Дискурсы социальной справедливости в китайском и российском культурных контекстах


Черныш М. Ф.,

Доктор социологических наук, ФНИСЦ РАН, Москва, Россия, mfche@yandex.ru

elibrary_id: 235258 |

Хэ И. ,

Доктор философии (PhD), Пекинский технологический университет, Пекин, КНР, shredfn@126.com



DOI: 10.17976/jpps/2021.03.08
Правильная ссылка на статью:

Черныш М. Ф., Хэ И. Дискурсы социальной справедливости в китайском и российском культурных контекстах. – Полис. Политические исследования. 2021. № 3. С. 111-128. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.03.08


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Академии общественных наук Китая в рамках научного проекта №19-511-93003. Авторы благодарят Ивченкову М.С., старшего научного сотрудника Института социологии ФНИСЦ РАН, за помощь в подготовке статьи.

Аннотация

Справедливость рассматривается в классических работах как набор универсальных принципов, применимых к анализу любого общества. Этот подход развивается, в частности, в работах Джона Ролза, определяющего главные принципы справедливости с помощью “нулевой социальной позиции”. Индивид, находящийся в этой позиции тотальной изоляции от внешнего мира и лишенный выраженных социальных характеристик, словно заново конструирует справедливый социальный порядок. Амартья Сен подверг этот подход критике, полагая, что представления о социальной справедливости могут варьироваться в широких пределах в зависимости от общества, в котором живет человек, а также от той социальной группы, к которой он принадлежит. В статье делается предположение, что социальная справедливость реализуется через набор принципов и практик, имеющих в основании как специфическое, исторически обусловленное начало, так и универсальное, общечеловеческое содержание. Эффективность этого подхода демонстрируется авторами в ходе сравнения представлений о социальной справедливости в китайской и российской общественной мысли. Справедливость, в разные эпохи понимаемая по-разному, широко обсуждалась в Древнем Китае как необходимое условие гармоничного устроения общества. В ранних работах Конфуция – как полное равенство, в поздних – как распределение по заслугам, с учетом разделения труда и места в социальной иерархии. В российской общественной мысли само понятие справедливости появилось в тот момент, когда российское государство приблизилось к современности, когда в российское общество проникли идеи социального равенства и достоинства человеческой личности. Общим для столь разных подходов к справедливости является понимание того, что принципы справедливости и их реализация не только и не столько определяются универсалистской идеалтипической моделью гражданской нации и правового государства, но в значительной степени зависят от установившихся в обществе отношений господства, отношений между государем (верховной властью) и подданными. В обеих культурах “благожелательность” высшей власти, ее способность заботиться о населении рассматривается как важнейшее условие справедливости и важнейший принцип социальной гармонии. 

Ключевые слова
справедливость, социальная гармония, социальные отношения, господство, система распределения.


Список литературы

Гайденко П. 2012. История греческой философии в ее связи с наукой. М.: Центр гуманитарных инициатив. 320 с.

Кистяковский Б.А. 1999. Философия и социология права. СПб.: РХГИ. 800 с.

Ленин В.И. 1973. Полное собрание сочинений. 5-е издание. Т. 16. М.: Издательство политической литературы. 698 с.

Никитин А. 1986. Хождение за три моря Афанасия Никитина. Л.: Наука. Ленинградское отделение. 213 с.

Печерская Н.В. 2001. Метаморфозы справедливости: историко-этимологический анализ понятия справедливости в русской культуре. – Полис. Политические исследования. № 2. С. 132-146.

Радищев А.Н. 2013. Путешествие из Петербурга в Москву. М.: Азбука. 288 с.

Ролз Дж. 1995. Теория справедливости. Новосибирск: Издательство НГУ. 532 с.

Сен А. 2016. Идея справедливости. М.: Издательство Института Гайдара; Фонд “Либеральная Миссия”. 520 с.

Юрганов А.Л. 1998. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС. 448 c.

 

杨国荣.《中国传统“公”、“正”、“公正”观念的析义与扬弃》.朱贻庭主编.《与孔子对话:儒家的公 正与民生思想》.上海:上海辞书出版社.2012.第1-10页. [Ян Гожун. 2012. Чжунго чуаньтун “гун”, “чжэн”, “гунчжэн” гуаньнянь дэ си и юй янци (Анализ традиционных китайских концептов “общественный”, “правда” и “справедливость” в Аналектах Конфуция). Юй кунцзы дуйхуа: жуцзя дэ гунчжэн юй миньшэн сысян (Диалог с Конфуцием: Конфуцианская справедливость и средства к существованию людей. Под ред. Чжу Итин. Шанхай: Шанхайское лексикографическое издательство. 2012. С. 1-10)].

