Становление когнитивного кода современности

Становление когнитивного кода современности


Коктыш К. Е.,

Доктор политических наук, МГИМО МИД России, Москва, Россия, kirill.koktysh@gmail.com


elibrary_id: 250721 | ORCID: 0000-0002-6555-0391 | RESEARCHER_ID: ABF-5548-2021

Дата поступления статьи: 2022.02.26. Принята к печати: 2022.07.13
DOI: 10.17976/jpps/2022.06.08

Правильная ссылка на статью:

Коктыш К. Е. Становление когнитивного кода современности. – Полис. Политические исследования. 2022. № 6. С. 94-113. https://doi.org/10.17976/jpps/2022.06.08


Аннотация

В центре внимания автора находится “когнитивный переворот”, произошедший в период становления Нового времени, когда католическая онтология сменилась на во многом противоположную ей протестантскую. Вместе с ней изменилось понятие рационального и, соответственно, смысловое и прагматическое содержание таких сфер деятельности, как наука, культура и экономика. Автор выявляет особенности трансформаций институциональной архитектуры, в частности выдвижение на передний план экономических институтов, представленных в первую очередь финансистами. Он делает также акцент на взаимосвязи делегитимации католической церкви с инфляционными процессами, начавшимися в Европе вследствие поступления драгоценных металлов из Нового Света, рассматривая сюжеты, связанные с возникновением протестантизма, в контексте борьбы обладателей “новых денег” за легитимацию своего нового социального качества. Отдельным объектом анализа становятся онтологические метафоры католицизма и протестантизма, задающие смыслы и императивы развития политсистем, а вместе с ними – и критерии социальной мобильности и статусного распределения. Так, в католической картине мира главным социальным субъектом, определяющим вектор инвестирования избыточного ресурса, де-факто является общество, в то время как в протестантской – индивид. Кроме прочего, это задает пределы экономического развития, а также смыслы культурного и когнитивного производства: во втором случае последние будут концентрироваться вокруг задачи обретения индивидуального материального благополучия, которое, в соответствии с протестантской парадигмой, является пропуском в Град небесный. Переход к этой парадигме оказался критически важен для естественных наук, он позволил им состояться, однако для наук социальных, скорее, напротив: оказавшаяся на определенном этапе успешной естественнонаучная метафора была экстраполирована на социальную реальность, и последняя стала не столько объектом познания, сколько объектом регулирования. Автор, опираясь на теорию циклов развития Джованни Арриги, обнаруживает актора, имевшего интерес в произошедших переменах – это класс генуэзких банкиров, обретших после колумбовых открытий мощный финансовый ресурс и превративших его в инструмент трансформации политического дизайна западных политсистем.

Ключевые слова
когнитивный код, дискурс безумия, новый дискурс, социальный заказчик, битва за умы.


Список литературы

Абельсон Р. 1987. Структуры убеждений. Язык и моделирование социального взаимодействия. Ред.- сост.: В.М. Сергеев, П.Б. Паршин. М.: Прогресс. С. 317-380.

Арриги Дж. 2006. Долгий двадцатый век: Деньги, власть и истоки нашего времени. М.: Территория бу­дущего.

Бейнтон Р. 1996. “На сем стою”: Жизнь Мартина Лютера. Пос. Заокский (Тульская обл.): Источник жизни.

Бодрийяр Ж. 2019. Совершенное преступление. Заговор искусства. М.: Панглосс.

Вебер М. 2020. Протестантская этика и дух капитализма. М.: АСТ.

Вольтер. 1947. Избранные произведения. М.: Гослитиздат.

Гоббс Т. 1991. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль,

Дюмезиль Ж. 1986. Верховные боги индоевропейцев. М.: Наука.

Коктыш К.Е. 2016. Онтология рационального (II). Полития. № 3. С. 6-30. http://doi.org/10.30570/2078-5089-2016-82-3-6-30

Коктыш К.Е. 2021. Дискурс рационализма, свободы и демократии. М.: МГИМО-Университет.

