Политологический и экологический аспекты концепции “продовольственных миль”

Политологический и экологический аспекты концепции “продовольственных миль”


Малов А. В.,

Кандидат политических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, malov.pvo@gmail.com


elibrary_id: 924411 | ORCID: 0000-0002-6493-5150 | RESEARCHER_ID: F-2545-2018

Дата поступления статьи: 2023.04.24. Принята к печати: 2023.08.18


DOI: 10.17976/jpps/2024.01.07
EDN: LZDEYJ


Правильная ссылка на статью:

Малов А. В. Политологический и экологический аспекты концепции “продовольственных миль”. – Полис. Политические исследования. 2024. № 1. С. 89-103. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.01.07. EDN: LZDEYJ


Аннотация

Корпус политологических проблем, связанных с развитием, безопасностью и суверенитетом государства, стимулирующий повышенный интерес как властных структур, так и представителей научного сообщества, включает в себя среди прочего новую концепцию “продовольственных миль”. Примененный автором метод деконструкции и компаративный анализ показали, что смысловой фундамент рассматриваемой терминологической единицы опирается на неореалистскую парадигму международных отношений. Автор стремится не только высветить “эпистемологические лакуны” концепции, но и конвертировать их в конкурентные преимущества, внеся таким образом вклад в дискурс, связанный с конструированием “усовершенствован- 89 ных продовольственных миль”. В эмпирической части работы автор избрал в качестве примера сельскохозяйственную политику Московской области, в частности, зафиксировав низкую продовольственную самодостаточность региона, компенсируемую как за счет внутринационального товародвижения, так и импорта базовых продуктов питания. Впервые зависимость от интенсивного ввоза зарубежных продовольственных товаров в субъект Российской Федерации была сопоставлена со степенью экологического ущерба, идентифицированного с помощью математических методов. Автор делает вывод, что концепция “продовольственных миль”, пополнив категориально-понятийный аппарат политологии и теории международных отношений, может быть использована в качестве механизма “зеленого протекционизма”, активизирующего защиту национальных интересов и стимулирующего диверсификацию отечественного агроэкологического производства. В качестве рекомендации государственным органам предлагается план поправок к законодательным актам, а также графический проект “экологического этикетирования” продуктов питания.

Ключевые слова
продовольственные мили, неореализм, государствоцентризм, продовольственный суверенитет, продовольственная безопасность, международный продовольственный режим.

Дополнительные материалы

Список литературы

Малов А.В. 2018. Международный продовольственный режим. Вестник МГИМО-Университета. № 1. C. 127-147. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2018-1-58-127-147. EDN: XNHOWD.

Чугров С.В., Малов А.В. 2019. Продовольственный суверенитет и воспитание: гармонизация по-японски. Вестник РУДН. Серия: Социология. Т. 19. № 4. С. 665-677. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-4-665-677. EDN: RFCBCC.

Aliotte, J.T.B., Lima, D.M., & Oliveira, A.L.R. (2020). Food miles’ contribution to papaya transport logistics: from the field to the warehouse. Revista S&G, 15(2), 131-142. https://doi.org/10.20985/1980-5160.2020.v15n2.1646

Ayres, R.U., & Simonis, U.E. (1994). Industrial metabolism: restructuring for sustainable development. Hong Kong: Permanent Typesetting and Printing Co.

Ballingall, J., & Winchester, N. (2008). Food miles: starving the poor? Economics discussion papers series No. 812. Department of Economics, University of Otago. https://doi.org/10.1111/j.1467-9701.2010.01270.x

Ballingall, J., & Winchester, N. (2010). Food miles: starving the poor? The World Economy, 33(10), 1201-1217. https://doi.org/10.1111/j.1467-9701.2010.01270.x

Beer, S., & Lemmer, C. (2011). A critical review of “green” procurement. Worldwide Hospitality and Tourism Themes, 3(3), 229-244. https://doi.org/10.1108/17554211111142194

Born, B., & Purcell, M. (2006). Avoiding the local trap: scale and food systems in planning research. Journal of Planning Education and Research, 26(2), 195-207. https://doi.org/10.1177/0739456X06291389

Brown, S.L., & Pilz, U.F. (1969). U.S. agriculture: potential vulnerabilities. Menlo Park, CA: Stanford Research Institute.

Cairns, S. (2005). Delivering supermarket shopping: more or less traffic? Transport Reviews, 25(1), 51-84. https://doi.org/10.1080/0144164042000218391

Carlsson-Kanyama, A. (1997). Weighted average source points and distances for consumption origin-tools for environmental impact analysis. Ecological Economics, 23(1), 15-23. https://doi.org/10.1016/ S0921-8009(97)00566-1

Chi, K.R., MacGregor, J. & King, R. (2009). Fair miles: recharting the food miles map. GB: Oxfam UK. Coote, B. (1992). The trade trap: poverty and the global commodity markets. Oxford: Oxfam Print Unit.