赵昆.《孔子公正思想论析》.《齐鲁学刊》.2016.第6期.第5-9页 [Чжао Кунь. 2016. Кунцзы гунчжэн сысян луньси. – Цилу Сюэкан (Анализ размышлений Конфуция о справедливости. – Академический журнал Цилу. 2016. № 6. С. 5-9)].

孔子.《论语》.北京:中华书局.2016年 [Кунцзы. 2016. Луньюй (Аналекты Конфуция. Пекин: Издательство “Чжунхуа”)].

錢穆.《論語新解》.北京.2002 [Цянь Му. 2002. Кунцы синьцзе (Толкование Аналектов Конфуция. Пекин)].

杨伯峻、杨逢彬.《论语译注》.长沙:岳麓书社.2009. [Ян Боцзюнь, Ян Фэнбинь. 2009. Луньюй ичжу (Комментарии к Аналектам Конфуция. Чаньша: Юэлу)].

程树德.《论语集释》.北京: 中华书局.1990年 [Чэн Шудэ. 1990. Луньюй цзиши (Объяснения Аналектов Конфуция. Пекин: Чжунхуа)].

胡平生、张萌.《礼记》. 北京:中华书局.2017年 [Ху Пиншэн, Чжан Мэн. 2017. Ли Цзы. (“Книга ритуалов”). Пекин: Чжунхуа)].

何怀宏.《正义在中国:历史的与现实的——一个初步的思路》.《公共行政评论》.第1期.2011年.第2-15 页 [Хэ Хуайхун. 2011. Чжан и цзай Чжунго: лишидэ юй сяньшиде – игэ чубу дэ сылу. – Гунгун синчжэн пинлунь (Справедливость в Китае: история и реалии – первые идеи. – Государственное управление. № 1. С. 2-5)].

荀子.《荀子》.北京: 中华书局.2015年. [Сюнь-цзы. 2015. Сюнь-цзы (Сюнь-цзы. 2015. Пекин: Чжунхуа.)].

王世舜 译注.《尚书》.北京: 中华书局.2011年 [аннотация Ван Шишунь. 2011. Шу-цзин (Шу-цзин. Пекин: Чжунхуа)].

黄玉顺.《荀子的社会正义理论》.《社会学研究》.第3期.2012年.第135-141页 [Хуан Юйшунь. 2012. Сюнь-цзы дэ шэхуэй лилунь. – Шэхуэйсюэ яньцзю (Теория социальной справедливости в Сюнь-цзы. – Социологические исследования. № 3. С. 135-141)].

何蓉.《中国历史上的“均”与社会正义观》.《社会学研究》.第5期.2014年.第140-164页. [Хэ Жун. 2014. Чжунго лишишан ву “цзюнь” юй шэхуэй чжэн и гуань. – Шэхуэйсюэ яньцзю (“Равенство” и социальная справедливость в истории Китая. – Социологические исследования. № 5. С. 140-164)].

程立显.《伦理学与社会公正》.北京:北京大学出版社.2002年. [Чэнь Лисянь. 2002. Луньлисюэ юй шэхуэй гунчжан (Этика и социальная справедливость. Пекин: Издательство Пекинского университета, 2002)].

管子.《管子》.北京:中华书局.2019年. [Гуань-цзы. 2019. Гуань-цзы (Гуань-цзы. Пекин: Чжунхуа)]. 

Содержание номера № 3, 2021

Возможно, Вас заинтересуют:


Люблинский В. В.,
Социальная политика и проблемы развития общества. Опыт стран Запада. – Полис. Политические исследования. 2013. №5

Воскресенский А. Д.,
Социальные порядки и пространство мировой политики (Историческая эволюция мировой системы). – Полис. Политические исследования. 2013. №2

Козырева П. М., Смирнов А. И.,
Эволюция правовых представлений россиян: законопослушность или справедливость?. – Полис. Политические исследования. 2020. №5

Красин Ю. А.,
Государство и общество: сдвиги во властном поле. – Полис. Политические исследования. 2013. №5

Сергеев К. В.,
“Периферийное знание” в дискурсе креативности: социальные сети интересного. – Полис. Политические исследования. 2003. №1



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
3 2004


Латыпов Р. А.
Интернационализация: вызов и шанс для провинциального вуза

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991