Образ “врага” и нейтралитет в китайских карикатурах

Образ “врага” и нейтралитет в китайских карикатурах


Балакина Ю. В.,

Кандидат филологических наук, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Нижний Новгород, Россия, julianaumova@gmail.com


elibrary_id: 758525 | ORCID: 0000-0002-4942-5953 | RESEARCHER_ID: 0O-8009-2014

Дата поступления статьи: 2022.06.26. Принята к печати: 2023.01.11


DOI: 10.17976/jpps/2023.04.07
EDN: YMWVLA

Рубрика: Orbis terrarum

Правильная ссылка на статью:

Балакина Ю. В. Образ “врага” и нейтралитет в китайских карикатурах. – Полис. Политические исследования. 2023. № 4. С. 89-104. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.04.07. EDN: YMWVLA


Аннотация

Работа посвящена исследованию позиции китайских властей, транслируемой международной аудитории издания “Global Times” посредством политических карикатур. В момент нарастания неопределенности в ситуации военно-политического кризиса, обусловленного началом специальной военной операции, карикатуры стали инструментом, способным в простой форме объяснить сложные темы военно-политического противостояния, представляя их аудитории как совокупность простых для понимания смыслов. Методологическую основу исследования составили теория повестки дня и теория зависимости. Под задачи проекта был адаптирован межпредметный классификатор для анализа политических карикатур, предложенный Н.К. Радиной. Для анализа были отобраны 63 карикатуры, опубликованные в “Global Times” с 24 февраля по 1 июня 2022 г. Изучены следующие аспекты: тематика карикатур, их мишени, узнаваемость, предмет обсуждения, соотнесение вербальной и визуальной частей, концентрация юмора, метафоры, прецедентные тексты, интертекстуальность, фреймы, лингвистические особенности, тип воздействия, интенция. Несмотря на меняющуюся новостную повестку, в центре внимания карикатур на протяжении всего периода оставалась внешняя и внутренняя политика США. В отношении военно-политического противостояния РФ и Украины карикатуры подтверждают нейтральную позицию официального Китая, при этом осуждая конфликт как таковой. В карикатурах прямо указывается на виновника конфликта с помощью всех доступных визуальных и лингвистических средств, а также подчеркивается негативная оценка действий “врага” посредством таких фреймов, как агрессия, интервенция и деструктивное поведение. В итоге можно заключить, что ключевой интенцией рассматриваемых политических карикатур является донесение до зарубежной аудитории следующей позиции в достаточно прямолинейной форме: Китай осуждает как внешнюю, так и внутреннюю политику США, определяя эту страну как “врага” не только Китая, но и других стран, и обвиняя ее в геополитическом кризисе. Ограничением данной работы стало отсутствие возможности проведения полноценного количественного анализа. В качестве перспектив видится релевантным провести сравнение с ключевыми смыслами, транслируемыми китайской аудитории.

Ключевые слова
политическая карикатура, Китай, США, конфликт, фреймы, образ врага, геополитический кризис.


Список литературы

Бейдина Т.Е., Макарова Ю.О. 2014. Национальные особенности пропагандистской деятельности в КНР. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. № 8. С. 41-46. EDN: QMGACC.

Вербицкая О.Ю. 2017. Анализ политической информации в американских СМИ: современный образ России. Теории и проблемы политических исследований. Т. 6. № 1А. С. 39-47. EDN: YTBADR.

Денисова Г.Л. 2021. Репрезентация концепта поражение захватчика в карикатурах Великой Отечественной войны. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 61. С. 204-215. https://doi.org/10.17223/1998863X/61/21. EDN: WFCCQR.

Иванова Е.А. 2018. Образ современной Европы в политической карикатуре. Политическая лингвистика. № 4. С. 77-86. https://doi.org/10.26170/pl18-04-08. EDN: YBTBGP.

Ипеева А.А. 2022. Образ Японии в советской карикатуре в период японского вторжения в Манчжурию в начале 1930-х гг. (по материалам газеты «Советская Сибирь»). Японские исследования. № 1.С. 20-37. https://doi.org/10.24412/2500-2872-2022-1-20-37. EDN: TSQCWP.

Лебедева И.В. 2021. Немецкий карнавал – политическая элита без цензуры. Вопросы элитологии. Т. 2. № 4. С. 85-97. https://doi.org/10.46539/elit.v2i4.86. EDN: SHFAOD.

Мельников С.С. 2018. Конфликт между Россией и Западом в российской политической карикатуре. Полис. Политические исследования. № 2. С. 100-114. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.02.08. EDN: WALBWH.

Петрова А.В., Петров М.В. 2019. Комплексная методика анализа метафоры в карикатурах как креолизованных текстах политической агитации. Политическая лингвистика. № 5. С. 97-104. https://doi.org/10.26170/pl19-05-10. EDN: PJORHG.

