Кто управляет Францией: 100 министров Макрона

Кто управляет Францией:
100 министров Макрона


Гаман-Голутвина О. В.,

Доктор политических наук, МГИМО МИД России, Москва, Россия; Российская ассоциация политической науки, Москва, Россия; НИУ ВШЭ, Москва, Россия; журнал «Сравнительная политика», Москва, Россия, ogaman@mgimo.ru


elibrary_id: 250180 | ORCID: 0000-0002-2660-481X | RESEARCHER_ID: E-4046-2012

Соловьева Д. Д.,

Кандидат политических наук, МГИМО МИД России, Москва, solovevadd@yandex.ru


Дата поступления статьи: 2023.09.12. Принята к печати: 2023.10.04


DOI: 10.17976/jpps/2023.06.04
EDN: JIWPGR


Правильная ссылка на статью:

Гаман-Голутвина О. В., Соловьева Д. Д. Кто управляет Францией: 100 министров Макрона. – Полис. Политические исследования. 2023. № 6. С. 37-51. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.06.04. EDN: JIWPGR


Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (Соглашение о предоставлении гранта № 075-15-2022-327 от 22.04.2022).

Аннотация

В статье проанализирована эволюция персонального состава правительства Франции в период президентства Э. Макрона в 2017-2023 гг. Известно, что после избрания президентом Э. Макрон инициировал широкомасштабную институциональную политическую реформу, что побудило авторов рассмотреть влияние институциональных преобразований на ротацию персонального состава министров с прицелом на их образовательный статус. Избранный ракурс обусловлен не только тем, что информация об управленческих кадрах во многом раскрывает содержание политики в целом, но и спецификой подготовки высшего управленческого эшелона Франции, под влиянием которой специализированный сегмент системы образования плотно пересекается с системой рекрутирования политической элиты страны. Гипотеза исследования состоит в том, что экономические реформы Макрона, продолжая актуальный для последних четырех десятилетий мегатренд на либерализацию глобальной и многих национальных экономик, сопровождались не просто возрастанием в высшем управленческом звене Франции доли выходцев из бизнеса, но повлекли за собой трансформацию системы рекрутирования политической элиты посредством замены профессионалов государственного управления корпоративным менеджментом. Предпринятое авторами исследование не подтвердило данные предположения. Хотя двойной “пантуфляж” становится во Франции все более распространенной практикой, пресловутая “дверь-вертушка” продолжает вращаться преимущественно в одном направлении. Более того, вопреки прогнозам Макрон даже усилил ранее сложившуюся во Франции практику в пользу большей открытости, демократичности и расширения возможностей “социальных лифтов” посредством реформы в 2022 г. “кузницы” управленческих кадров – Национальной школы администрации. Выборы 2017 г. во Франции открыли путь к министерским креслам непрофессиональным политикам и значительно обновили министерский корпус, снизив роль “старых партий” и зачастую обнулив опыт некоторых политиков. Но институциональные правила рекрутирования политической элиты страны, определенные образовательной системой и заданные ключевыми рекрутирующими вузами, по-прежнему играют определяющую роль.

Ключевые слова
Франция, Э. Макрон, политические элиты, государственноеe управление, система образования, Национальная школа администрации, Парижский институт политических наук, пантуфляж.


Список литературы

Гаман-Голутвина О.В., Соловьева Д.Д. 2021. Новая политическая элита Франции против старой системы рекрутирования. Полис. Политические исследования. № 6. С. 60-72. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.06.05. EDN: YOHESX.

Лапина Н.Ю. 2015. К вопросу об особенностях французской политической элиты. Власть и элиты. Т. 2. С. 93-135. EDN: WMUGIV.

Лапина Н.Ю. 2017. Политическая элита современной Франции. Актуальные проблемы Европы. № 2. С. 105-126. EDN: ZDANRB.

Соловьева Д.Д. 2021. Система образования как канал рекрутирования политической элиты в Великобритании и Франции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М.: МГИМО МИД России. 

Чернега В.Н. 2021. Французские элиты и правление Э. Макрона: Изменения в рамках преемственности? Актуальные проблемы Европы. № 3. С. 164-187. EDN: HFEILO.

Bäck, H, Meier, H.E., Persson, T, & Fischer, J. (2012). European integration and prime ministerial power: a differential impact on cabinet reshuffles in Germany and Sweden. German Politics, 21(2), 184-208. https://doi.org/10.1080/09644008.2012.677032

Baylis, T. (2007). Embattled executives: prime ministerial weakness in East Central Europe. Communist and Post-Communist Studies, 40(1), 81-106. http://doi.org/10.1016/j.postcomstud.2006.12.007

Beckwith, K., & Franceschet, S. (2022). Gendering cabinet reshuffles in France and Spain. Government and Opposition, 1-22. https://doi.org/10.1017/gov.2022.31

Birnbaum, P. (1994). Les sommets de l’Etat. Essai sur l’élite du pouvoir en France. Paris: Seuil.

