. №2

Романова М. Д.,
Влияние культурного контекста на формирование научной политики (опыт Франции). – Полис. Политические исследования. 2015. №5



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
5 2007


Ильин М. В.
Понятийная омонимия: конституции и режимы. Поколения конституций

  Полный текст
 

Архив номеров

   2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991