Радина Н.К. 2021. Межпредметный классификатор для количественных медиаисследований на материале политических карикатур. Медиаскоп. Вып. 3. https://doi.org/10.30547/mediascope.3.2021.8. EDN: RQDBWL.

Рогозинникова Ю.В. 2018. Образы президентов России и США в политической карикатуре. Политическая лингвистика. № 2. С. 87-100. https://doi.org/10.26170/pl18-02-11. EDN: UOURHY.

Султыева Л.Р. 2021. Образы мировых политических элит в современной политической карикатуре. Каспийский регион: политика, экономика, культура. № 2. С. 117-123. https://doi.org/10.21672/1818-510X-2021-67-2-117-123. EDN: LGBXFM.

Чурашова Е.А. 2012. Российско-грузинский конфликт в картинках: анализ обвинительного дискурса западных карикатур. Вестник НГУЭУ. № 2. С. 191-199. EDN: OWTLQH.

Шустрова Е.В. 2015. Присоединение Крыма к РФ в американской карикатуре. Политическая лингвистика. № 1. С. 66-73. EDN: TWGECB.

Abdel-Raheem, A. (2017). Decoding images: toward a theory of pictorial framing. Discourse & Society, 28(4), 327-352. https://doi.org/10.1177/0957926517702978

Ball-Rokeach, S., & Defleur, M. (1976). A dependency model of mass-media effects. Communication Research, 3(1), 3-21. https://doi.org/10.1177/009365027600300101

Barthes, R. (1977). The photographic message. In Barthes, R., Image-Music-Text (pp. 15-41). London: Fontana.

Borjabad, S.A.F., & Ruiz del Olmo, F.J. (2020). Arab political cartoons and Facebook: Nadia Khiari, Ali Ferzat and Mohammed Sabaaneh. Journal of Communication Inquiry, 45(3), 244-266. https://doi.org/10.1177/0196859920977115

Calogero, R., & Mullen, B. (2008). About face: facial prominence of George W. Bush in political cartoons as a function of war. The Leadership Quarterly, 19(1), 107-116. https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2007.12.007

Chan, A. (2007). Guiding public opinion through social agenda-setting: China's media policy since the 1990s. Journal of Contemporary China, 16(53), 547-559. https://doi.org/10.1080/10670560701562267

Chen, K.W., Phiddian, R., & Stewart, R. (2017). Towards a discipline of political cartoon studies: mapping the field. In J. Milner Davis (Ed.), Satire and Politics. Palgrave Studies in Comedy (pp. 125-162). Cham: Palgrave Macmillan. http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-56774-7_5

Chikaipa, V. (2019). Caring mother or weak politician? A semiotic analysis of editorial cartoon representations of president Joyce Banda in Malawian newspapers. Critical Arts, 33(2), 14-28. https://doi.org/10.1080/02560046.2019.1655583

Chu, Y. (2021). Politics of visual discourse in China: the corruption cartoon. Visual Communicationhttps://doi.org/10.1177/14703572211058822

Conners, J.L. (2017). Party animals of the 2016 presidential primaries: political cartoon representations of the Republican and Democratic parties. American Behavioral Scientist, 61(6), 600-610. https://doi.org/10.1177/0002764217722249

Fauconnier, G., & Turner, M. (1998). Conceptual integration networks. Cognitive Science, 22(2), 133-187. https://doi.org/10.1207/s15516709cog2202_1

Fillmore, C.J. (1985). Frames and the semantics of understanding. Quaderni di Semantica, 6, 222–254.

Genova, D. (2018). Grasping political cartoons? Not an easy matter. European Journal of Humour Research, 6(1), 85-99https://doi.org/10.7592/EJHR2018.6.1.genova

Halliday, M.A. (1973). Explorations in the functions of language. London: Edward Arnold.

Kress, G., & van Leeuwen, T. (1996). Reading images: the grammar of visual design. London: Routledge.

Kress, G., & van Leeuwen, T. (2001). Multimodal discourse: the modes and media of contemporary communication. London: Edward Arnold Publ.

Krstić, A., Aiello, G., & Vladisavljević, N. (2020). Visual metaphor and authoritarianism in Serbian political cartoons. Media, War & Conflict, 13(1), 27-49. http://dx.doi.org/10.1177/1750635219856549

Kuipers, G. (2011). The politics of humour in the public sphere: cartoons, power and modernity in the first transnational humour scandal. European Journal of Cultural Studies, 14(1), 63-80. http://dx.doi.org/10.1177/1367549410370072

Kwon, I. (2019). Conceptual mappings in political cartoons: a comparative study of the case of nuclear crises in US–North Korean relations. Journal of Pragmatics, 143, 10-27. http://dx.doi.org/10.1016/j.pragma.2019.01.021

Lakoff, G., & Johnson, M. (1980). Metaphors we live by. Chicago: University of Chicago Press.