Coley, D., Howard, M., & Winter, M. (2009). Local food, food miles and carbon emissions: a comparison of farm shop and mass distribution approaches. Food Policy, 34(2), 150-155. https://doi.org/10.1016/j.foodpol.2008.11.001

Collins, A., Flynn, A., Wiedmann, T., & Barrett, J. (2006). The environmental impacts of consumption at a subnational level. Journal of Industrial Ecology, 10(3), 9-24. https://doi.org/10.1162/jiec.2006.10.3.9

Crippa, M. et al. (2022). CO2 emissions of all world countries, EUR 31182 EN, JRC/IEA/PBL 2022

Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union. Fitzgerald, K.J. (2015). Thinking globally, acting locally: locavorism and humanist sociology. https://doi.org/10.2760/07904

Humanity & Society, 40(1), 3-21. https://doi.org/10.1177/0160597615619273

Foster, J. (1999). Marx’s theory of metabolic rift: classical foundations for environmental sociology. American Journal of Sociology, 105(2), 366-405. https://doi.org/10.1086/210315

Heerwagen, R.L. et al. (2014). Can increased organic consumption mitigate climate changes? British Food Journal, 116(8), 1314-1329. https://doi.org/10.1108/BFJ-02-2013-0049

Heyes, J.A., & Smith, A. (2008). ‘Could food miles become a non-tariff barrier? SHS Acta Horticulturae, 768, 431-436. https://doi.org/10.17660/ActaHortic.2008.768.56

Hill, H. (2008). Food miles: background and marketing. ATTRA: National Sustainable Agriculture Information Service US. https://attra.ncat.org/wp-content/uploads/2019/05/foodmiles.pdf

Holt-Giménez, E., Shattuck, A., Altieri, M., Herren, H. & Gliessman, S. (2012). We already grow enough food for 10 billion people... and still can’t end hunger. Journal of Sustainable Agriculture, 36(6), 595-598. https://doi.org/10.1080/10440046.2012.695331

Jones, A. (2002). An environmental assessment of food supply chains: a case study on dessert apples. Environmental Management 30(4), 560-576. https://doi.org/10.1007/s00267-002-2383-6

Kemp, K. et al. (2010). Food miles: do UK consumers actually care? Food Policy, 35(6), 504-513. https://doi.org/10.1016/j.foodpol.2010.05.011

Kingsolver, B. (2007). Animal, vegetable, miracle: a year of food life. New York: Harper Collins.

Kooijman, J.M. (1993). Environmental assessment of packaging: sense and sensibility. Environmental Management, 17(5), 575-586. https://doi.org/10.1007/BF02393720

Suh, K-W. (2012). An analysis of food miles and CO2 emission of major agricultural products. Journal of Korean Society for Atmospheric Environment, 28(6), 706-713. http://dx.doi.org/10.5572/KOSAE.2012.28.6.706

Lappé, F.M., & Lappé A. (2002). Hope’s edge: The next diet for a small planet. New York: Putnam.

Lewis, M.K., & Mitchell, A.D. (2014). Food miles: environmental protection or veiled protectionism? Michigan Journal of International Law, 35(3), 579-636.

Li, M. et al. (2022). Global food-miles account for nearly 20% of total food-systems emissions. Nature Food, 3, 445-453. https://doi.org/10.1038/s43016-022-00531-w

Mearsheimer, J. (2001). Anarchy and the struggle for power. In J. Mearsheimer (ed.), The Tragedy Of Great Power Politics (pp. 29-54). New York: W.W. Norton & Company.

Paxton, A. (1994). The food miles report: the dangers of long-distance food transport. London: SAFE Alliance Publishers.

Pirog, R., Van Pelt, T., Enshayan, K., & Cook, E. (2001). Food, fuel, and freeways: an Iowa per spect ive on how far food travels, fuel usage, and greenhouse gas emissions. https://www.leopold.iastate.edu/files/pubs-and-papers/2011-06-food-fuel-and-freeways-iowa-perspective-how-far-food-travels-fuel-usage-andgreenhouse-gas-emissions.pdf

Pollan, M. (2006). The omnivore’s dilemma: a natural history of four meals. New York: Penguin.

Pretty, J.N., Ball, A.S., Lang, T., & Morison, J.I.L. (2005). Farm costs and food miles: an assessment of the full cost of the UK weekly food basket. Food Policy, 30(1), 1-19. https://doi.org/10.1016/j.foodpol.2005.02.001

Rajkumar, P. (2010). Food mileage: an indicator of evolution of agricultural outsourcing. Journal of Technology Management & Innovation, 5(2), 37-46. https://doi.org/10.4067/S0718-27242010000200004

Riechman, J. (2005). Comerse el mundo: sobre ecología, ética y dieta. Málaga (España): Edición del General.

