Крушение гегемониальной нормальности: миграция и политика памяти в США, Великобритании и Франции

Крушение гегемониальной нормальности:
миграция и политика памяти в США, Великобритании и Франции


Малахов В. С.,

Доктор политических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва, Россия, vmalachov@yandex.ru


elibrary_id: 223604 |

Летняков Д. Э.,

Кандидат политических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва, Россия, letnyakov@mail.ru


elibrary_id: 588916 |

Дата поступления статьи: 2022.04.07. Принята к печати: 2022.06.14


DOI: 10.17976/jpps/2023.01.06
EDN: AVSAQN


Правильная ссылка на статью:

Малахов В. С., Летняков Д. Э. Крушение гегемониальной нормальности: миграция и политика памяти в США, Великобритании и Франции. – Полис. Политические исследования. 2023. № 1. С. 60-74. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.01.06. EDN: AVSAQN


Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

Аннотация

Предметом исследования является трансформация политик памяти в США, Великобритании и Франции, а его целью – анализ природы этой трансформации. Авторы ставят под сомнение допущение, согласно которому конфликты по поводу легитимной версии прошлого были обусловлены “бунтом меньшинств” (чернокожих в случае США, потомков мигрантов неевропейского происхождения в случае Великобритании и Франции). В статье демонстрируется, что запрос на пересмотр господствующего нарратива относительно национального прошлого был сформулирован и артикулирован внутри гражданского общества и, соответственно, не сводится к притязаниям меньшинств. Авторы опираются на агонистический подход к коллективной памяти, в рамках которого последняя понимается как результат определенных конвенций, складывающихся в ходе постоянно возобновляемых в обществе дебатов о собственном прошлом. Изложение сфокусировано на анализе публичных дискуссий вокруг содержания школьного образования, набора официальных праздников и памятных дат, облика городских пространств и концепции музеев в трех названных странах. В итоге сформулированы следующие выводы. Водораздел в коммеморативных конфликтах пролегает не по линии этнического происхождения, а по линии мировоззрения. За противостоянием различных версий исторической памяти в конечном счете стоит столкновение различных “моделей” нации (более инклюзивной и менее инклюзивной), а сам призыв к пересмотру доминирующего нарратива упирается в вопрос о включении в нацию прежде исключенных групп.

Ключевые слова
историческая память, культурная политика, политика памяти, мемориальные конфликты, миграция, США, Западная Европа.


Список литературы

Бек У. 2007. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия. М.: Прогресс-Традиция; Территория будущего.

Брюкнер П. 2009.Тирания покаяния: эссе о западном мазохизме. СПб.: Изд-во Ивана Лимбата.

Нора П., Озуф М., Пюимеж Ш., Винок М. 1999. Франция-память. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета.

Ушакин С. 2021. Колониальный омлет и его последствия: о публичных историях постколоний социализма. Все в прошлом: теория и практика публичной истории. М.: Новое издательство. С. 395-428.

Фергюсон Н. 2013. Империя: чем современный мир обязан Британии. М.: Астрель.

Филиппова Е.И., Филиппов Р.В. 2020. Распад французской колониальной империи в политике памяти Пятой республики. Известия Алтайского государственного университета. № 6. С. 77-80. https://doi.org/10.14258/izvasu(2020)6-13. EDN: YCCMWG.

Хантингтон С. 2004. Кто мы? Вызовы американской идентичности. М.: Транзиткнига.

 

Alexander, C., Chatterji, J., & Weekes-Bernard, D. (2012). Making British histories. diversity and the national curriculum. London: Runnymede.

Alexander, C., & Weekes-Bernard, D. (2017). History lessons: inequality, diversity and the national curriculum. Race Ethnicity and Education, 20(4), 478-494. https://doi.org/10.1080/13613324.2017.1294571

Araujo, A.L. (Ed.). (2012). Politics of memory. Making slavery visible in the public space. New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203119075

Bahmueller, Ch.F. (1996). The struggle over America’s national history standards. Agenda: A Journal of Policy Analysis and Reform, 3(1), 99-104.

Bell, D. (2008). Agonistic Democracy and the politics of memory. Constellations, 15(1), 148-166. https://doi.org/10.1111/j.1467-8675.2008.00478.x

Brown, A., & Au, W. (2014). Race, memory, and master narratives: a critical essay on U.S. curriculum history. Curriculum Inquiry, 44(3), 358-389. https://doi.org/10.1111/curi.12049

Bull, A., & Hansen, H. (2016). On agonistic memory. Memory Studies, 9(4), 390-404. https://doi.org/10.1177/1750698015615935

Bull, A., & Reynolds, Ch. (2021). Uses of oral history in museums: a tool for agonism and dissonance or promoting a linear narrative? Museum and Society, 19(3), 283-300. https://doi.org/10.29311/mas.v19i3.3520

Bull, A., Hansen, H., Kansteiner, W., & Parish, N. (2019). War museums as agonistic spaces: possibilities, opportunities and constraints. International Journal of Heritage Studies, 25(6), 611-625. https://doi.org/10.1080/13527258.2018.1530288

Burrell, K., & Panayi, P. (Ed.). (2006). Histories and memories: migrants and their history in Britain. London; New York: Tauris Academic Studies.

Carretero, M., Rodriguez-Moneo, M., & Asensio, M. (Ed.). (2012). History education and the construction of national identity. Charlotte: Information Age Publishing.

