Преодоление апокалипсиса в плюралистическом пространстве поэтики и политики

Преодоление апокалипсиса в плюралистическом пространстве поэтики и политики


Харкевич М. В.,

Кандидат политических наук, МГИМО МИД России, Москва, Россия, kharkevich@mail.ru


elibrary_id: 547254 | ORCID: 0000-0001-9476-9694 | RESEARCHER_ID: R-7257-2016

Дата поступления статьи: 2023.11.22. Принята к печати: 2024.01.09


DOI: 10.17976/jpps/2024.02.03
EDN: WYBCKF


Правильная ссылка на статью:

Харкевич М. В. Преодоление апокалипсиса в плюралистическом пространстве поэтики и политики. – Полис. Политические исследования. 2024. № 2. С. 25-37. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.02.03. EDN: WYBCKF


Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01054 (https://www. rscf.ru/project/22-28-01054/).

Аннотация

При переходе к Новому времени конечная темпоральность Средних веков подверглась пересмотру. Из этого пересмотра родились четыре исторические варианта отношений между эсхатологическим и политическим: революционный – политическое на пути к эсхатологическому преображается до полного растворения в нем; прогрессивный – политическое преображается на пути к эсхатологическому, но сохраняется как таковое; консервативный – политическое удерживает эсхатологическое; постапокалиптический – политическое и эсхатологическое растворяются в экономическом (культурной логике позднего капитализма). В статье с помощью метода процессуального слежения на базе методологии критического реализма исследуется механизм преодоления апокалипсиса. Установлено, что таким механизмом служил поэтический и политический плюрализм. Преодоление апокалипсиса посредством плюрализма происходит только в прогрессивной версии (через политеистический политический миф, а также разрыв политики с этикой), и в постапокалиптике, когда капитализм переводит политическое и эсхатологическое в пространство экономики, радикально умножая образы и воображения апокалипсиса, что приводит к нормализации и институционализации ада. 

Ключевые слова
плюрализм, онтология, темпоральность, критический реализм.


Список литературы

Агамбен Д. 2018. Оставшееся время: комментарий к посланию к Римлянам. М.: Новое литературное обозрение.

Бибихин В.В. 1997. Апокалипсис. Искусство кино. № 1. http://www.bibikhin.ru/apokalipsis

Гройс Б. 2021. Введение в антифилософию. М.: Ад Маргинем Пресс.

Джеймисон Ф. 2019. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма. М.: Издательство Института Гайдара.

Ивлиев И. 2015. И увидел я новое небо и новую землю: Комментарий к Апокалипсису. М.: Изд-во ББИ.

Бодрийяр Ж., Бурдье П., Лаку-Лабарт Ф. 2019. Поэтика и политика. Генезис и структура бюрократического поля. Реквием по масс-медиа. СПб.: Алетейя.

Мельвиль А.Ю. 2007. Пространство и время в мировой политике. Космополис. № 2. С. 119-120.

Слезкин Ю. 2019. Дом правительства. Сага о русской революции. М.: Corpus.

Тюленев В.М. 2005. Рождение латинской христианской историографии. М.: Изд-во Олега Абышко.

Фуко М. 2011. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году. СПб.: Наука.

Шурипа С., Савченков К., Будрайтскис И., Крамар М. 2020. Согласно Откровению Иоанна Богослова. Художественный журнал. № 113. С. 54-66. https://moscowartmagazine.com/issue/101/article/2235

Agamben, G. (2012). The church and the kingdom. London: Seagull Books.

Beckwith, I. (2001). The Apocalypse of John. Eugene: Wipf and Stock Publishers.

Blumenberg, H. (1968). Wirklichkeitsbegriff und Staatstheorie. Schweizer Monatshefte, 48, 121-146. Blumenberg, H. (1985). The legitimacy of the modern age. Cambrige: MIT Press.

Callinicos, A. (2007). Does capitalism need the state system? Cambridge Review of International Affairs.20(4), 533-549.

Cassirer, E. (1946). The myth of the state. New Haven: Yale University Press.

Checkel, J.T. (2008). Process tracing. In A. Klotz, & D. Prakash (Ed.), Qualitative Methods in International Relations. Research Methods Series (pp. 114-115). London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/9780230584129_8

Collier, D. (2011). Understanding process tracing. PS: Political Science & Politics, 44(4), 823-830. https://doi.org/10.1017/S1049096511001429

Derrida, J. (1984). Of an apocalyptic tone recently adopted in philosophy. Oxford Literary Review, 6(2), 3-37. http://www.jstor.org/stable/43973661

Diesen, G. (2020). Russia as an international conservative power: the rise of the right-wing populists and their affinity towards Russia. Journal of Contemporary European Studies, 28(2), 182-196. https://doi.org/10.1080/14782804.2019.1705770

Engstrom, M. (2014). Contemporary Russian messianism and new Russian foreign policy. Contemporary Security Policy. 35(3), 356-379.