Roggeveen, K. (2014). Tomato journeys from farm to fruit shop. Local Environment, 19(1), 77-102. https://doi.org/10.1080/13549839.2012.738653

Rose, N., Serrano, E., Hosig, K., Haas, C., Reaves, D., & Nickols-Richardson, Sh.M. (2008). The 100-mile diet: A community approach to promote sustainable food systems impacts dietary quality. Journal of Hunger and Environmental Nutrition, 3(2-3), 270-285. https://doi.org/10.1080/19320240802244082

Rudy, K. (2012). Locavores, feminism, and the question of meat. The Journal of American Culture, 35(1), 26-36. https://doi.org/10.1111/j.1542-734X.2011.00795.x

Saunders, C., Barber A., & Taylor, G. (2006). Food miles – comparative energy/emissions performance of New Zealand’s agriculture Industry. Research Report No. 205. Lincoln University.

Seery, E., Okanda, J., & Lawson, M. (2019). A tale of two continents: fighting inequality in Africa. Oxfаm GB. https://doi.org/10.4337/9781781956168.00015

Shimizu, H., & Desrochers, P. (2008). Yes, we have no bananas: a Critique of the food miles perspective. Mercatus Policy Series Policy Primer (8 October 24). Arlington, VA: Mercatus Center, George Mason University. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1315986

Schumacher, E.F. (1973). Small is beautiful: economics as if people mattered. New York: Harper & Row.

Smil, V. (2001). Enriching the Earth: Fritz Haber, Carl Bosch and the transformation of world food production. Cambridge, MA: MIT Press.

Tukker, A., & Jansen, B. (2006). Environmental impacts of products: a detailed review of studies. Journal of Industrial Ecology, 10(3), 159-182. https://doi.org/10.1162/jiec.2006.10.3.159

Van Dartel, M., &, Nigten, A. (2014). Towards ecological autarky. Leonardo, 47(5), 494-495. https://doi.org/10.1162/LEON_a_00819

Van Passel, S. (2013). Food miles to assess sustainability: a revision. Sustainable Development, 21(1), 1-17. https://doi.org/10.1002/sd.485

Verde, A. (1999). No más saqueo, nos deben la deuda ecológica! Ecologia Politica, 18, 125-133.

Wackernagel, M., & Rees, W.E. (1996). Our ecological footprint: reducing human impact on the Earth. Gabriola Island (BC): New Society Publisher.

Waltz, K. (1988). The origins of war in neorealist theory. Journal of Interdisciplinary History, 18(4), 615-628.

Waltz, K. (2005). The anarchic structure of world politics. In R. Art, & R. Jervis (Ed.), International Politics: Enduring Concepts and Contemporary Issues (pp. 29-49). New York: Pearson, Longman.

Wandel, J. (2019). Do free trade agreements promote sneaky protectionism? A classical liberal perspective. Journal of Management and Economics, 55(3), 185-200. https://doi.org/10.2478/ijme-2019-0017

United States. Weber, C.L., &Environmental Science and Technology H.S. Matthews. (2008). Food-miles and the relative climate impacts of food choices in the , 42(10), 3508-3513. https://doi.org/10.1021/es702969f

Wilson, T. (2007). The ‘food miles’ fallacy. Institute of Public Affairs Review. https://ipa.org.au/wp-content/uploads/archive/59_2_WILSON_FoodMiles.pdf

Wolfe, R., Baddeley, S., & Cheng, P. (2012). Trade policy implications of carbon labels on food. Estey Centre Journal of International Law and Trade Policy, 13(1), 59-93.

Xuereb, M. (2005). Food miles: Environmental implications of food imports to Waterloo region. Region of Waterloo public health. https://sustainontario.com/greenhouse/resource/food-miles-environmental-implications-of-food-imports-to-waterloo-region/

Содержание номера № 1, 2024

Возможно, Вас заинтересуют:


Шейнис В. Л.,
Национальная безопасность России. Испытание на прочность. Часть II . – Полис. Политические исследования. 2010. №1

Казанцев А. А.,
Либеральный подход к внешней политике России. На полях книги Владимира Петровского. – Полис. Политические исследования. 2012. №2

Аналитический доклад ИС РАН ,
Национальная безопасность России глазами экспертов . – Полис. Политические исследования. 2011. №3

Арбатова Н. К.,
Безопасность ЕС: микроагрессия с макропоследствиями. – Полис. Политические исследования. 2021. №5

Понамарева А. М., Татунц С. А.,
Иммиграция как проблема национальной безопасности РФ. – Полис. Политические исследования. 2010. №4



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
1 2003


Сергеев К. В.
“Периферийное знание” в дискурсе креативности: социальные сети интересного

 Текст статьи (электронная версия)
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991