Коктыш К.Е., Ренард-Коктыш А.В. 2021. Алгокогнитивная культура и когнитивная безопасность. Международные процессы. Т. 19. № 4. С. 26-46. http://doi.org/10.17994/IT.2021.19.4.67.3

Конт О. 2003. Дух позитивной философии. Слово о положительном мышлении. Ростов-на-Дону: Феникс.

Маклюэн Г.М. 2003. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле.

Метаксас Э. 2019. Мартин Лютер. Человек, который заново открыл Бога и изменил мир. М: Эксмо.

Прудон П. 1998. Что такое собственность? Исследование о принципе права и власти. М.: Республика.

Сергеев В.М., Алексеенкова Е.С., Коктыш К.Е., Орлова А.С., Петров К.Е. 2011. Новое простран­ство мировой политики: взгляд из США. М.: МГИМО-Университет.

Тойнби А.Дж. 2010. Постижение истории. М.: Айрис-Пресс.

Фуко М. 1994. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad.

Фуко М. 1997. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга.

Хайдеггер М. 1961. Ницше и пустота. М.: Алгоритм.

Хантингтон С. 2003. Столкновение цивилизаций. M.: ACT.

Хоркхаймер М. 2011. Затмение разума. К критике инструментального разума. М.: Канон+.

 

Akerlof, G. (1970). The market for “lemons”: quality uncertainty and the market mechanism. The Quarterly Journal of Economics, 84(August), 488-500.

Axelrod, R. (Ed.). (1976). Structure of decision: the cognitive maps of political elites. Princeton, N.J.: Princeton University Press.

Bonham, G.M., & Shapiro, M.J. (Ed.). (1977). Thought and action in foreign policy. Basel: Birkhauser.

Bruder, J. (2019). Cognitive code: post-anthropocentric intelligence and the infrastructural brain. London: McGill-Queen’s University Press. http://doi.org/10.2307/j.ctvw1d7fz

Chomsky, N. (1986). Knowledge of language; its nature; origin, and use. Churchland, N.Y.: Praeger.

Cohn, N. (1957). The pursuit of the millennium. Revolutionary millenarians and mystical anarchists of the Middle Ages. New Jersey: Essential Books.

Krois, J.M., Rosengren, M., Steidele, A., & Westerkamp, D. (Ed.). (2007). Embodiment in cognition and culture. Amsterdam: John Benjamins Publishing Co.

Lawson, E.Th., & McCauley, R.N. (1990). Rethinking religion: connecting cognition and culture. Cambridge: Cambridge University Press.

Leites, N. (1951). Operational code of the politburo. New York, N.Y.: McGraw-Hill.

Talmy, L. (2000). Toward a cognitive semantics, ii: typology and process in concept structuring. Cambridge, MA: MIT Press.

Thagard, P. (2019). Brain–mind. From neurons to consciousness and creativity. New York, N.Y.: Oxford University Press.

Westerkamp, D. (2007). Laughter, catharsis, and the patristic conception of embodied logos. In J.M. Krois, M. Rosengren, A. Steidele, & D. Westerkamp (Eds), Embodiment in Cognition and Culture (pp. 221-242). Amsterdam: John Benjamins Publishing Co.

Содержание номера № 6, 2022

Возможно, Вас заинтересуют:


Костюшев В. В.,
Социальный протест в поле политики: потенциал, репертуар, дискурс (опыт теоретического понимания и эмпирической верификации). – Полис. Политические исследования. 2011. №4

Кубышкина Е. В.,
Американский политический дискурс при Дж. Буше-мл.: эволюция метафор. – Полис. Политические исследования. 2012. №1

Печерская Н. В.,
Знать или называть: метафора как когнитивный ресурс социального знания. – Полис. Политические исследования. 2004. №2

Тетерин А. Е.,
Применение качественных методов в политологическом исследовании (на примере критического дискурс-анализа Н.Фэркло). – Полис. Политические исследования. 2011. №5

Сергеев К. В.,
«О чем невозможно говорить…»: феномен «невысказуемых требований» и социальные риски в современном обществе. – Полис. Политические исследования. 2013. №4



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

 

Архив номеров

   2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991