Esposito, R. (2021). Instituting thought: Three paradigms of political ontology. Polity Press.

Freidman, Th. (2005). The world is flat. New York: Farrar, Straus and Giroux.

Grayson, K., & Mawdsley, J. (2019). Scopic regimes and the visual turn in International Relations: Seeing world politics through the drone. European Journal of International Relations. 25(2), 431-457. https://doi.org/10.1177/1354066118781955

Hamilton, S. (2018). Foucault's end of history: the temporality of governmentality and its end in the Anthropocene. Millennium, 46(3), 371-395. https://doi.org/10.1177/0305829818774892

Hardt, M., & Negri, A. (2001). Empire. Cambridge: Harvard University Press.

Hom, A.R. (2018). Silent order: The temporal turn in critical international relations. Millennium, 46(3), 303-330. https://doi.org/10.1177/0305829818771349

James, H. (2018). Deglobalization: the rise of disembedded unilateralism. Annual Review of Financial Economics, 10, 219-237.

Jameson, F. (2003). The end of temporality. Critical Inquiry, 29(4), 695-718.

Kurki, M. (2007) Critical realism and causal analysis in international relations. Millennium, 35(2), 361-378. https://doi.org/10.1177/03058298070350021501

Kurki, M. (2008). Causation in international relations: reclaiming causal analysis. Cambridge: Cambridge University Press.

Lewis, S.L., & Maslin, M.A. (2015). Defining the Anthropocene. Nature, 519(7542), 171-180. https://doi.org/10.1038/nature14258

Lowith, K. (1949). Meaning in History. Chicago: University of Chicago Press.

Luhrmann, A., & Lindberg, S.I. (2019). A third wave of automatization is here: what is new about it? Democratization, 26(7), 1095-1113. https://doi.org/10.1080/13510347.2019.1582029

Neumann, I.B., & Sending, O.J. (2010). Governing the global polity: Practice, mentality, rationality. Ann Arbor: University of Michigan Press.

Shoemaker, S.J. (2018). The apocalypse of empire: imperial eschatology in Late Antiquity and early Islam. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.

Simangan, D. (2020). Where is the Anthropocene? IR in a new geological epoch. International Affairs, 96(1), 211-224. https://doi.org/10.1093/ia/iiz248

Stewart, A.E. (2017). Ekphrasis, fear, and motivation in the Apocalypse of John. Bulletin for Biblical Research, 27(2), 227-240. https://doi.org/10.5325/bullbiblrese.27.2.0227

Uchaev, E. (2023). The concept of katechon in the thought of Carl Schmitt: towards a different univer- salism? Russian Sociological Review, 22(4), 26-45. https://doi.org/10.17323/1728-192x-2023-4-26-45

Voegelin, E. (1952). The new science of politics: an introduction. Chicago: University of Chicago Press.

Waters, C. N., Zalasiewicz, J., Summerhayes, C., Barnosky, A.D., Poirier, C., Galuszka, A., & Wolfe, A.P. (2016). The Anthropocene is functionally and stratigraphically distinct from the Holocene. Science, 351(6269), aad2622. https://doi.org/10.1126/science.aad2622

Wilson, M. (2023). What happened to the anarchist century? Anarchist Studies, 31(1), 6-10. https://doi. org/10.3898/AS.31.1.EDITORIA

Wolf, M. (2023). The crisis of democratic capitalism. New York: Penguin.

Содержание номера № 2, 2024

Возможно, Вас заинтересуют:


Перегудов С. П.,
Плюрализм и корпоративизм в СССР и России (общее и особенное). – Полис. Политические исследования. 2010. №5

Сорокин К. Э., Богатуров А. Д., Тихомиров В. Б.,
Критический обзор модели униполярности (дискуссия). – Полис. Политические исследования. 1997. №2

Конышев В. Н.,
Неоклассический реализм в теории международных отношений. – Полис. Политические исследования. 2020. №4

Зубов А. Б.,
Плюрализм тоталитарности . – Полис. Политические исследования. 1993. №6

Леванский С. А.,
ФРГ: умеренный партийный плюрализм . – Полис. Политические исследования. 1998. №2



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
4 2022


Куприянов А. В.
Россия и Индия: проблемы и перспективы сотрудничества

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991