Delanty, G. (2017). The European heritage. A critical re-interpretation. London; New York: Routledge.

Frith, N. (2013). ‘Working through’ slavery: the limits of shared memories in contemporary France. Irish Journal of French Studies, 13, 17-39. https://doi.org/10.7173/164913313809455657

Gilroy, P. (1987). There ain’t no black in the Union Jack. London: Hutchinson.

Gilroy, P. (2004). After empire. Melancholia or convivial culture? London: Routledge.

Glynn, I., & Kleist, J.O. (Ed.). (2012). History, memory and migration. Perceptions of the past and the politics of incorporation. London: Palgrave Macmillan.

Green, N.L. (2007). A French Ellis Island? Museums, memory and history in France and the United States. History Workshop Journal, 63(1), 239-253. https://doi.org/10.1093/hwj/dbm011

Grever, M., & Stuurman, S. (Ed.). (2007). Beyond the canon. History for the twenty-first century. New York: Palgrave Macmillan.

Hanauer, E. (2014). The discourse and teaching of immigration history in France: negotiations of terminology, ideology, and school space. PhD Thesis. New York: New York University.

Hourcade, R. (2012). Commemorating a guilty past. The politics of memory in the French former slave trade cities. In A.L. Araujo (Ed.), Politics of Memory. Making Slavery Visible in the Public Space (pp. 124-140). New York: Routledge.

Lebow, R.N., Kansteiner, W., & Fogu, C. (Ed.). (2006). The Politics of Memory in Postwar Europe. Durham; London: Duke University Press.

Leyh, B.McG. (2021). Imperatives of the Present: Black Lives Matter and the politics of memory and memorialization. Netherlands Quarterly of Human Rights, 38(4), 239-245. https://doi.org/10.1177/0924051920967541

Lidher, S., McIntosh, M., & Alexander, C. (2021). Our migration story: history, the national curriculum, and re-narrating the British nation. Journal of Ethnic and Migration Studies, 47(18), 4221-4237. https://doi.org/10.1080/1369183X.2020.1812279

Mouffe, Ch. (2000). The democratic paradox. London; New York: Verso.

Mouffe, Ch. (2013). Agonistics: thinking the world politically. London; New York: Verso.

Noiriel, G. (1988). Le Creuset francais. Histoire de l’immigration – XIX – XX siecles. Paris: Le Seuil; “L ‘Univers Historique”.

Ribbens, K. (2007). A Narrative that encompasses our history: historical culture and history teaching. In M. Grever, & S. Stuurman (Ed.), Beyond the Canon. History for the Twenty First Century (pp. 63-76). London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/9780230599246_5

Rocksborough-Smith, I. (2018). Black public history in Chicago. Civil rights activism from World War II into the Cold War. Urbana, Chicago, Springfield: University of Illinois Press. https://doi.org/10.5622/illinois/9780252041662.001.0001

Rothberg, M. (2009). Multidirectional memory. Remembering Holocaust in the age of decolonization. Stanford: Stanford University Press.

Sartre, J.-P. (2001). Colonialism and neocolonialism. London: Routledge.

Silverstein, P. (2015). Rethinking colonialism and decolonization in Algeria. 60 years later. European Journal of Cultural and Political Sociology, 2(2), 89-121. https://doi.org/10.1080/23254823.2015.1090690

Simpson, M.G. (1996). Making representation. Museums in the post-colonial era. London; New York: Routledge.

Soysal, Y., & Szakacs, S. (2010). Reconceptualizing the Republic: diversity and education in France, 1945-2008. Journal of Interdisciplinary History, 41(1), 97-115. https://doi.org/10.1162/jinh.2010.41.1.97

Stevens, M. (2008). Immigrants into citizens: ideology and nation-building in the Cite nationale de l’histoire de l’immigration. Museological Review, 13, 57-73.

Tomlinson, S. (2015). Fundamental British values. In C. Alexander, D. WeekesBernard, & J. Arday (Ed.), The Runnymede School Report. Race, Education and Inequality in Contemporary Britain (pp. 10-14). London: Runnymede Trust.

Wagner-Pacifici, R., & Schwartz, B. (1991). The Vietnam veterans memorial: commemorating a difficult past. American Journal of Sociology, 97(2), 376-420. https://doi.org/10.1086/229783

Wilson, M.O. (2012). Negro building: black Americans in the world of fairs and museums. London; Berkley: University of California Press. https://doi.org/10.1525/9780520952492

Содержание номера № 1, 2023

Возможно, Вас заинтересуют:


Артамонов Д. С., Тихонова С. В.,
Политика памяти в интернет-мемах: от визуализации истории к фейкам. – Полис. Политические исследования. 2022. №5

Латов Ю. В.,
Парадоксы восприятия современными россиянами России времен Л.И. Брежнева, Б.Н. Ельцина и В.В. Путина. – Полис. Политические исследования. 2018. №5

Степанова Н. М.,
Государственная семейная политика в странах Западной Европы. – Полис. Политические исследования. 2010. №5

Зарубина Н. Н., Носкова А. В.,
Образы России: размышляя об эпохах перемен. – Полис. Политические исследования. 2019. №2

Коротецкая Л. В.,
Особенности интеллектуального патриотического дискурса в Германии 1990-х годов. – Полис. Политические исследования. 2012. №1



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

 

Архив номеров

   2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991