Dewan, T., & Myatt, D. (2007). Scandal, protection, and recovery in the cabinet. American Political Science Review, 101(1), 63-77. https://doi.org/10.1017/S0003055407070025

Dowding, K., & Kang, W. (1998). Ministerial resignations 1945–97. Public Administration, 76(3), 411-429. https://doi.org/10.1111/1467-9299.00109

Duhamel, A. (2016). Les pathologies politiques francaises. French and European Publications Inc.

Eymeri-Douzans, J.-M. (2015). Chapitre 19 / Le ministre n’est plus une personne physique: Sur la collectivisation de la fonction ministérielle. In Le règne des entourages Cabinets et conseillers de l’exécutif. Presses de Sciences Po (pp. 553-598). https://doi.org/10.3917/scpo.eymer.2015.01.0553

Fleming, T. (2021). Why change a winning team? Explaining post-election cabinet reshuffles in four Westminster democracies. Political Studies, 71(3), 935-955. https://doi.org/10.1177/00323217211049293

Gaman-Golutvina, O. (2018). Political elites in the USA under George W. Bush and Barack Obama: structure and international politics. Historical Social Research, 43(4), 141-163. https://doi.org/10.12759/hsr.43.2018.4.141-163

Helms, L. (2020). Performance and evaluation of political executives. In Andeweg R., Elgie R., Helms L., Kaarbo J., Müller-Rommel F. (Ed.), The Oxford Handbook of Political Executives (pp. 646-670). Oxford: Oxford University Press.

Helms, L., & Vercesi, M. (2022). Cabinet reshuffles in parliamentary democracies: a typology and framework for comparative analysis. Government and Opposition, 1-22. https://doi.org/10.1017/gov.2022.22

Kam, C. & Indriðason, I.H. (2005). The timing of cabinet reshuffles in five westminster parliamentary systems. Legislative Studies Quarterly, 30(3), 327–363. https://doi.org/10.3162/036298005X201581

Martínez-Gallardo C., Camerlo M. (2018). Portfolio allocation in the Americas. A Recap. In Camerlo, M., & Martínez-Gallardo, C. (Ed.). Government Formation and Minister Turnover in Presidential Cabinets: Comparative Analysis in the Americas (pp. 209-220). London: Routledge.

Miwa, H. (2018). Can reshuffles improve government popularity? Evidence from a ‘pooling the polls’ analysis. Public Opinion Quarterly, 82(2), 322-342. https://doi.org/10.1093/poq/nfy015.

Müller, W., & Philipp, W. (1991). Prime ministers and other government heads. In J. Blondel & J-L. Thiébault (Ed.), The Profession of Government Minister in Western Europe (pp. 31-43). Basingstoke: Macmillan.

Rose, R. (1971). The making of cabinet ministers. British Journal of Political Science, 1(4), 393-414. https://doi.org/10.1017/S0007123400009212

Rouban, L. (2011). Sociologie politique des deputés de la V-e République, 1958–2007. Les Cahiers du CEVIPOF, no. 55.

Thiriez, F., Méaux, F., & Lagneau, C. (2020). Mission Haute Fonction Publique. Propositions. Paris: Service du Premier Ministre. 

Содержание номера № 6, 2023

Возможно, Вас заинтересуют:


Кудрявцев А. К.,
Франция, удивляющая мир. – Полис. Политические исследования. 2019. №6

Гаман-Голутвина О. В., Соловьева Д. Д.,
Новая политическая элита Франции против старой системы рекрутирования. – Полис. Политические исследования. 2021. №6

Круглый стол журнала «ПОЛИС» , Ворожейкина Т. Е., Дегтярев А. А., Капустин Б. Г., Поляков Л. В.,
О реформе преподавания политических наук в системе высшего образования Российской Федерации. – Полис. Политические исследования. 2001. №1

Сулима И. И.,
Система образования как инструмент оценки постсоветских реформ. – Полис. Политические исследования. 2001. №2

Шебанова М. А.,
Международная бюрократия как слой транснациональных политических элит. – Полис. Политические исследования. 2012. №1

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
2 2002


Ашин Г. К.
США: политическая история в ключе исторической политологии

 Текст статьи (Электронная версия)
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991