Lakoff, G. (2008). Women, fire, and dangerous things: what categories reveal about the mind. Chicago: University of Chicago Press.

Lennon, H.W., & Kilby, L. (2020). A multimodal discourse analysis of ‘Brexit’: flagging the nation in political cartoons. In M.A. Demasi, S. Burke, & C. Tileagă (Ed.), Political Communication. Palgrave Studies in Discursive Psychology (pp.115-146). Cham: Palgrave Macmillan.

Lin, C.A., & Lagoe, C. (2013). Effects of news media and interpersonal interactions on H1N1 risk perception and vaccination intent. Communication Research Reports, 30127-136. http://dx.doi.org/10.1080/08824096.2012.762907

McCombs, M., & Shaw, D. (1972). The agenda-setting function of mass media. Public Opinion Quarterly, 36, 176-187. https://doi.org/10.1086/267990

Moore, M., & Colley, T. (2022) Two international propaganda models: comparing RT and CGTN’s 2020 US ELECTION COVERAGE. Journalism Practicehttps://doi.org/10.1080/17512786.2022.2086157

Neuberger, L., & Kremar, M. (2008). Exploring the Effects of Editorial Cartoons on Attitude Change: An Experimental Analysis. Presentation at the Annual convention of the International communication association], Montreal, Canada.

Olesen, T. (2009). The Muhammad cartoons conflict and transnational activism. Ethnicities, 9(3), 409-426. http://doi.org/10.1177/1468796809337432

Samson, A. C., & Huber, O. (2007). The interaction of cartoonist’s gender and formal features of cartoons. Humor-International Journal of Humor Research, 20(1), 1-25. http://dx.doi.org/10.1515/HUMOR.2007.001

Sani, I., Abdullah, M.H., Abdullah, F.S., & Mohamad Ali, A. (2012). Political cartoons as a vehicle of setting social agenda: the newspaper example. Asian Social Science, 8(6), 156-164. http://dx.doi.org/10.5539/ass.v8n6p156

Sanina, A. (2019). Who are you kidding? Visual political irony in contemporary Russia. Qualitative Inquiry, 25(4), 432-444. http://dx.doi.org/10.1177/1077800418790292

Soroka, S., Daku, M., Hiaeshutter-Rice, D., Guggenheim, L., & Pasek, J. (2018). Negativity and positivity biases in economic news coverage: traditional versus social media. Communication Research, 45(7), 1078-1098. http://dx.doi.org/10.1177/0093650217725870

Sperber, D., & Wilson D. (1995). Relevance theory: communication and cognition. 2nd ed. Oxford: Blackwell.

Tsakona, V. (2009). Language and image interaction in cartoons: towards a multimodal theory of humor. Journal of Pragmatics, 41(6), 1171-1188. http://dx.doi.org/10.1016/j.pragma.2008.12.003

Wetherly, P. (2012). Freedom of expression, multiculturalism and the ‘Danish cartoons’. In M. Farrar, S. Robinson, Y. Valli, P. Wetherly (Ed.), Islam in the West (pp. 36-55). London: Palgrave Macmillan.

Yingchi, C. (2020). On the hypoiconic structure of cartoons. Social Semiotics, 32(2), 262-278. http://dx.doi.org/10.1080/10350330.2020.1756587

Zhang, C. (2021). The Sino–US trade war in political cartoons: a synthesis of semiotic, cognitive, and cultural perspectives. Intercultural Pragmatics, 18(4), 469-497. https://doi.org/10.1515/ip-2021-4003

Zhirnova, L.S. (2021). Russia and other significant others in Latvian caricatures. Galactica Media: Journal of Media Studies, 3(3), 199-212. http://dx.doi.org/10.46539/gmd.v3i3.196

Zou, S. (2021). Restyling propaganda: popularized party press and the making of soft propaganda in China. InformationCommunication & Society, 26(1), 201-217. https://doi.org/10.1080/1369118X.2021.1942954 

Содержание номера № 4, 2023

Возможно, Вас заинтересуют:


Радина Н. К.,
“Воображаемая геополитика” в российском медийном дискурсе о коронавирусе. – Полис. Политические исследования. 2021. №1

Пищева Т. Н., Виноградова Н. С., Недова А. Д.,
Образ России под углом зрения политических коммуникаций. – Полис. Политические исследования. 2010. №4

Мельников С. С.,
Конфликт между Россией и Западом в российской политической карикатуре. – Полис. Политические исследования. 2018. №2

Розов Н. С.,
Специфика «русской власти», ее ментальные структуры, ритуальные практики и институты. – Полис. Политические исследования. 2011. №1

Токарев А. А., Приходченко А. Ю., Маргоев А. Р., Целещев А. А.,
Отражение внешней политики КНР в образах настоящего и будущего в массовом сознании китайцев: психографический метод. – Полис. Политические исследования. 2021. №1



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
6 2003


Стур Д.
Открывая демократию заново (II)

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991